Новосибирская открытая образовательная сеть




Сейчас

 

Все новости

Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Август 2015 Июль 2015 Июнь 2015 Май 2015 Апрель 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015

 

Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Август 2014 Июль 2014 Июнь 2014 Май 2014 Февраль 2014 Январь 2014

 

Декабрь 2013 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Январь 2013

 

Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Март 2012 Февраль 2012 Январь 2012

 

Декабрь 2011 Ноябрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 Июнь 2011 Май 2011 Апрель 2011 Март 2011 Февраль 2011 Январь 2011

 

Декабрь 2010 Ноябрь 2010 Октябрь 2010 Сентябрь 2010 Август 2010 Июль 2010 Июнь 2010 Май 2010 Апрель 2010 Март 2010 Февраль 2010 Январь 2010

 

Декабрь 2009 Ноябрь 2009 Октябрь 2009 Сентябрь 2009 Август 2009 Июль 2009 Июнь 2009 Май 2009 Апрель 2009 Март 2009 Февраль 2009 Январь 2009

 

Декабрь 2008 Ноябрь 2008 Октябрь 2008 Сентябрь 2008 Август 2008 Июль 2008 Июнь 2008 Май 2008 Апрель 2008 Март 2008 Февраль 2008 Январь 2008

 

Декабрь 2007 Ноябрь 2007 Октябрь 2007 Сентябрь 2007 Август 2007 Июль 2007 Июнь 2007 Май 2007 Апрель 2007 Март 2007 Февраль 2007 Январь 2007

 

Декабрь 2006 Ноябрь 2006 Октябрь 2006 Сентябрь 2006 Август 2006 Июль 2006 Июнь 2006 Май 2006 Апрель 2006 Март 2006 Февраль 2006 Январь 2006

 

Декабрь 2005 Ноябрь 2005 Октябрь 2005 Сентябрь 2005 Август 2005 Июль 2005 Июнь 2005 Май 2005 Апрель 2005 Март 2005 Февраль 2005 Январь 2005

 

Декабрь 2004 Ноябрь 2004 Октябрь 2004 Сентябрь 2004 Август 2004 Июль 2004 Июнь 2004 Май 2004 Апрель 2004 Март 2004 Февраль 2004 Январь 2004

 

Декабрь 2003 Ноябрь 2003 Октябрь 2003 Сентябрь 2003 Август 2003 Июль 2003 Июнь 2003 Май 2003 Апрель 2003 Март 2003 Февраль 2003 Январь 2003
17.02.2004

Обзор прессы №93 от 17.02.2004

Ведущая рубрики - Анна Петрова

«Комсомольская Правда»

Раздельное обучение в школе. Что по этому поводу думают специалисты? Об этом – газета «Аргументы и факты. Семейный совет» от 7 февраля.

Женский и мужской организмы устроены по-разному. У них разный обмен веществ, разные характеристики поведения. Женщине, например, свойственны нежность, грациозность, мягкость, уступчивость. Мужчине, напротив, присущи азартность, решительность, резкость, удаль и так далее. Совместное же обучение делает половую ориентацию смешанной. Феминизирует мужчин и омужествляет женщин. У девочек появляется стремление играть мужскую, доминирующую роль, а мальчики соглашаются на второстепенную, роль ведомого.

Другая проблема в том, что в школе сейчас преподают в основном женщины. И это крайне отрицательно сказывается именно на мальчиках. Они вынужденно перенимают женский тип поведения. Поэтому очень важно, чтобы в классах для мальчиков преподавали учителя-мужчины. Ведь даже в семье пацан может надерзить матери, не слушать ее, но беспрекословно подчиняется отцу. Аналогичную картину мы наблюдаем и в школе. Например, учительница разрывается, а у мальчишки на его скучающей физиономии написано: «Да кто ты такая, чтобы на меня орать?» А учителю-мужчине часто даже голоса повышать не надо — мальчишки и так его слушаются. Если же он вдобавок интересно ведет уроки, ученики вообще смотрят ему в рот и ходят за ним следом. Так что раздельное обучение (при условии, что в мальчиковые классы придут преподавать мужчины) может способствовать существенному улучшению школьной дисциплины.

