Новосибирская открытая образовательная сеть




Сейчас

 

Все новости

Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Август 2015 Июль 2015 Июнь 2015 Май 2015 Апрель 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015

 

Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Август 2014 Июль 2014 Июнь 2014 Май 2014 Февраль 2014 Январь 2014

 

Декабрь 2013 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Январь 2013

 

Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Март 2012 Февраль 2012 Январь 2012

 

Декабрь 2011 Ноябрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 Июнь 2011 Май 2011 Апрель 2011 Март 2011 Февраль 2011 Январь 2011

 

Декабрь 2010 Ноябрь 2010 Октябрь 2010 Сентябрь 2010 Август 2010 Июль 2010 Июнь 2010 Май 2010 Апрель 2010 Март 2010 Февраль 2010 Январь 2010

 

Декабрь 2009 Ноябрь 2009 Октябрь 2009 Сентябрь 2009 Август 2009 Июль 2009 Июнь 2009 Май 2009 Апрель 2009 Март 2009 Февраль 2009 Январь 2009

 

Декабрь 2008 Ноябрь 2008 Октябрь 2008 Сентябрь 2008 Август 2008 Июль 2008 Июнь 2008 Май 2008 Апрель 2008 Март 2008 Февраль 2008 Январь 2008

 

Декабрь 2007 Ноябрь 2007 Октябрь 2007 Сентябрь 2007 Август 2007 Июль 2007 Июнь 2007 Май 2007 Апрель 2007 Март 2007 Февраль 2007 Январь 2007

 

Декабрь 2006 Ноябрь 2006 Октябрь 2006 Сентябрь 2006 Август 2006 Июль 2006 Июнь 2006 Май 2006 Апрель 2006 Март 2006 Февраль 2006 Январь 2006

 

Декабрь 2005 Ноябрь 2005 Октябрь 2005 Сентябрь 2005 Август 2005 Июль 2005 Июнь 2005 Май 2005 Апрель 2005 Март 2005 Февраль 2005 Январь 2005

 

Декабрь 2004 Ноябрь 2004 Октябрь 2004 Сентябрь 2004 Август 2004 Июль 2004 Июнь 2004 Май 2004 Апрель 2004 Март 2004 Февраль 2004 Январь 2004

 

Декабрь 2003 Ноябрь 2003 Октябрь 2003 Сентябрь 2003 Август 2003 Июль 2003 Июнь 2003 Май 2003 Апрель 2003 Март 2003 Февраль 2003 Январь 2003
12.02.2004

А. Кондаков: «Пополнение знаний – основа понимания» 10-11 февраля в Новосибирске в целях повышения информированности педагогических работников области управление образования администрации НСО проводило дни издательства «Просвещение». В программе мероприятий, организованных на базе Областного центра информационных технологий и Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, семинары и встречи с авторами новейших учебно-методических комплектов, охватывающих практически весь спектр преподавания в общеобразовательных учреждениях.

генеральный директор издательства «Просвещение» Александр Кондаков

10-11 февраля в Новосибирске в целях повышения информированности педагогических работников области управление образования администрации НСО проводило дни издательства «Просвещение». В программе мероприятий, организованных на базе Областного центра информационных технологий (ОблЦИТ) и Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования (НИПКиПРО), семинары и встречи с авторами новейших учебно-методических комплектов, охватывающих практически весь спектр преподавания в общеобразовательных учреждениях. Новости Новосибирской открытой образовательной сети (НООС) предлагают пользователям интервью с генеральным директором издательства «Просвещение» Александром Кондаковым.

– Какова структура компании или, скорее, группы компаний «Просвещение»?

