Новосибирская открытая образовательная сеть




Сейчас

 

Все новости

Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Август 2015 Июль 2015 Июнь 2015 Май 2015 Апрель 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015

 

Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Август 2014 Июль 2014 Июнь 2014 Май 2014 Февраль 2014 Январь 2014

 

Декабрь 2013 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Январь 2013

 

Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Март 2012 Февраль 2012 Январь 2012

 

Декабрь 2011 Ноябрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 Июнь 2011 Май 2011 Апрель 2011 Март 2011 Февраль 2011 Январь 2011

 

Декабрь 2010 Ноябрь 2010 Октябрь 2010 Сентябрь 2010 Август 2010 Июль 2010 Июнь 2010 Май 2010 Апрель 2010 Март 2010 Февраль 2010 Январь 2010

 

Декабрь 2009 Ноябрь 2009 Октябрь 2009 Сентябрь 2009 Август 2009 Июль 2009 Июнь 2009 Май 2009 Апрель 2009 Март 2009 Февраль 2009 Январь 2009

 

Декабрь 2008 Ноябрь 2008 Октябрь 2008 Сентябрь 2008 Август 2008 Июль 2008 Июнь 2008 Май 2008 Апрель 2008 Март 2008 Февраль 2008 Январь 2008

 

Декабрь 2007 Ноябрь 2007 Октябрь 2007 Сентябрь 2007 Август 2007 Июль 2007 Июнь 2007 Май 2007 Апрель 2007 Март 2007 Февраль 2007 Январь 2007

 

Декабрь 2006 Ноябрь 2006 Октябрь 2006 Сентябрь 2006 Август 2006 Июль 2006 Июнь 2006 Май 2006 Апрель 2006 Март 2006 Февраль 2006 Январь 2006

 

Декабрь 2005 Ноябрь 2005 Октябрь 2005 Сентябрь 2005 Август 2005 Июль 2005 Июнь 2005 Май 2005 Апрель 2005 Март 2005 Февраль 2005 Январь 2005

 

Декабрь 2004 Ноябрь 2004 Октябрь 2004 Сентябрь 2004 Август 2004 Июль 2004 Июнь 2004 Май 2004 Апрель 2004 Март 2004 Февраль 2004 Январь 2004

 

Декабрь 2003 Ноябрь 2003 Октябрь 2003 Сентябрь 2003 Август 2003 Июль 2003 Июнь 2003 Май 2003 Апрель 2003 Март 2003 Февраль 2003 Январь 2003
17.02.2004

Система образования в России и НСО: развитие или кризис? На пленарном заседании, посвященном проведению дней издательства «Просвещение» в Новосибирске, авторы учебно-методических комплектов из различных регионов, преподаватели практически со всех районов области познакомились с мнениями московских коллег о ситуации в модернизации системы образования России и результатами вклада в этот процесс управления образования администрации НСО. На снимке (слева-направо): беседуют генеральный директор ФГУП издательство «Просвещение» А. Кондаков и начальник управления образования Новосибирской области В. Иванов.

МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ «БУКСУЕТ»? (ПРОСВЕЩАЕТ ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ФГУП ИЗДАТЕЛЬСТВО «ПРОСВЕЩЕНИЕ» А. КОНДАКОВ)

ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ ОТВЕРГАЮТСЯ УЧИТЕЛЯМИ (О ПРИЧИНАХ И МЕТОДАХ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ В ВЫСТУПЛЕНИИ ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА ЗАО «ПРОСВЕЩЕНИЕ-МЕДИА» О. ГАЛУЗИНСКОЙ)

На снимке (слева-направо): беседуют генеральный директор ФГУП издательство «Просвещение» Александр Кондаков и начальник управления образования Новосибирской области Владимир Иванов На пленарном заседании, посвященном проведению дней издательства «Просвещение» в Новосибирске, авторы учебно-методических комплектов из различных регионов, преподаватели практически со всех районов области познакомились с мнениями московских коллег о ситуации в модернизации системы образования России и результатами вклада в этот процесс управления образования администрации НСО.

Своим мнением о проводимой в России модернизации системы образования с педагогами Новосибирской области поделился генеральный директор ФГУП издательство «Просвещение» Александр Кондаков:

