Новосибирская открытая образовательная сеть




Сейчас

 

Все новости

Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Август 2015 Июль 2015 Июнь 2015 Май 2015 Апрель 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015

 

Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Август 2014 Июль 2014 Июнь 2014 Май 2014 Февраль 2014 Январь 2014

 

Декабрь 2013 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Январь 2013

 

Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Март 2012 Февраль 2012 Январь 2012

 

Декабрь 2011 Ноябрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 Июнь 2011 Май 2011 Апрель 2011 Март 2011 Февраль 2011 Январь 2011

 

Декабрь 2010 Ноябрь 2010 Октябрь 2010 Сентябрь 2010 Август 2010 Июль 2010 Июнь 2010 Май 2010 Апрель 2010 Март 2010 Февраль 2010 Январь 2010

 

Декабрь 2009 Ноябрь 2009 Октябрь 2009 Сентябрь 2009 Август 2009 Июль 2009 Июнь 2009 Май 2009 Апрель 2009 Март 2009 Февраль 2009 Январь 2009

 

Декабрь 2008 Ноябрь 2008 Октябрь 2008 Сентябрь 2008 Август 2008 Июль 2008 Июнь 2008 Май 2008 Апрель 2008 Март 2008 Февраль 2008 Январь 2008

 

Декабрь 2007 Ноябрь 2007 Октябрь 2007 Сентябрь 2007 Август 2007 Июль 2007 Июнь 2007 Май 2007 Апрель 2007 Март 2007 Февраль 2007 Январь 2007

 

Декабрь 2006 Ноябрь 2006 Октябрь 2006 Сентябрь 2006 Август 2006 Июль 2006 Июнь 2006 Май 2006 Апрель 2006 Март 2006 Февраль 2006 Январь 2006

 

Декабрь 2005 Ноябрь 2005 Октябрь 2005 Сентябрь 2005 Август 2005 Июль 2005 Июнь 2005 Май 2005 Апрель 2005 Март 2005 Февраль 2005 Январь 2005

 

Декабрь 2004 Ноябрь 2004 Октябрь 2004 Сентябрь 2004 Август 2004 Июль 2004 Июнь 2004 Май 2004 Апрель 2004 Март 2004 Февраль 2004 Январь 2004

 

Декабрь 2003 Ноябрь 2003 Октябрь 2003 Сентябрь 2003 Август 2003 Июль 2003 Июнь 2003 Май 2003 Апрель 2003 Март 2003 Февраль 2003 Январь 2003
18.02.2004

Современный учебник истории: испытание на реальные ощущения Новый единый комплект учебников по истории России для средних школ, созданный ведущими специалистами Института российской истории РАН и Московского государственного университета имени Михаила Ломоносова, представлен на областном семинаре преподавателям НСО. На встрече с участием одного из авторов учебника «История Отечества: XX – начало XXI века» Евгением Вяземским педагоги-представители различных районов Новосибирской области совместно с московскими коллегами обсуждали актуальные проблемы стандартизации образования в России, новые программы, требования к учащимся.

Автор учебника «История Отечества: XX – начало XXI века» для девятого класса профессор Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования МО РФ Евгений Вяземский

Новый единый комплект учебников по истории России для средних школ, созданный ведущими специалистами Института российской истории Российской академии наук (РАН) и Московского государственного университета имени Михаила Ломоносова, представлен на областном семинаре преподавателям НСО. На встрече с участием одного из авторов учебника «История Отечества: XX – начало XXI века» Евгением Вяземским педагоги-представители различных районов Новосибирской области совместно с московскими коллегами обсуждали актуальные проблемы стандартизации образования в России, новые программы, требования к учащимся.

Об особенностях учебно-методического комплекта (УМК) и системе, по которой построено освещение исторических событий в книжных пособиях – победителях Всероссийского конкурса на лучшие учебники по новейшей отечественной истории XX века, с учителями беседовал профессор Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования Министерства образования Российской Федерации Евгений Вяземский. Вот как он прокомментировал встречу в интервью корреспонденту НООС:

– В частности, я представлял разработанный мной учебно-методический комплект, в состав которого входят привлекательное для восприятия пособие и рабочая тетрадь,– сказал Евгений Евгеньевич.– Сама книга обладает интересным методическим аппаратом, построенным на основе принципа соотношения событий в центральной России, в мире и в регионе, вплоть до своей семьи. Это помогает понять, что история – не абстрактная вещь. Свершившиеся события могут реально задевать чувства каждого человека сегодня.

Семинар для учителей истории в рамках дней издательства «Просвещение» в Новосибирске, Выступает автор учебника «История Отечества: XX – начало XXI века» для девятого класса профессор Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования МО РФ Евгений Вяземский Я считаю это большим достоинством учебника. Вообще, методический аппарат у нас весьма серьезный. Мы очень тщательно разрабатываем систему, которая помогла бы школьнику почувствовать «вкус» истории, применить к жизни – своей, родственников, друзей. Одних только фактов недостаточно. Надо понимать, как события рождались, в каких условиях это происходило, какие на этот момент существовали духовные ценности. Учебник рассчитан на многофакторное восприятие исторического процесса через жизнь отдельного человека. Не только героя, но и самого обычного. С его радостями, печалями, горестями, подвигами и славой. Книга написана, конечно, с политических позиций. Мы ни о каких проблемах и драмах не умалчиваем. История такая, какая она есть. Никого специально мы «на щит» не поднимаем, а стараемся объективно осветись события. Но при этом понимаем, что у каждого может быть своя оценка и это нормально. Вот такой подход. С людьми мы работаем всегда с удовольствием. Вопросы в зале были интересными, и я получил большое человеческое удовлетворение.