Одна из самых распространенных педагогических ошибок — установка на послушность ребенка, на то, чтобы он был малозаметен, молчалив, не мешал. Но мальчики, как правило, совсем другие. Они более шумные, подвижные, активные. Находясь же в ситуации педагогического давления, когда нужно тридцать пять — сорок минут просидеть в однообразной позе, не вертеться, не разговаривать, они испытывают стресс. На мальчика, который на уроке вертится, прикрикивают, он нервничает и от этого еще хуже усваивает материал. Ему пишут замечание в дневник. Он приходит домой, где его тоже ждет за это наказание. Потом родителям выговаривают, что они неправильно воспитывают ребенка и вообще он умственно недоразвит. Мальчик начинает заниматься с репетиторами. В результате еще меньше отдыхает и зарабатывает школьный невроз. В 90 процентах случаев он наблюдается именно у мальчиков.

При раздельном обучении этого стресса можно избежать. Например, уроки для мальчиков сделать короче, грамотно чередовать физическую и умственную нагрузку, даже посреди урока давать им возможность подвигаться. Ведь сейчас очень многие дети страдают двигательной расторможенностью из-за минимальной мозговой дисфункции. И это опять-таки чаще бывают мальчики. А в смешанных классах от ребят требуют, чтобы они даже на переменах ходили по струнке. Это совершенно неприемлемо! Нормальному мальчику, отсидевшему урок, просто необходимо попрыгать по коридору, побороться, повозиться с товарищами. А девочки начинают им подражать, перенимают мальчишечьи привычки. Хотя им-то это совершенно не нужно. У них должен быть другой тип поведения — более степенный, скромный.


«Рост»

Вот уже четвёртый год страна находится в образовательно-экзаменационном эксперименте. Возникли слухи о том, что только выпускники этого года смогут выбирать между ЕГЭ и привычной формой сдачи экзаменов, а кто помладше, тот однозначно попадает под ЕГЭ. При этом школьники ждут его как кары небесной. Почему среди учащихся распространено такое отношение к единому госэкзамену, и насколько правдив вышеупомянутый слух? С этими вопросами газета «Рост» обратилась к директору Областного центра мониторинга образования Галине Александровне Авдеевой. Итоги обращения – в номере от 12 февраля.

На наш центр возложена задача организации и проведения ЕГЭ в Новосибирской области. Единый государственный экзамен — это совершенно новая форма проверки знаний; экзамен, в котором сочетаются итоговая форма аттестации за курс средней школы и вступительный экзамен в вуз (ссуз). Вы экономите силы и время. Чтобы перестать волноваться, можно прийти в наш Центр и попробовать написать репетиционный экзамен, правда, пока только по математике, русскому языку и физике. В перспективе мы предполагаем, что выпускник сможет выбирать из большего количества предметов».

«Так, настоящий ЕГЭ в Новосибирской области можно сдавать по восьми предметам: математике, русскому языку, физике, химии, биологии, истории, географии и обществознанию. Репетиционный экзамен, который проводится в помещении Центра почти каждую среду, конечно же, отличается от настоящего. Во-первых, мы знакомим ребят с тем, как проводится ЕГЭ, учим заполнять бланки, предусмотренные экзаменом, ведь от того, насколько верно они будут заполнены, многое зависит. Кроме этого, ребята из разных школ города и области приезжают к нам с тем, чтобы ещё и проверить свои знания по тому или иному предмету. Во-вторых, привычные баллы не ставятся, после обработки результатов оглашается лишь процент выполнения заданий».