Выступает генеральный директор ФГУП издательство «Просвещение» Александр Кондаков– Сегодня, после четырехлетнего экспериментирования по модернизации российского образования, ни один из ключевых вопросов развития данной сферы не решен,– утверждает Александр Михайлович.– Между тем, большинство проблем уходит корнями еще в советский период. Они постепенно переходят в разряд хронических болезней – падение качества, растрата кадрового потенциала, плохое техническое и материальное обеспечение, отставание сельской школы. Многочисленные попытки реформирования так и остались попытками, поскольку не затрагивали ценностей образования, проблем социального заказа, полноценного кадрового и технологического обновления. Вся система, о которой идет речь, в основном живет представлениями о былом величии, все больше отрываясь от реальных запросов учащихся, их семей, общества и государства. При этом практически не произошло ее вписывания в формирующийся рыночный контекст. В прошедшее десятилетие темпы и направления развития образовательных услуг существенно отличались от показателей формирования рынка труда. Если в течение долгих лет основным ориентиром для функционирования системы образования служил военно-промышленный комплекс, то ныне подобного она не имеет. В результате структура подготовки выпускников в профессиональных учебных заведениях оказалась не соответствующей строению потребностей рынка труда. Обучение специалистов и квалифицированных рабочих все больше не отвечает современным требованиям. В особенности, когда речь идет о таких навыках, как работа в команде, дисциплина и культура труда, умение самостоятельно искать информацию, коммуникативные навыки, строгое следование технологическим инструкциям. В силу этого выпускаются люди, чьи знания быстро устаревают, а умениями, необходимыми для современной рыночной экономики, они не обладают. В то же время высока доля неэффективной занятости, когда формальный уровень образования работника выше требований квалификационных характеристик. Без увеличения конкурентоспособности рабочей силы (высококвалифицированной и профессионально-мобильной) на основе адекватной требованиям рынка труда структуры непрерывного профессионального образования мы не только не сможем двинуться вперед, но, напротив, продолжим откат назад.

Выступает генеральный директор ФГУП издательство «Просвещение» Александр КондаковОсобое беспокойство вызывает состояние кадров самой системы образования, и особенно учительского корпуса, как самого массового в данной сфере,– обратил внимание присутствующих генеральный директор издательства «Просвещение».– Он стареет и физически и морально. Обновление преподавательского состава идет очень медленно. В общее образование поступают отнюдь не лучшие, а наиболее конкурентоспособные его, напротив, покидают. Относительно небольшое число педагогических коллективов и отдельных учителей, про которых можно сказать, что они энтузиасты и профессионалы, общей картины, увы, не меняет. Массовая школа по кадрам стала зоной негативного отбора, и переломить эту тенденцию в ходе проводимых мероприятий не удастся. Для восстановления потенциала школ и детских садов потребуется не одно десятилетие и другие методы. Главное противоречие среднего образования состоит в том, что к будущей жизни детей все больше готовят люди, в новой жизни считающие себя обделенными и социально, и экономически. Между тем, в общественном понимании, конечной целью каждого из уровней обучения является успешная социализация выпускника. То есть полученное образование должно обеспечить успешность человека в дальнейшей жизни, что, в свою очередь, улучшит благосостояние, динамизм и процветание общества и государства в целом. Имеющийся в России учительский корпус эту важнейшую социальную задачу образования выполнить не может. Поэтому необходимо создать условия для восстановления кадрового потенциала, обеспечить конкурентоспособность образовательной сферы в деле привлечения с рынка труда профессионалов. Это должно достигаться как экономическими методами, так и жестким контролем качества подготовки учителей. Кроме того, нужно обеспечить переход всей системы на новые педагогические технологии, к которым в настоящее время не готовы ни школа, ни большая часть остальной системы образования, включая высшее и послевузовское. Второй причиной неэффективности проводимой модернизации является разрозненность, несистемность проводимых экспериментов, их слабое методологическое оснащение, отсутствие идейного стержня, который бы обеспечивал слаженность мероприятий, осмысленность проводимой политики. Более того, непоследовательные, не синхронизированные между собой управленческие действия значительно скомпрометировали в глазах профессионального сообщества сами цели. Наиболее ярко это проявилось в эксперименте по единому государственному экзамену (ЕГЭ). Реализация абсолютно понятной и необходимой задачи «обеспечения всем выпускникам школ возможности получения высшего образования исключительно в зависимости только от качества полученного ими среднего образования, путем создания независимой от школы и ВУЗов системы аттестации выпускников» превратилась в повсеместное насаждение модели, фактически представляющей собой всего лишь усложненную схему очень дорогостоящего, малополезного для такой огромной страны централизованного тестирования. Идеологами, создателями и, практически, единственными владельцами содержания и технологий ЕГЭ стали непонятные, не имеющие особого авторитета, и, следовательно, не вызывающие особого доверия у общества, у ведущих ВУЗов организации и люди. Все эти факторы привели к парадоксальному результату – численность сторонников ЕГЭ в стране по данным ВЦИОМ-А после трех лет эксперимента не только не увеличилась, но значительно сократилась. Аналогичная ситуация и с насыщением школ современными образовательными технологиями. Вместо реального решения этой задачи предложена опять же крайне дорогостоящая, с учетом всех затрат, схема спутникового сегмента ЕОИС, идеология которой устарела еще до начала использования и никаких значимых результатов в жизнь учебного заведения внести не может. Такую же оценку придется дать и широкомасштабному эксперименту по совершенствованию структуры и содержания общего образования, по профилизации старшей школы. Вообще, вопрос о стыковке школы и системы профессионального образования, который подается как решенный, таковым не является. В том виде, в котором вводится профильное обучение, оно противоречит даже идее ЕГЭ – одинакового экзамена для всех, кто заканчивает учебное заведение.