– «Просвещение» – одно из старейших издательств в России,– рассказывает Александр Михайлович.– На данный момент это одно из немногих государственных издательств, которое сохранило свои позиции и выдерживает конкуренцию на рынке после всех пертурбаций 90-х годов. Главная задача «Просвещения» – удовлетворить все потребности российского образования в качественной продукции, к которой относятся собственно учебники, а также разнообразные методические материалы и наглядные пособия. Теперь к ним добавились электронные издания, онлайн-поддержка наших учебников. Таким образом, спектр задач, который мы решаем, довольно широк, и работа издательства очень сильно отличается от той, какой она была пятнадцать-двадцать лет назад.

В свое время мы получали единый заказ от государства, который оформлялся Министерством финансов. Издательству выделялось соответствующее финансирование и полиграфическая база. Учебники печатались на специальных полиграфических комбинатах и к началу каждого учебного года доставлялись во все советские школы. На сегодняшний день, картина кардинально поменялась. Во-первых, на рынке образовательной литературы появилось 54 игрока – это те издательства, которые выпускают учебники, вошедшие в федеральный комплект. Однако «Просвещение» и по сей день занимает ведущие позиции, поскольку по нашим учебникам учится более половины населения России.

Я считаю, что формирование обширного рынка образовательной литературы создает благоприятные условия для работы. Конкуренция является двигателем в любом виде бизнеса. Недавно мне был задан вопрос, а нельзя ли сделать из «Просвещения» «казенное предприятие», которое бы снова обеспечивало учебниками все российские школы. С моей точки зрения, этот шаг было бы совершенно неоправдан, поскольку рано или поздно он приведет к стагнации, которая нанесет серьезный ущерб как обществу, так и государству. Нужно понимать, что современный учебник – это та основа, на который формируется современный человек, от которого зависит, какой будет страна, насколько она будет процветающей и «конкурентоспособной» по сравнению с другими государствами. Именно поэтому, мы уделяем особое внимание вопросам образовательных стандартов, образовательной политики, информатизации образования, т.е. всем тем, что влияет на развитие системы образования в Российской Федерации, а, стало быть, и на наш бизнес.

Регистрация участников пленарного заседания

Исходя из этого, «Просвещение» и превратилось в некую группу компаний. Мы являемся государственной структурой, со всеми отсюда вытекающими последствиями финансового и иного контроля, поэтому в «серых» финансовых зонах мы работать не можем и не работаем. Тем не менее, «Просвещение» – нормальное коммерческое издательство, которому свойственны практически все методы работы современной компании. На данный момент, существует материнское предприятие – издательство «Просвещение», которое ищет авторов, работает над перспективами развития, содержанием образования, новыми образовательными технологиями и, соответственно, готовит и издает учебники. Вопросами реализации учебников на коммерческой основе занимается Торговый дом «Просвещение». За работу с региональными бюджетами отвечает «Просвещение-Регион» – представители компании на местах принимают участие в тендерах, продвигая тем самым нашу продукцию по всей стране. Также существует компания «Просвещение-МЕДИА», которая занимается разработкой и выпуском электронных учебников.

Такова структура группы компаний «Просвещение». Можно сказать, что эта структура вполне современна, хотя новый закон об унитарных предприятиях загоняет нас в более жесткие рамки и, с моей точки зрения, ограничивает возможности в ведении бизнеса. Нам приходится искать способы работы в рамках этого закона, не нанося ущерба ни себе, ни государству. Понимая степень своей ответственности, мы поднимаем вопросы о внесении поправок в действующие законы об образовании и авторском праве. Стоит сказать, что в этой деятельности и «Просвещению», и целому ряду других издательств очень помог Российский книжный союз, возглавляемый Сергеем Степашиным.

– Какое место, по вашим собственным оценкам, занимает «Просвещение» на современном рынке учебной литературы? Насколько продукция «Просвещения» конкурентоспособна?

– На рынке есть несколько ведущих игроков. Примерно равные доли у «Просвещения» и «Дрофы» (компании, занимающие лидирующее положение на данный момент), также выделяются издательства «Вентана-Граф», «АСТ-пресс» и «Дом Федорова».

