Новосибирская открытая образовательная сеть




Сейчас

 

Все новости

Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Август 2015 Июль 2015 Июнь 2015 Май 2015 Апрель 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015

 

Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Август 2014 Июль 2014 Июнь 2014 Май 2014 Февраль 2014 Январь 2014

 

Декабрь 2013 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Январь 2013

 

Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Март 2012 Февраль 2012 Январь 2012

 

Декабрь 2011 Ноябрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 Июнь 2011 Май 2011 Апрель 2011 Март 2011 Февраль 2011 Январь 2011

 

Декабрь 2010 Ноябрь 2010 Октябрь 2010 Сентябрь 2010 Август 2010 Июль 2010 Июнь 2010 Май 2010 Апрель 2010 Март 2010 Февраль 2010 Январь 2010

 

Декабрь 2009 Ноябрь 2009 Октябрь 2009 Сентябрь 2009 Август 2009 Июль 2009 Июнь 2009 Май 2009 Апрель 2009 Март 2009 Февраль 2009 Январь 2009

 

Декабрь 2008 Ноябрь 2008 Октябрь 2008 Сентябрь 2008 Август 2008 Июль 2008 Июнь 2008 Май 2008 Апрель 2008 Март 2008 Февраль 2008 Январь 2008

 

Декабрь 2007 Ноябрь 2007 Октябрь 2007 Сентябрь 2007 Август 2007 Июль 2007 Июнь 2007 Май 2007 Апрель 2007 Март 2007 Февраль 2007 Январь 2007

 

Декабрь 2006 Ноябрь 2006 Октябрь 2006 Сентябрь 2006 Август 2006 Июль 2006 Июнь 2006 Май 2006 Апрель 2006 Март 2006 Февраль 2006 Январь 2006

 

Декабрь 2005 Ноябрь 2005 Октябрь 2005 Сентябрь 2005 Август 2005 Июль 2005 Июнь 2005 Май 2005 Апрель 2005 Март 2005 Февраль 2005 Январь 2005

 

Декабрь 2004 Ноябрь 2004 Октябрь 2004 Сентябрь 2004 Август 2004 Июль 2004 Июнь 2004 Май 2004 Апрель 2004 Март 2004 Февраль 2004 Январь 2004

 

Декабрь 2003 Ноябрь 2003 Октябрь 2003 Сентябрь 2003 Август 2003 Июль 2003 Июнь 2003 Май 2003 Апрель 2003 Март 2003 Февраль 2003 Январь 2003
11.03.2004

«Другие» 1-4 – дипломанты «Золотой Психеи». Или: понимайте русский обоими полушариями Авторский семинар, посвященный практической реализации новейшего научного психологического подхода к обучению в начальных классах русскому языку, проходит на базе ИМО ОблЦИТ. С преподавателями и завучами, учителями-словесниками, методистами и психологами Новосибирской области в течение трех дней работает создатель специализированного курса Ольга Соболева. На снимке: методист, лингвист О. Соболева.

Автор курса по русскому языку для начальных классов Ольга Соболева в окружении участников семинара в Новосибирске Авторский семинар, посвященный практической реализации новейшего научного психологического подхода к обучению в начальных классах русскому языку, проходит на базе информационно-методического отдела Областного центра информационных технологий (ИМО ОблЦИТ). С преподавателями и завучами, учителями-словесниками, методистами и психологами Новосибирского региона в течение трех дней работает создатель специализированного курса Ольга Соболева.

Автор курса по русскому языку для начальных классов Ольга Соболева проводит семинар для Новосибирских работников сферы образованияПрограмма по русскому языку для четырехлетней начальной школы, предлагаемая московским издательством «Ювента», предназначена для любого типа общеобразовательных учреждений. Ее содержание, в соответствии с требованиями обязательного минимума, предусматривает речевое, интеллектуальное, эстетическое и духовно-нравственное развитие учащихся младших классов. Формирование у них основных видов деятельности – умения читать, писать, слушать, говорить. Вырабатывание системы первоначальных знаний по данному предмету, опыта анализа и обобщения фактов и закономерностей родного языка. Воспитание культуры речевого общения и творческих способностей школьников.