Пленарное заседание в рамках проведения дней издательства «Просвещение» в НовосибирскеТа модель стандартов среднего образования, которая принята, также не адаптирована ни с единым государственным экзаменом, ни с теми процессами, которые идут и в профессиональном обучении, и в экономике России,– подчеркнул Александр Кондаков.– А продление срока учебы в школе до 12-ти лет и те финансовые ресурсы, которые потребуются для этого перехода, могут быть значительно более эффективно использованы в профессиональном образовании. Особенно если адекватно использовать то, что по факту уже произошло – превращение высшего образования в массовое, получение которого рассматривается семьями как сверхценность. И это связано далеко не только с призывом в армию, а складывается как необходимый элемент социальной адаптации к современной быстро меняющейся социальной и экономической среде. Следовательно, требуется тщательный просчет ресурсных возможностей государства на уровне федерации и ее субъектов, чтобы использовать бюджетные средства рационально и получить то качество и структуру профессионального образования, которые нужны современной России. При этом для точного понимания проблемы было бы целесообразно отказаться от термина «начальное профессиональное образование», поскольку подготовка квалифицированных рабочих в современной техногенной среде и при развитой сфере услуг не может быть «начальной». В новой модели образования подготовка квалифицированных рабочих кадров может строиться на базе трех, четырехлетнего общего высшего образования. Но это станет возможным и эффективным только тогда, когда будет пересмотрено содержание обучения на каждом из его уровней и ступеней. Введение 12-летки при современном состоянии школы и преподавательского корпуса только законсервирует тяжелое положение и породит серьезные социальные напряжения, поскольку действующее учительство в большинстве своем не способно учить уже по существу взрослых людей. В чем главные причины сложившейся ситуации? Прежде всего, государством не сформировано представление о системе ценностей России, входящей в XXI век. Соответственно, задача их формирования не поставлена и перед системой образования. Это исключительно серьезный фактор, который препятствуют развитию. Не сформулирован государственный, социальный заказ самой системе, которая не имеет четко обозначенных ориентиров ни для собственного развития, ни для подготовки педагогов, которые должны работать с новыми социальными ценностями.

Без внятного формулирования этого образование будет рассматриваться государством как затратная сфера. В то время как общество в лице домохозяйств уже активно рассматривает его как область инвестиций, ресурс развития. Выделение из федерального бюджета значительных средств на модернизацию обучения стало, к сожалению, не средством развития, а лишь инструментом вовлечения регионов и ВУЗов в малоэффективные программы Министерства образования, когда реальная работа по реформированию вынужденно подменяется «освоением бюджетных средств в установленные сроки». В конце концов встанет вопрос об эффективности проведенных затрат и о реальной социальной отдаче проведенных разрозненных мероприятий. Нерыночный характер образования проявляется и в отсутствии реальной конкуренции между государственным и негосударственным ее секторами, в создании искусственных препон в развитии частного сектора. В результате происходит приватизация учебными заведениями многих сфер и сегментов образовательного рынка без должного жесткого контроля за качеством услуг. Создание искусственных барьеров, невнимание к нарастающей дифференциации в доступе к качественному образованию привело к беспрецедентной коррупции. При этом рациональность или нерациональность мероприятий модернизации все больше оцениваются с позиций возможности извлечения коррупционного дохода на разных уровнях системы образования,– заключил генеральный директор издательства «Просвещение» Александр Кондаков.

Выступает генеральный директор ЗАО «Просвещение-МЕДИА» Ольга ГалузинскаяПродолжая тему оснащения школ современными электронными аудио и визуальными медиасредствами, учебными пособиями на цифровых и аналоговых носителях, затронутую в речи начальника управления образования Новосибирской области Владимира Иванова, перед педагогами и руководителями выступила генеральный директор ЗАО «Просвещение-МЕДИА» Ольга Галузинская. Она познакомила преподавателей с некоторыми новинками, выпускаемыми ее предприятием:

– На сегодняшний день, когда электронные учебные пособия стали полноправным элементом системы образования, в стране обнаружилась некоторая тенденция отторжения их учителями,– считает Ольга Александровна.– Причины – неподготовленность материально-технической базы, отсутствие методических пособий и так далее. Поэтому своей основной целью «Просвещение-МЕДИА» ставит не только разработку компьютерных учебных продуктов, но и, в первую очередь, рекомендаций к их использованию. Также планируется проведение семинаров, конференций, мастер-классов для учителей. Необходимо помочь им в кратчайшие сроки не только познакомиться с новинками, но и принять их, научиться использовать, сделать привычными на своем рабочем столе. Скажу несколько слов о нашей компании. Она молодая и иначе не могло быть, так как область, в которой мы работаем, тоже относительно новая, а в образование компьютерные технологии (КТ) еще только начинают проникать. Но именно прочные деловые связи с издательством «Просвещение» позволяют нам занять лидирующие позиции на рынке образовательных КТ на сегодняшний день. У нас есть все предпосылки, чтобы далее упрочить свое положение.