«В конце апреля любой желающий выпускник может сдать ещё и пробный ЕГЭ совершенно бесплатно, но предварительно необходимо уведомить руководство школы в том, что есть желание участвовать в пробном экзамене. Его результаты, конечно же, не засчитываются, ведь на то он и пробный. Наш Центр не оставляет без помощи ни учителей, непосредственно готовящих выпускников к ЕГЭ, ни администрацию школы. Нами проведено 24 бесплатных информационно-аналитических семинара для руководителей образовательных учреждений Новосибирска и области, а в перспективе будут ещё и мастер-классы для учителей».

ЕГЭ сдаётся в два этапа, или в две волны, как это принято называть. В конце мая начнётся первая волна ЕГЭ для выпускников школ, а уже к выпускному балу они смогут получить свидетельства о результатах. Не успев затихнуть, первая волна переходит во вторую, вузовскую. Абитуриент может направить свои свидетельства с результатами единого госэкзамена заказным письмом сразу в несколько вузов России. Но если случилось так, что в вуз требуется тот предмет, который абитуриент не сдавал в школе, то ЕГЭ по определённому предмету пишется уже в учреждениях среднего или высшего профессионального образования.


«Труд»

В стране завершились зимние студенческие каникулы: с понедельника вновь сели за столы в аудиториях тысячи российских студентов. Между тем государство, похоже, приготовило вузам России неоднозначный (по имеющимся оценкам) сюрприз, с которым они столкнутся в ближайшее время. Об этом – газета «Труд» №025.

По информации СМИ, в Министерстве образования назрела решимость ускорить и завершить модернизацию системы высшего образования, о которой так долго говорили чиновники и преподаватели. Образовательное ведомство подготовило циркуляр, на основании которого в ряде регионов уже в этом году начнется прием абитуриентов в вузы на основе государственных именных финансовых обязательств (ГИФО). Новая система, как предполагается, будет внедрена в Чувашии, Якутии, Самарской и Мурманской областях.

Идея ГИФО появилась на свет давно и не раз обсуждалась в СМИ: поступая в вуз, абитуриент приносит в него деньги. ГИФО не выдаются на руки как отдельный документ (например ваучер), а проставляются в сертификате о сдаче ЕГЭ (единого государственного экзамена). Однако суть ГИФО от этого не меняется. В настоящее время решено определить пять категорий государственного обязательства с размерами финансирования на 2004 год в зависимости от результатов ЕГЭ: первая категория - 14500 руб., вторая - 7500, а, к примеру, пятая - 1200 руб. Средства ГИФО будут перечисляться в расчете на студента каждый год, однако категория ГИФО будет определяться лишь однажды - при поступлении, чтобы избежать дальнейшего завышения вузами результатов обучения. К чему приведет введение ГИФО? По мнению авторов новой системы финансирования высшего образования, от ее введения "выиграют все". Семьям будет легче оплачивать обучение в вузах, а последние получат в сумме больше денежных средств. ГИФО приведет к реструктуризации системы вузов. Основным регулятором выступит именно спрос населения, а не какие-нибудь административные меры.

С негативными последствиями введения ГИФО может столкнуться, скажем, Мурманская область. На сегодня в регионе насчитывается 44 высших учебных заведения, из которых лишь два - государственные. Безусловно, все 42 частных вуза появились не более десяти лет назад и не успели еще твердо встать на ноги. Поэтому и жители области не успели понять, какие из них работают качественно. Введение системы финансовых обязательств может вернуть ситуацию к "естественной" монополии государственного образования. Не сумев привлечь в свои стены нужное количество "ваучеров", частные вузы будут вынуждены закрываться или резко повышать плату за обучение. В Мурманске из 42 частных вузов "на плаву" могут остаться лишь 5-7. Некоторые эксперты полагают, что подобная перестройка системы высшего образования приведет к тому, что большинство завтрашних абитуриентов столкнется с выбором: либо основательно раскошеливаться, либо выдерживать необычайно жесткий конкурс в государственном вузе, либо же попросту отказываться от притязаний на диплом. Понятно, что в последнем случае многие молодые люди будут призваны в армию и рискуют не получить высшего образования.

