Новосибирская открытая образовательная сеть




Сейчас

 

Все новости

Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Август 2015 Июль 2015 Июнь 2015 Май 2015 Апрель 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015

 

Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Август 2014 Июль 2014 Июнь 2014 Май 2014 Февраль 2014 Январь 2014

 

Декабрь 2013 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Январь 2013

 

Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Март 2012 Февраль 2012 Январь 2012

 

Декабрь 2011 Ноябрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 Июнь 2011 Май 2011 Апрель 2011 Март 2011 Февраль 2011 Январь 2011

 

Декабрь 2010 Ноябрь 2010 Октябрь 2010 Сентябрь 2010 Август 2010 Июль 2010 Июнь 2010 Май 2010 Апрель 2010 Март 2010 Февраль 2010 Январь 2010

 

Декабрь 2009 Ноябрь 2009 Октябрь 2009 Сентябрь 2009 Август 2009 Июль 2009 Июнь 2009 Май 2009 Апрель 2009 Март 2009 Февраль 2009 Январь 2009

 

Декабрь 2008 Ноябрь 2008 Октябрь 2008 Сентябрь 2008 Август 2008 Июль 2008 Июнь 2008 Май 2008 Апрель 2008 Март 2008 Февраль 2008 Январь 2008

 

Декабрь 2007 Ноябрь 2007 Октябрь 2007 Сентябрь 2007 Август 2007 Июль 2007 Июнь 2007 Май 2007 Апрель 2007 Март 2007 Февраль 2007 Январь 2007

 

Декабрь 2006 Ноябрь 2006 Октябрь 2006 Сентябрь 2006 Август 2006 Июль 2006 Июнь 2006 Май 2006 Апрель 2006 Март 2006 Февраль 2006 Январь 2006

 

Декабрь 2005 Ноябрь 2005 Октябрь 2005 Сентябрь 2005 Август 2005 Июль 2005 Июнь 2005 Май 2005 Апрель 2005 Март 2005 Февраль 2005 Январь 2005

 

Декабрь 2004 Ноябрь 2004 Октябрь 2004 Сентябрь 2004 Август 2004 Июль 2004 Июнь 2004 Май 2004 Апрель 2004 Март 2004 Февраль 2004 Январь 2004

 

Декабрь 2003 Ноябрь 2003 Октябрь 2003 Сентябрь 2003 Август 2003 Июль 2003 Июнь 2003 Май 2003 Апрель 2003 Март 2003 Февраль 2003 Январь 2003
19.03.2004

«Един в двух лицах» Федеральный компонент проекта государственного Стандарта среднего – полного – образования «един в двух лицах» – базовом и профильном. В связи с этим, обучение, предполагающее распределение предметов в старшей школе на двух уровнях, скоро станет реальностью. Нас ждут очень серьезные изменения как в содержании, так и в методике обучения. И к ним необходимо готовиться. Продолжая серию презентаций учебников по различным предметам, новости НООС предлагают обзор УМК издательства «Просвещение» по литературе.

Федеральный компонент проекта государственного Стандарта среднего – полного – образования «един в двух лицах» – базовом и профильном. В связи с этим, обучение, предполагающее распределение предметов в старшей школе на двух уровнях, скоро станет реальностью. Примерные программы Министерства образования уже создаются с учетом задач профильного обучения. Базисный план перераспределяет количество часов на предметы в зависимости от профиля. Другими словами, нас ждут очень серьезные изменения как в содержании, так и в методике обучения. И к ним необходимо готовиться. Продолжая серию презентаций учебников по различным предметам, новости Новосибирской открытой образовательной сети (НООС) предлагают обзор учебно-методических комплектов (УМК) издательства «Просвещение» по литературе.

Учебник «Русская литература XIX века автора Ю. В. Лебедева

Итак, как подготовиться к грядущим переменам, чтобы они не оказались болезненными? Что делать в «переходный период», когда новые книги еще не написаны, а старые якобы не отвечают требованию «специализации» в старших классах? На многие вопросы призвана ответить серия «Рекомендации по использованию учебников в системе профильного обучения», выпускаемая «Просвещением». Преследуя ту же цель, НООС представляет некоторые УМК старейшего учебного издательства России по литературе.

Методические рекомендации к учебнику Ю. В. Лебедева

Литература всегда занимала в российском образовании и сознании особое место. Она определяет степень «культурной сопричастности» школьника своей стране и миру в целом. Поэтому данный предмет никогда не исчерпывался учебником. Последний служил только проводником в мир художественного слова. Он давал необходимые историко- и теоретико-литературные сведения, показывал пути истолкования и анализа произведений, задавал наводящие вопросы. Но все это не могло и не пыталось заменить главного – мастерства педагога-словесника и самостоятельного чтения учащихся. Литературная классика обращена ко всем и необходима всем – вне зависимости от «профиля». Может быть, поэтому есть надежда, что принятие новых нормативных документов не приведет к резким, революционным изменениям в литературном образовании России. «Старые», хорошо принятые и зарекомендовавшие себя в школе учебники Ю. В. Лебедева, под редакцией В. И. Коровина, В. Г. Маранцмана, в сущности, не устарели. Просто в создавшейся ситуации, пока авторы не подготовили переработанные варианты, нужно их по-новому использовать.