 Участники семинара посвященного практической реализации новейшего научного психологического подхода к обучению в начальных классах русскому языку Основная идея курса заключается в практической реализации двуполушарного подхода к обучению на материале предмета «Русский язык». Суть этого подхода состоит в параллельном обращении к разным типам мышления ребенка – логическому и образно-художественному. Это позволяет создать каждому школьнику оптимальные условия для познавательной и учебной деятельности, для развития интеллектуальных и творческих способностей. Речь идет об органичном соединении в процессе изучения каждой темы, каждого понятия двух различных методик – логической и ассоциативно-образной. В результате возникает качественно новая, адаптивная методика, позволяющая ребенку максимально приспособиться к учебному процессу во всех его проявлениях. Последовательное применение такого подхода имеет своей целью гармонизацию деятельности мозга на ранних этапах занятий и на этой основе – повышение эффективности процесса преподавания.

Комплект для первого класса автора Ольги Соболевой – Наши книги пока единственные в России отмечены Национальным психологическим союзом, как учебники новой психологии,– говорит в интервью корреспонденту новостей НООС автор учебно-методического комплекта (УМК) Ольга Соболева.– Они стали дипломантами конкурса «Золотая Психея» в особой номинации «Лучший проект 2000 года в практической психологии». Эти книги условно называют – «другие». Они отличаются не только объемом содержания и типами заданий, но и учитывают те законы, по которым функционирует психика ребенка, его мозг. Как малыш смотрит, слышит, запоминает, как работает его внимание, живет эмоциональная сфера. Каждый знак, рисунок, буква, пробел – связаны именно с его внутренним миром. Такие учебники именуют двуполушарными. Конечно, это очень условный термин, так как за все, что происходит, отвечают и правое, и левое полушарие мозга. В левом – доминирующий момент связан с логикой, а в правом – с образом. Правое полушарие отвечает за то, что для детей важно в раннем возрасте. Это их художественное, образное восприятие, видение мира, в котором он живет, эмоциональная сфера, переживания. Это ассоциативное мышление. Когда маленький ребенок постигает не только мир, но и какие-то научные сведения, важно, чтобы оба полушария участвовали в этом процессе. Мы постарались выстроить весь материал таким образом, чтобы он был одновременно, параллельно обращен и к логическому, и к образному моменту. Причем, в начальной школе возможности правого полушария практически безграничны. Они открывают колоссальные перспективы для «вхождения» в материал, его переработки, формирования личности. Наша цель – сбалансировать деятельность мозга таким образом, чтобы привести к гармонии в восприятии.

Комплект для второго класса автора Ольги Соболевой Оказалось, что невозможно взять обычный учебник, к которому все привыкли и добавить в него «двуполушарность», оставив все остальное, таким, как было,– продолжает Ольга Леонидовна.– Наши книги изменяются в целом. Они на самом деле другие по всем своим психологическим параметрам. Это мягкий вариант обучения. Мы реализуем, насколько это возможно, принцип добровольности, используя для этого целый комплекс приемов при формулировках заданий. Это привело к очень интересному результату – снизился порог утомляемости ребенка. Идет открытие возможностей для внедрения здоровьесберегающих технологий. Сейчас много говорят об этом и о разгрузке детей. Мне кажется, что в первую очередь это надо делать не за счет того, что школьнику преподают, а за счет изменения подхода, формы подачи материала. Книги написаны в русле развивающего обучения, но акцент при этом смещен в сторону вырабатывания продуктивного мышления. Мы стараемся его сформировать гибким, динамичным, не банальным. Уйти от стереотипов, штампов, предупредить формирование такого качества, как инерция восприятия. Это значит, что наша главная цель – в процессе изучения русского языка научить ребенка создавать новые идеи и образы. Причем, это неразделимо.

Автор курса по русскому языку для начальных классов Ольга Соболева проводит семинар для Новосибирских работников сферы образованияПрограмма состоит из следующих основных разделов: фонетика и графика; лексика; состав слова; морфология; орфография; синтаксис и пунктуация. Кроме этого, в курс в качестве дополнительных, введены стилистика, этимология, типы вопросов в анализе языковых единиц. Развитие речи как важный компонент программы проходит через все ее разделы. В каждом классе изучаются единицы различных уровней языка, но при этом в центре первого оказывается предложение, второго – звуки речи, третьего – части речи, четвертого – снова предложение, но уже совершенно на другом уровне. Орфография и пунктуация изучаются на протяжении всего курса.