Другие пособия преподавателям Новосибирской области представила заслуженный работник культуры РФ, заведующая редакцией истории и обществоведения издательства «Просвещение», автор нескольких УМК Лариса Соколова:

– В 2003 году издательство «Просвещение» завершило создание нового полного комплекта учебников по истории России для средней школы,– сообщила Лариса Алексеевна.– Все они включены в Федеральный перечень изданий для общеобразовательных учреждений на текущий учебный год. Комплект состоит из четырех учебников. Это «История России с древнейших времен до конца XVIII века» для шестого класса и «История России XVII-XVIII века» для седьмого класса А. Сахарова. «История России. XIX век» для восьмого класса А. Левандовского. «История Отечества. XX – начало XXI века» для девятого класса В. Шестакова, М. Горинова, Е. Вяземского под редакцией А. Сахарова. Имена большинства этих авторов хорошо известны в школе. Все они не впервые обращаются к жанру учебных пособий. Помимо ученых-историков в создании всех книг участвовали опытные учителя-методисты.

Заслуженный работник культуры РФ, заведующая редакцией истории и обществоведения издательства «Просвещение», автор нескольких УМК Лариса Соколова и профессор Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования МО РФ Евгений Вяземский Они не просто составляли вопросы и задания, но и стали фактическими соавторами. Общий концептуальный подход, единый методический аппарат и принципы построения текстов. Сходное внешнее и внутреннее оформление всех четырех учебников – все это позволяет говорить о создании единой линии по курсу истории России для шестых-девятых классов. Можно выделить несколько общих элементов, заложенных во все пособия. Так, перед главами дается «лента времени» с основными датами, которые учащимся предстоит узнать. Здесь же помещен ключевой вопрос, ответ на который должен стать итогом изучения материала. Тексты параграфов при помощи шрифтового выделения разделены на основные и дополнительные. На полях помещены вопросы и задания на актуализацию полученных ранее знаний, на работу с картой. В конце даются вопросы и задания двух уровней сложности. После большинства параграфов под рубрикой «Архивы истории» приводятся отрывки из источников с вопросами и заданиями к ним. В конце глав дается обобщающий текст под рубрикой «Подведем итоги» с главными выводами по материалу и с повторительно-обобщающими вопросами и заданиями. В книгах помещен словарь терминов и список исторических деятелей с краткими биографическими сведениями обо всех упоминаемых в процессе изучения лицах.

 Семинар для учителей истории в рамках дней издательства «Просвещение» в Новосибирске

Современный учебник трудно представить без учебно-методического комплекта,– продолжала Лариса Соколова.– Все новые книги выходят в сопровождении рабочих тетрадей для учащихся и поурочных методических пособий для учителей. Последние написаны при участии преподавателей, проводивших первую апробацию данных учебников. Все они начинаются с авторских программ и тематического планирования к соответствующим курсам. Затем даются рекомендации по проведению каждого урока с дополнительными материалами, которые может использовать педагог. Однако, подобными традиционными пособиями УМК не ограничиваются. Издательство «Просвещение» возобновляет выпуск крупноформатных наглядных пособий по истории. Любой учитель знает, насколько повышается эффективность урока при их использовании. Некоторые из сохранившихся в архиве издательства оригиналов картин по истории использованы при создании нового учебно-наглядного пособия «История России с древнейших времен до конца XVI века» для шестого класса.

 Семинар для учителей истории в рамках дней издательства «Просвещение» в Новосибирске Оно вышло в 2003 году и состоит из 28 изображений большого формата на двухсторонних плакатах. Здесь же помещены портреты крупнейших деятелей, изображения повседневной одежды людей различных социальных категорий, доспехов и оружия воинов в разные исторические периоды. В специальной брошюре ко всем изображениям даются краткие комментарии. Отмечено, при работе с какими параграфами их следует использовать. Предлагаются познавательные вопросы и задания. В дальнейшем планируется продолжить выпуск таких наглядных пособий и по другим курсам истории как отечественной, так и зарубежной.

 Учебник «История Отечества: XX – начало XXI века» для девятого класса Евгения Вяземского и учебно-методический комплект к нему

Справедливости ради нужно сказать, что ряд учебников нового комплекта используются в школах… уже несколько лет. Впрочем, здесь ничего удивительного. Полноценный УМК невозможно создать за короткий период. Благодаря подобной апробации положительную оценку со стороны многих учителей и учащихся получил учебник «История Отечества» для девятого класса. В ряде регионов России по нему работают с 2000 года. Стоит отметить и то, что помимо познавательного, данная книга имеет большой воспитательный потенциал. В настоящее время она переработана авторами с учетом замечаний и вышла очередным дополненным изданием. В учебнике изложение материала доведено до начала 2004 года. Добавим, что в учебно-методические комплекты включена и первая книга серии биографий ведущих деятелей российской истории.

Подготовил А. СЕМИКЛЕТОВ , корр. ОблЦИТ.
Фотоиллюстрации А. СЕМИКЛЕТОВА.

Редакция ОблЦИТ благодарит издательство «Просвещение»
за предоставленные материалы.

Назад