Выступает генеральный директор ЗАО «Просвещение-МЕДИА» Ольга ГалузинскаяЯ хочу обратить ваше внимание на тот ассортимент продуктов, который создан нами,– сказала генеральный директор ЗАО «Просвещение-МЕДИА».– На данный момент нашим основным изданием является электронная библиотека «Просвещение». Первой в рамках этой серии выпущена химия для восьмого класса. За ней – история для пятого класса, и последней является физика. Она не имеет четкого обозначения по классу и состоит из трех частей. Сейчас вышла первая часть в рамках программы для седьмого – девятого класса. Самым последним изданием, которое еще не выпущено, но уже находится на стадии производства, является биология, анатомия и физиология человека для девятого класса. Второй очень важной линейкой является серия «Все задачи школьной математики». Она полностью раскрывает курс всей программы с пятого по одиннадцатый класс, вплоть до подготовки к вступительным экзаменам. Очень важно, что, несмотря на деловые связи с издательством, мы стремимся к тому, чтобы наши электронные продукты могли быть использованы в сочетании с любым учебником.

Регистрация участников дней издательства «Просвещение» в НовосибирскеМы прекрасно понимаем, что, несмотря на серьезное положение «Просвещения» на рынке и его лидирующие позиции, существует еще ряд издательств, и учителя привыкли работать по тем учебникам, к которым они привыкли,– продолжила Ольга Галузинская.– Поэтому для нас было очень важно создать что-то, органично сочетающееся с любым учебным пособием. Если проводить параллель с традиционной книгой, то учебник – это, прежде всего, текст, а соответственно автор. Но в случае с нашими изданиями это не совсем так, потому что они являются плодом труда не только авторов, но и людей, которые готовили иллюстративно-художественные материалы. А текст – это всего лишь небольшая и, по существу, не самая важная часть этого. Для нас было очень важно преодолеть соблазн перенести печатный продукт в электронный формат. Необходимо было найти такую форму, в которой наше учебное издание стало бы не дополнять книгу и заменять учителя. Нужно помочь педагогу в 40-45 минут урока найти возможность провести индивидуальную работу практически с каждым ребенком. И вторая задача – решить проблему дефицита технических средств, отсутствия или недокомплектации различных лабораторий – физических, химических, биологических. С помощью наших пособий сделать процесс образования более привлекательным, более эффективным. Как любое мультимедийное издание, наше состоит из набора данных. В первую очередь это иллюстрации. Надо сказать, что электронная библиотека «Просвещения» собиралась, изучая и используя опыт подобных продуктов образования во всем мире. Поэтому сможете увидеть различные конструкции, интерактивные модели, которые были лицензированы у лучших художников, фотографов, иллюстраторов и аниматоров. Второй составной частью материала являются фотографии. Все мы понимаем, что существует большое количество процессов, суть которых становится понятна только в динамике. Для этого существует такое компьютерное средство как 3D-модели, с помощью которых можно увидеть различные химические и физические элементы, атомы, молекулы, систему человеческого организма практически в их естественном и натуральном понимании, то, как они выглядят и существуют в реальном времени. Важным элементом становятся видеофрагменты, позволяющие учителю продемонстрировать различные эксперименты и опыты, особенно те, которые сложно или невозможно организовать в условиях школьной лаборатории. Материал построен по принципу поурочного изложения. Преподаватель находится в некоторой главе, в разделе, где видит приведенные темы. Первую задачу, которую решает каждый урок – это сообщение новых знаний. Все элементы видеоиллюстраций, анимационные ролики, связанные в некоторое логическое построение, позволяют как раз достичь эту цель. Второй важной составной частью является обобщение. То есть в каждом уроке есть раздел, который позволяет ребенку повторить и закрепить пройденный материал. И, конечно, важным элементом являются контроль и проверка знаний. Это достигается при использовании ряда тестов, с помощью которых ребенок сможет проконтролировать себя.

Программа проходивших дней издательства «Просвещение» продолжилась рядом семинаров. Подробности на ленте новостей НООС в ближайшее время.

Подготовил Александр СЕМИКЛЕТОВ , корр. ОблЦИТ.
Фотоиллюстрации А. СЕМИКЛЕТОВА.

Назад