Выступает начальник управления образования администрации НСО Владимир Иванов

Если говорить о качестве нашей литературы, то за последние два года мы очень серьезно двинулись вперед. Это касается не только содержания наших учебников, но и качества полиграфии. Я думаю, что наши потребители, а они есть практически в каждом доме, обратили внимание, насколько изменились наши книги – мы перешли на более тонкий немецкий картон для обложек, стали использовать голландскую пленку, повысилось качество полиграфии (оно значительно выше, чем у учебников большинства других издательств). Эта особая политика «Просвещения», и она будет продолжена. Разумеется, содержание учебника – это тоже очень серьезный показатель. В издательстве есть научно-образовательный центр, который занимается поиском новых форм, методов создания учебников, апробацией, экспериментальной работой с авторами и школами. Кроме всего прочего, мы ведем активный поиск новых авторов, с тем, чтобы наши книги соответствовали современным требованиям. В этой сфере деятельности издательство очень тесно связано с Министерством образования, поскольку мы готовим учебники, исходя из официальных требований. Сейчас мы с трепетом и опасением ждем появления новых стандартов общего образования. Это самая сложная составная часть системы образования, которая требует пристального внимания и контроля. К сожалению, те стандарты, которые вводятся сейчас, скорее всего, не будут соответствовать требованиям сегодняшнего дня, соответственно, такими же будут и учебники, сделанные под эти стандарты.

– Насколько жесткая конкуренция существует в борьбе за авторов?

– Конкуренция на самом деле жесткая, и она связана с разными методами работы с авторами, которые практикуются на рынке. Мы работаем на рынке, и главная задача для «Просвещения» – обеспечение лучших условий для авторов. Во-первых, «Просвещение» может обеспечить высокий уровень редакторского состава. Во-вторых, издательство имеет огромный опыт работы с Министерством образования и Федеральным экспертным советом, что позволяет четкое контролировать подготовку учебника на всех этапах производства. В-третьих, наши редакторы ездят по всей стране, встречаются с методистами и учителями, разъясняя все то новое, что есть в наших учебниках, почему они лучше, чем книги других издательств, и какие именно из этих отличий могут способствовать их наиболее эффективному использованию в том или ином регионе. Репутация «Просвещения», разумеется, привлекает авторов, поскольку наши тиражи, обеспечивают им достаточно серьезные гонорары, которые небольшие издательства в силу ограниченности своих возможностей по реализации и продвижению своей продукции обеспечить не смогут.

Пленарное заседание, посвященное проведению дней издательства «Просвещение» в Новосибирске

– Какие схемы распространения учебников «Просвещения» существуют на данный момент?

– Таких схем совсем немного. Должен сказать о том, что в этой сфере тоже произошли серьезные перемены за последние два года. Мы работаем с субъектами федерации при формировании заказов на учебники. Денег в регионах выделяется очень мало (в рамках подготовки к одному из заседаний Комитета образования Госдумы, мы провели опрос и выяснили, что на данный момент в среднем по стране закупается 1,5 учебника на одного ученика, при норме – 12-15 учебников в год). Таким образом, ситуация с обеспечением учебниками достаточно тяжелая, если не катастрофическая. Когда формируется заказ в регионах, объявляется тендер на закупки, в таких тендерах участвует одно из отделений «Просвещение-Регион». Также мы работаем с крупными дилерами, наша договоренность с ними обуславливает то, что книги «Просвещения» доходят до каждого региона. Для каждого регионального дилера очень важно понимать, для какого региона какой именно комплект учебников сформирован, поскольку это влияет на розничную торговлю. Поэтому наша совместная работа с дилерами имеет принципиальное коммерческое значение. В редких случаях, учебники закупаются за федеральные деньги. К таким учебникам относятся, например, пособия для малых народов Севера и коррекционных школ. Однако, к большому сожалению, государство этих книг закупает очень мало (средний возраст учебника в коррекционной школе – 8-10 лет, а учебники для народов Севера получаются чрезвычайно дорогими, поскольку выходят мизерными тиражами).