Учебник «Русская литература XIX века. Часть первая» автора В. И. Коровина

Во всех рекомендациях содержится главная и практически необходимая учителю часть. Это тематическое планирование, которое составлено в двух вариантах – для базового и углубленного изучения предмета. Причем в него включены не только темы уроков, но и теоретико-литературные понятия, названные в Стандарте. Таким образом, история и теория литературы предстают в систематическом курсе 10 класса в неразрывном единстве. Кроме того, в рекомендациях В. И. Коровина обозначены еще и типы занятий. А у Ю. В. Лебедева – цели уроков, приемы работы и основные виды деятельности, важные при прохождении той или иной темы. Помимо вышеуказанного, в каждой из рекомендаций содержится так называемая концептуальная часть. В ней авторы попытались сформулировать свое видение профильного обучения литературе в 10 классе.

Учебник «Русская литература XIX века. Часть вторая» автора В. И. Коровина

Ю. В. Лебедев особое внимание предлагает уделить художественному своеобразию русской классики XIX века, которое очевидно при сопоставлении с современной ей западноевропейской литературой. Высота нравственных идеалов, утверждаемых отечественными произведениями, тесная связь с православием прослеживается ученым не только на уровне содержания, но и на уровне поэтики. Говоря о современной ситуации, автор подчеркивает, что «идеалы русской классики не могут быть недоступными для школьника, но они для него трудны. Классика – и это надо донести до сознания учащихся – не развлечение». Что касается возможного использования потенциала учебника для решения задач профильного обучения, в рекомендации названы конкретные разделы книги, необходимые для будущих гуманитариев. Также показано, где можно найти историко-литературные сведения, обозначенные в Стандарте. Вопросы и задачи легко классифицируются по степени сложности и поэтому тоже могут «работать» на двух уровнях. Среди предлагаемых в учебнике заданий есть вопросы повышенной сложности. Они требуют углубленного исследования произведения, знакомства с его противоречивыми критическими, литературоведческими и художественными интерпретациями.

Методические рекомендации к учебнику В. И. Коровина

В. И. Коровин в своих рекомендациях обращает внимание на то, что профильный уровень предполагает не столько расширение, сколько углубление изучения предмета. Это необходимо для «формирования умений филологического анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности». В связи с этим основной акцент ученый делает на цели, задачи и средства «двухуровневого» изучения творчества конкретных писателей – от Пушкина до Чехова. Он показывает пути осмысления программных произведений в зависимости от профиля. Обозначает историко- и теоретико-литературные понятия, необходимые для основательного понимания текста. Кроме того, рекомендации предлагают и дополнительный учебно-методический материал по темам, которые названы в Стандарте и отсутствуют в учебнике. Это некоторые стихотворения А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, творчество А. К. Толстого.

 Учебник «Литература 10 класс. Часть первая» автора В. Г. Маранцмана

В. Г. Маранцман формулирует основные принципы, на которых, по его мнению, должен строиться систематический историко-литературный курс в старшей школе. Он обосновывает их и с психолого-педагогической, и с литературоведческой точек зрения. Русская литература дана в его учебнике в широком контексте общемировой культуры. Это неслучайно, поскольку «выявлению национального своеобразия русской литературы служит сравнение с зарубежной. Ее влияние было особо значимо для отечественных произведений этого периода». Усиление эстетической направленности. Развитие сопоставительных умений и творческих способностей. Вот необходимые для полноценного осознания «диалога культур» приоритетные задачи гуманитарного профиля. В связи с этим автор показывает некоторые конкретные приемы использования материала учебника для их решения.

Учебник «Литература 10 класс. Часть вторая» автора В. Г. Маранцмана

Во всех рекомендациях указана критическая, литературоведческая и справочная литература, в которой содержатся недостающие или дополнительные сведения по творчеству писателей XIX века. Что касается «Евгения Онегина», «Героя нашего времени» и «Мертвых душ», их исследование, согласно новому Стандарту, перенесено в основную школу. Соответствующие разделы учебников могут быть полезны для создания общей картины творческого пути Пушкина, Лермонтова и Гоголя. А также при итоговом повторении русской литературы первой половины XIX века.

В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что все три учебника по-прежнему предлагают несколько больше, чем из них требуется взять «по минимуму». И надо надеяться, что «минималистский» подход к литературе не приведет к революционным переменам в образовании. Не погубит радость от общения с настоящим искусством, необходимым и будущим гуманитариям, и будущим математикам.

Подготовлено редакцией ОблЦИТ.

Редакция благодарит издательство «Просвещение» за предоставленные материалы.

Назад