Участники семинара посвященного практической реализации новейшего научного психологического подхода к обучению в начальных классах русскому языку В первом классе основное место в программе отведено развитию речи, и предложение рассматривается именно в этом аспекте. Основная цель этой части курса – обучить ребенка, на доступном ему уровне, технике высвобождения и активизации речевых ресурсов, а также конкретным приемам составления предложения и организации текста. Фонетика и графика во втором классе начинаются с первичного представления звука и буквы как единиц языка, что до некоторой степени повторяет букварный период. Изучаются они с применением других приемов и форм работы. Разведение этих понятий является вполне актуальным. Такой подход к структуре курса позволяет плавно перейти от знакомых учащимся сведений к новым. Отработать на основе уже пройденного материала новые технологии обучения. После общего знакомства дается определение числа как грамматического признака, общего для трех изученных частей речи. Предполагается, что учащиеся проанализируют, как именно проявляется признак числа у существительного, у прилагательного и у глагола.

Одной из особенностей программы является сам факт отнесения к курсу третьего класса раздела «Глагол». Необычно большое внимание уделено теме «Личные местоимения», и для этого существуют серьезные причины. Первая из них – чисто методическая. Эта тема достаточно сложна сама по себе и, кроме того, предваряет введение понятий лицо и спряжение глагола. Вторая – психологическая. Личные местоимения требуют повышенного внимания еще и потому, что играют особую роль в жизни человека, в формировании его индивидуальности и мировоззрения. Осмыслить грамматическое и лексическое значение таких слов, как я, ты и мы, чрезвычайно важно в детском возрасте.

В четвертом классе с опережением изучается ряд орфограмм, которые становятся необходимыми для выполнения на соответствующем уровне многочисленных заданий по развитию речи. Продолжается знакомство с классом местоимений. Им по-прежнему уделяется повышенное внимание. Осмысление абстрактного, указательного значения местоимений играет важную роль в формировании грамматического мышления. С учетом повышенной эмоциональности младших школьников, программа предусматривает также общее знакомство с междометиями и звукоподражательными словами. В выпускном классе начальной школы существенно «поднимается планка» во всем, что касается развития речи. Увеличивается общее количество изложений и сочинений. В связи с этим, становятся совершенно необходимыми определенные знания и навыки в области стилистики.

Пособие по русскому языку Ольги Соболевой, написанное в увлекательной форме и рассчитанное на детское восприятие – Одна из отличительных особенностей учебника – впервые внутри него приведены наглядные пособия, которые раскрывают содержание материала,– подчеркивает методист, лингвист Ольга Соболева.– Рисунки в наших книгах – не просто изображения предметов окружающего мира. Это методические картинки по фонетике, грамматике, которые помогают изучать материал. Во вторых, главная задача – научить ребенка в начальной школе писать, говорить свободно и красиво, выражать свой внутренний мир, свои мысли, чувства. Поэтому в основе всего курса лежит развитие речи. Мы стараемся не просто давать детям задания, а обучать их последовательно, пошагово формальной разговорной технике. А также психотехнике, то есть приемам, которые позволяют им настроиться на речевую деятельность и правильно себя ощущать в ее процессе. Здесь новый подход к орфографии.

Методист, лингвист Ольга Соболева знакомит педагогов Новосибирской области с особенностями преподавания своего курса – Мы даем три альтернативных пути овладения грамотным письмом, чтобы не делать ошибок. При этом отдаем ребенку самодиагностику, которая позволяет на доступном ему уровне заниматься рефлексией, найти свой ведущий способ, определить как ему легче. Это новая концепция работы с орфографическим правилом. Умение владеть своей памятью, то есть обучение эффективным приемам запоминания. Путь обращения к орфографической интуиции. Впервые в учебниках дается система для ее развития. Все это влечет за собой и развитие грамотности, то есть умения видеть в слове место, где могла бы быть ошибка. Я надеюсь, что мои книги помогут и педагогам и школьникам найти важные моменты соприкосновения, и знания по русскому языку у детей станут гораздо глубже с наименьшими затратами психологических и физических сил,– заключила Ольга Леонидовна.

Подготовил Александр СЕМИКЛЕТОВ, корр. ОблЦИТ.

Редакция благодарит издательство «Ювента» за предоставленные материалы.

Фотоиллюстрации А. СЕМИКЛЕТОВА.

Назад