Общий объем федеральных закупок в нашем обороте составляет не более трех процентов. Средства, полученные от региональных бюджетов, составляют 25-30 процентов. Остальную часть доходов «Просвещение» получает от коммерческих продаж. Наша активность на рынке способствовала увеличению тиражей, достаточно сказать, что за последние два года тиражи выросли с 37 до 48 миллионов учебников в год. Думаю, что в 2004 году эта планка будет превышена, несмотря на демографический спад, налоговые и финансовые ограничения, которые сейчас вводит государство.

Весной 2003 года открылся фирменный книжный магазин «Просвещение», в котором представлена литература образовательного направления (причем, не только школьная, но и вузовская), а также художественная литература, входящая в учебные программы средних школ.

– Существуют ли другие фирменные магазины «Просвещения»?

– Нет. У «Просвещения» был свой магазин, но его пришлось закрыть полтора года назад, поскольку он был убыточным. Торговая площадь старого магазина была всего 120 квадратных метров, новое помещение позволяет торговать на площади в 400 квадратных метров.

Выступает генеральный директор ЗАО «Просвещение – МЕДИА» Ольга Галузинская

– На вашем сайте опубликован список магазинов, «взявших на себя обязательства по обеспечению полного книжного ассортимента издательства «Просвещение» и обслуживанию заказов на учебную литературу издательства». Что представляет собой эта практика?

– Дело в том, что основной комплект учебников сейчас закупается за родительские деньги, а цены на этот комплект растут день ото дня. Наши поездки в регионы показали, что мелкие торговцы резко завышают цены на нашу литературу (в Красноярске я видел учебник литературы, который, при отпускной цене издательства в 35 рублей, стоил 110). Это серьезная социальная проблема. «Просвещение» действует совместно с органами управления образованием субъектов федерации и гарантирует им, что мы будем осуществлять прямые поставки литературы в ту или иную структуру, которая позволит снизить цены на наши учебники. Таким образом, мы, во-первых, обеспечиваем наиболее полный ассортимент литературы, выпускаемой «Просвещением», а во-вторых, гарантируем снижение цен до уровня отпускной цены издательства. Магазинам-партнерам, при определенных объемах закупок, мы предоставляем скидки, что позволяет держать низкий уровень цен на учебники. Благодаря этой программе, в Челябинской области цены снизились на 15-20 процентов. В Москве мы заключили договор с Московским домом книги, который к сезону обеспечивает полный ассортимент наших книг по всей столице, то есть, мы ликвидировали тот чудовищный дефицит, ежегодно возникающий в августе-сентябре. Программа носит социальную направленность и, вместе с тем, способствует росту наших продаж.

– Каковы результаты проведения этой программы? Насколько она привлекательна для ваших потенциальных партнеров?

– Результаты налицо. «Просвещение» четко ориентирует магазины и сети на те книги, которые определены региональным комплектом. Мы постоянно отслеживаем потребность и обеспечиваем магазины учебниками. Сейчас ведутся переговоры с крупными сетями Новосибирска, Самары, Ярославля, Санкт-Петербурга и целого ряда других городов. Надеюсь, что эта программа будет активно развиваться.

Президиум пленарного заседания. Выступает директор Областного центра информационных технологий Вера Перкова

– Как складываются отношения издательства с непосредственным руководством – Министерством печати?

– Наши взаимоотношения с Министерством печати определяются тем, что оно осуществляет оперативное руководство издательством, которое является государственной собственностью. Серьезных проблем с Министерством печати у «Просвещения» не возникает – мы динамично развиваемся и приносим стабильную прибыль (более 130 миллионов рублей в прошлом году). Можно сказать, что проблемных ситуаций не возникает, хотя вопросы, связанные с законодательством, с новой политикой в отношении унитарных предприятий, с новой налоговой и бюджетной политикой могли бы быть предметом более глубокого обсуждения между руководителями крупнейших предприятий и руководством Минпечати. Бывают случаи, когда мы получаем документ, содержащий положения, которые явно мешают развитию бизнесам и без которых вполне можно было бы обойтись. Более плотная работа в этом направлении, была бы, как мне кажется, довольно продуктивной.