Тем не менее запуск проекта ГИФО в "пилотных" регионах - дело практически решенное. Автором данной модели модернизации является руководитель одного из тех вузов, которые имеют шансы остаться "на плаву", - ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов. "В России примерно треть студентов не учится почти ничему, - заявляет он. - Многочисленные коммерческие вузы в провинции просто торгуют дипломами и освобождением от армии по 200 долларов в год. Учить по-настоящему за эти деньги даже в провинции невозможно. Выпускники таких вузов в большинстве случаев и не собираются работать по специальности". Из источников, близких к Министерству образования, известно, что рассылка по регионам нового циркуляра о запуске проекта последует уже в апреле, сразу после президентских выборов. Нынешний год должен показать, способна ли прижиться новая идея, родившаяся в головах столичных чиновников. В роли "подопытных" выступят тысячи абитуриентов в Якутске и Самаре, Чебоксарах и Мурманске.


«Московские Новости»

Реформа образования стала фактом. Тысячи выпускников уже прошли через единый госэкзамен, еще тысячи пройдут в этом году. Между тем споры вокруг ключевых принципов реформы не утихают. Предварительные итоги реформы на страницах газеты «Московские Новости», выпуск 5, подводит бывший министр образования России, генеральный директор издательства "Просвещение" Александр Кондаков.

«Недавно в одной из школ старшеклассники писали сочинения, где один из вопросов был: "Что бы вы сделали, если бы были депутатом Госдумы?" Каждый второй отменил бы единый государственный экзамен - ЕГЭ. Если ребята узнают уже после начала учебного года, что им предстоит сдавать ЕГЭ, который представляется им достаточно непонятным - чего же удивляться такой реакции? Всегда, когда вводится что-то новое, это вызывает настороженность и зачастую просто страх. К единому госэкзамену надо готовить заранее - это задача педагогов. И многие из них уже используют в своей работе элементы технологии тестирования. Тот опыт, который был накоплен в России по сдаче ЕГЭ в порядке эксперимента (правда, назвать его экспериментом трудно - 64 региона, более двух третей детей), показал, что в целом ЕГЭ имеет право на жизнь».

«Сторонники ЕГЭ обещали, что теперь любой провинциальный выпускник сможет на равных конкурировать с жителями двух столиц. К сожалению, пока все не так идеально. Кроме формальной возможности направить документы и быть зачисленным, надо иметь еще неформальную возможность оплатить свое проживание в Москве или Петербурге. Как пять лет жить? Общежития находятся в разрухе, и к тому же за них все равно надо платить, если даже дадут место. Но плата за общежитие - не самая большая статья расходов, куда больше требуется на питание и прочие потребности современного горожанина: транспорт, книги, одежда. В других странах есть цивилизованные пути обеспечения образования детей. Это или залог имущества, или получение кредитов. А у нас кто даст кредит врачу или учителю из Йошкар-Олы, где средняя зарплата 50 долларов, для того, чтобы он за 5 тысяч долларов оплатил обучение своего ребенка в каком-либо из столичных вузов? Говорят, пусть сам студент возьмет кредит и через десять лет его отдаст. Не будем лукавить: ни один банк сегодня такой кредит не даст без серьезного обеспечения. Или без государственных гарантий. Но для этого государство должно принять на себя политическое решение, осознав, какая категория граждан сможет вернуть эти кредиты. Хорошо известно, что зарплата выпускника вуза (например, молодого педагога или врача) чаще всего такова, что выплачивать кредит с нее просто невозможно».

«Последнее десятилетие привело к парадоксальным вещам, когда наши дети в качестве ведущих вузов мира не называют ни Оксфорд, ни Кембридж, ни МГУ или МВТУ имени Баумана, ни СПбГУ. В Пермской области более 80 процентов опрошенных детей считают пределом своих мечтаний Пермский государственный университет. При всем огромном моем уважении к Пермскому госуниверситету это очень тревожная тенденция - локализация детей в рамках своего региона. Она может иметь серьезные последствия не только для системы образования, но и для страны в целом. По мнению социологов, любая замкнутая система является затухающей».

Назад