Профессор академии повышения квалификации и переподготовки работников образования МО РФ Евгений Вяземский проводит семинар по истории в рамках дней издательства «Просвещение» в Новосибирске

– Есть шанс, что такая работа будет проводиться?

– Это движение должно быть двусторонним. Объединение издательств в рамках Российского книжного союза – гарант того, что вопросы будут решаться на самых высоких уровнях. Можно сказать, что структура взаимодействия издателей и власти уже сформирована.

– Какие приоритетные области для работы вы выделили для себя в 2004 году?

– Во-первых, будет продолжена работа над учебно-методическими комплектами по целому ряду предметов. Во-вторых, необходимо привести в соответствие наши учебники с новыми стандартами, предоставленными Министерством образования. Я имею в виду новую программу обязательного изучения иностранных языков со второго класса. Самая сложная задача, которую необходимо решить – это Единый государственный экзамен, наших детей нужно научить работе с тестами такого уровня. Есть проекты и в области электронных изданий – в частности, совместно с нашими крупнейшими партнерами, мы работаем над созданием единой образовательной платформы для школы. Это большой системный проект – практически Windows для школы.

Семинар по истории в рамках дней издательства «Просвещение» в Новосибирске

Существует и ряд других проектов. «Просвещение» продолжит работу с регионами - предложит новые формы и методы апробации учебников. Уже два года работает компания «Просвещение-Казахстан» – совместное российско-казахстанское предприятие, выпустившее в прошлом году 23 учебника. В скором времени появится 140 книг, подготовленных при непосредственном участии российской стороны. Еще один, особо интересный для меня, как для географа, проект – выпуск картографической продукции. В наши карты и школьные атласы должны стать объективно лучшими на российском рынке.

– Новый учебный год начался под знаком модернизации образования, которая, по замыслу правительства, должна проходить во всех сферах школьной жизни. Коснется ли модернизация образования школьного учебника? Не потеснят ли в ближайшие годы электронные учебники обычные, бумажные?

Нет, этого я не боюсь. Мы были свидетелями разговоров о конце бумажных книг и появлении электронных. Но электронные книги не смогли вытеснить бумажные. Учебник, напечатанный на бумажных носителях, был, есть и будет. Только его функции принципиально меняются. Прежде он был хранилищем знаний. Теперь его роль – быть навигатором в мире науки, в мире познания. Объемы человеческого знания прирастают такими темпами и обновляются настолько быстро, что любой огромный том, излагающий свод фундаментальных знаний, устаревает к моменту своего выхода.

Стенд продукции издательства «Просвещение» в выставочном зале информационно-методического отдела ОблЦИТ

– Каким должен быть учебник нового поколения?

– Все зависит от целей, которые мы перед собой поставим. С моей точки зрения, главная задача системы образования – это обеспечить успешную социализацию ребенка или молодого человека при выходе из учебного заведения соответствующего уровня. Но как достичь этой цели? Что делает выпускника каждого уровня образования конкурентоспособным на рынке труда: набор знаний, умений и навыков, либо какие-то личностные и ценностные качества? Это вопрос, требующий скорейшего решения.

– Как оценить современную реформу (ЕГЭ, гос.образовательные стандарты, которые почему-то не соответствуют часам, заложенным в Проекте базисного учебного плана)?

– Я являюсь сторонником реформы. Не стал бы ее называть программой модернизации, это более широкий термин, охватывающий все сферы жизни нашего общества. Реформы необходимы. Мы живем в условия информационно-коммуникационной революции, которая значительно изменила жизнь мирового сообщества в целом. Мы живем в глобальном мире и в этих условиях говорить о какой-то уникальной национальной системе образования нельзя. Есть глобальная экономика, глобальные транспортные системы, глобальные энергетические системы - тоже самое касается и системы образования.

Семинар для учителей начальной школы в рамках дней издательства «Просвещение» в Новосибирске

Но по отдельным направлениям реформирования системы образования есть очень много вопросов. Главный вопрос – это та поспешность, исключительно сжатые сроки, с которой реализуется программа модернизации. С моей точки зрения, время, отведенное для проведения экспериментов, например единого государственного экзамена, введения новых стандартов общего образования, должно быть увеличено меньше чем в 2-3 раза. Тревожит и наполнение стандарта. Если мы и впредь будем продолжать разговор о том, что школа должна давать фундаментальные и прочные знания – а именно этот тезис заложен в первый вариант нового образовательного стандарта, подготовленного авторским коллективом Эдуарда Днепрова и Владимира Шадрикова – то нам вообще не понадобятся учебники нового поколения. Школьных учебников, отвечающих требованиям разработчиков этого стандарта, у нас достаточно, их просто надо в очередной раз подкорректировать. Но дети, фундаментально изучающие по ним математику, физику, химию, и другие науки в будущем с трудом будут находить себе работу. На сегодняшний день 40% выпускников ПТУ остаются в течение года безработными, 70% выпускников вузов идут работать не по профилю. Это означает: огромные инвестиции, которые государство направляет в систему образования, расходуются неэффективно.

Второе. Если в стандарте даже не учтено существование Интернета – годится ли такой стандарт для ХХI века? Электронное сопровождение обеспечивает детей дополнительным объемом информации и возможностью работать с образовательным Интернетом, которые мы в учебник заложить не можем. А ведь Интернет – и российский, и, особенно, международный – уже насыщен сегодня нужной для учеников информацией.

Кандидат педагогических наук доцент кафедры дощкольной педагогики МГПУ Наталья Морева проводит семинар по педагогике и психологии в рамках дней издательства «Просвещение» в Новосибирске

Я думаю, что за той спешкой, с которой претворяются в жизнь все нововведения и кроются причины нестыковки отдельных направлений реформирования системы образования. Например, работа над образовательными стандартами общего образования не состыкована с работой по внедрению профильного обучения, единый государственный экзамен не состыкован ни со стандартами, ни с профильным обучением. Таких примеров очень много, поэтому несоответствие проекта базисного учебного плана новым стандартам это одно из подтверждений того, что на сегодняшний день отсутствует целостный подход к реформированию, в том числе и общего образования. Я бы в данном случае повел речь о необходимости прежде всего разработки новой модели образования в целом. Информационная революция изменила место образования в жизни общества и отдельного человека, поэтому в структуре образования резко усилилась роль послевузовского и дополнительного образования. Эти уровни образования в нашей стране в настоящее время требуют развития, а не реформирования. Необходима жесткая привязанность системы образования к потребностям рынка труда на всех уровнях, начиная с основного общего образования.

Именно эти вопросы должны сейчас быть ключевыми в решении проблем системы образования.

Но самая главная проблема – это проблема учителя. Невольно складывается такое впечатление, что из процесса реформирования системы образования выпало главное звено - сам учитель. На сегодняшний день российский учитель, который является центральной, важнейшей фигурой всей системы образования, в социальном плане оказался в менее защищенном положении по сравнению с другими работниками бюджетной сферы. И не смотря на те усилия, которые предпринимаются на региональном уровне, абсолютное большинство учителей получают зарплату ниже уровня бедности. Это, наверное, и является на сегодняшний день самой серьезной, самой острой проблемой российского образования.

Семинар по педагогике и психологии в рамках дней издательства «Просвещение» в Новосибирске

Если на протяжении последних 10 – 15 лет наш учитель являлся гарантом сохранения лучших традиций российского образования, то в настоящее время мы подходим к той черте, когда старшее поколение учителей постепенно уходит, а на смену им не приходит молодое поколение высококвалифицированных специалистов, способных обеспечить школу и наших детей адекватным уровнем подготовки. Несмотря на то что на сегодняшний день ощущается явное количественное перепроизводство выпускников педагогических вузов, только 20 процентов молодых педагогов реально идут работать в школы. Если ситуация не изменится, то уже через 3-5 лет тот педагогический ресурс, который пока еще сохраняется в наших школах, будет исчерпан. Перед страной в полный рост встанет проблема острейшей нехватки квалифицированных педагогических кадров. Мы должны помнить о том, что основу развития любого государства составляют представители среднего класса. И только люди, которые сами относятся к представителям среднего класса, обладающие соответствующими ценностями, ориентирами, способны воспитать будущее поколение, адекватное тем требованиям, которые ставит перед нами современное информационное сообщество. На сегодняшний лишь отдельных российских учителей можно отнести к категории среднего класса и то только потому, что их материальное положение обеспечено благодаря членам их семей.

Автор УМК «Русский язык в начальной школе» Александра Бондаренко

Острейшей проблемой современной школы является все возрастающий разрыв между учителем и учеником, связанный с тем, что современные дети быстрее овладевают информационно-коммуникационными технологиями, уходят в безбрежное море Интренета и пользуются гораздо более широким доступом к современным информационным ресурсам. Современный учитель, к сожалению, не имеет на это ни времени, ни средств.

До тех пор, пока мы не решим вопрос социального статуса и материального положения российского учителя, я убежден, реально никаких серьезных сдвигов в системе общего образования в России ожидать не следует.

Еще одна острейшая проблема – повышение квалификации и переподготовки кадров. Никакие программы по введению новой структуры содержания общего образования, профильной школы, информатизации, новых образовательных технологий не будут решены без серьезной реструктуризации системы институтов повышения квалификации. Сеть ИПК должна быть возрождена, адекватно профинансирована. Армия методистов, до сих пор героически работающих в этих институтах, должна получить соответствующее материальное обеспечение.

Серьезные проблемы накопились и в системе педагогического образования, которая требует несомненного обновления с точки зрения современного содержания образования и новых образовательных технологий. Мы должны четко уяснить – учитель, его открытость к проблемам современного мира, постоянное пополнение знаний – это основа понимания тех процессов, которые происходят в современном обществе. Только в этом случае он сможет оказать помощь ученикам в понимании окружающей их действительности. Таким образом, забота об учителе является основной, краеугольной проблемой программы модернизации российского образования.

Семинар по русскому языку в рамках дней издательства «Просвещение» в Новосибирске

– Один из приоритетов Министерства образования на этот учебный год – эксперимент по предпрофильному обучению. В 2006 году старшую школу страны планируется сделать профильной. Это значит – скоро понадобятся новые учебники с углубленным изложением всех школьных предметов. Было высказано мнение, что надо побыстрее сделать школы профильными, не дожидаясь, пока будут готовы соответствующие учебники. Вы не согласны?

– Начнем с того, что, с моей точки зрения, мы еще не понимаем сами, что такое профильная школа, а тем более – предпрофильная подготовка. Эксперимент только начинается. И, на мой взгляд, действующие учебники не могут быть использованы для профильной школы. Допустим, мы начинаем использовать для профильной школы учебник, на котором стоит гриф Министерства образования: «Рекомендовано для использования в общеобразовательной школе». Тогда возникает вопрос: мы что, решили назвать общеобразовательную школу профильной? А какую школу после этого мы будем называть основной? Признаем, что общеобразовательная школа стала на уровень ниже? Если мы идем на эксперимент по профильному обучению, значит, мы должны, во-первых, разработать программы. А уже затем – учебники. На мой взгляд, профильная школа нужна. Но подготовка такого эксперимента в нормальных условиях занимает не менее пяти лет. Не меньше двух лет потребуется на работу над учебником научному коллективу. А затем – апробация в школах. Только через два года апробации учебник может получить гриф «Допущено…». После этого он может получить гриф «Рекомендовано…». Для того, чтобы подготовить учебники для профильной школы, нужно не менее четырех лет. Я не говорю о подготовке учителей. Недавно мы получили список учебников для так называемых элективных курсов по программе профильного обучения. Из 54 учебников, которые с этой целью предложило Министерство образования, «Просвещение» может взять только два и то – с большой натяжкой. Такое впечатление, что профессура попросту достала свои старые лекции с полки и решила назвать их элективными курсами. Это вузовские курсы. В этом и беда. Не надо нам никуда сейчас торопиться. У нас есть очень серьезная задача: решить вопрос, что такое общее базовое образование. После этого мы решим, что такое профильное обучение.

Хочу также напомнить, что в этом году в среднем закупки учебников в регионах за бюджетные средства сократились на 30 процентов. Это означает, что, с учетом роста цен, будет закуплено примерно 60 процентов учебников от уровня прошлого года. Поэтому говорить о введении профильной школы и нового стандарта в таких условиях не приходится.

Автор УМК «Твой друг французский язык» Антонина Кулигина проводит семинар по французскому языку в рамках дней издательства «Просвещение» в Новосибирске

– Судя по всему, в процессе подготовки новых учебников сейчас – мертвый сезон?

– Это неверно. Издательство и авторы постоянно работают в этом направлении. Мы обсуждаем проблемы содержания образования на Совете по проблемам школьного учебника, который регулярно проводится в «Просвещении». Прежде всего - стараемся определить для себя те новые образовательные технологии, которые должны использоваться в учебном процессе. Например, развитие у школьников навыков критического мышления, навыков работы в группе, освоение межпредметных и информационно-коммуникационных связей. Именно они в будущем станут существенно влиять на содержание образования.

– Сегодня в России сформировался рынок учебной литературы. А школы – и это ни для кого не секрет – зачастую, лишены возможности приобретать те учебники, которые им понравились. Различные лобби не вынуждают их закупать то, что им совсем не по душе.

– Я думаю, что это не во всем справедливое утверждение. Регионы сейчас закупают учебники в соответствии с Федеральным перечнем, идет серьезная конкуренция между 54 издательствами учебной литературы, из которых «Просвещение» и «Дрофа» – два самых крупных. Другое дело – что механизм утверждения и продвижения учебников, как и многие другие явления в нашей жизни, зачастую приобретает разные формы. Это приводит к навязыванию школам учебников, скажем так, не вполне соответствующего уровня. Вспомним печально знаменитый конкурс на учебник новейшей истории России Н. В. Загладина, начало которому положило заседание Правительства и выступление Михаила Касьянова.

Семинар по французскому языку в рамках дней издательства «Просвещение» в Новосибирске

– В этой связи министр образования Владимир Филиппов много говорил о переходе на три учебника по одному предмету. По-вашему, это реальная перспектива?

– Если Министерство образования будет настаивать на этом – то перспектива трех учебников по одному предмету станет реальной. С моей точки зрения, вариативность – это одно из главных достижений российской системы образования. Любой учебник, если он соответствует требованиям федерального стандарта – когда этот стандарт будет, конечно, принят – вполне достоин, на мой взгляд, того, чтобы быть предложенным на рынке. Не надо искусственных ограничений. Мы должны перейти к той системе образования, которая на самом деле открывает свободу творчества учителя. Но для этого учителя надо готовить.

Редакция ОблЦИТ благодарит издательство «Просвещение»
и лично Р. КУПЦОВА за предоставленные материалы.

Фотоиллюстрации А. СЕМИКЛЕТОВА, В. ГРУШИЦКОГО – оба корр. ОблЦИТ.
Подготовлено редакцией ОблЦИТ.

Назад