Новосибирская открытая образовательная сеть




Сейчас

 

Все новости

Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Август 2015 Июль 2015 Июнь 2015 Май 2015 Апрель 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015

 

Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Август 2014 Июль 2014 Июнь 2014 Май 2014 Февраль 2014 Январь 2014

 

Декабрь 2013 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Январь 2013

 

Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Март 2012 Февраль 2012 Январь 2012

 

Декабрь 2011 Ноябрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 Июнь 2011 Май 2011 Апрель 2011 Март 2011 Февраль 2011 Январь 2011

 

Декабрь 2010 Ноябрь 2010 Октябрь 2010 Сентябрь 2010 Август 2010 Июль 2010 Июнь 2010 Май 2010 Апрель 2010 Март 2010 Февраль 2010 Январь 2010

 

Декабрь 2009 Ноябрь 2009 Октябрь 2009 Сентябрь 2009 Август 2009 Июль 2009 Июнь 2009 Май 2009 Апрель 2009 Март 2009 Февраль 2009 Январь 2009

 

Декабрь 2008 Ноябрь 2008 Октябрь 2008 Сентябрь 2008 Август 2008 Июль 2008 Июнь 2008 Май 2008 Апрель 2008 Март 2008 Февраль 2008 Январь 2008

 

Декабрь 2007 Ноябрь 2007 Октябрь 2007 Сентябрь 2007 Август 2007 Июль 2007 Июнь 2007 Май 2007 Апрель 2007 Март 2007 Февраль 2007 Январь 2007

 

Декабрь 2006 Ноябрь 2006 Октябрь 2006 Сентябрь 2006 Август 2006 Июль 2006 Июнь 2006 Май 2006 Апрель 2006 Март 2006 Февраль 2006 Январь 2006

 

Декабрь 2005 Ноябрь 2005 Октябрь 2005 Сентябрь 2005 Август 2005 Июль 2005 Июнь 2005 Май 2005 Апрель 2005 Март 2005 Февраль 2005 Январь 2005

 

Декабрь 2004 Ноябрь 2004 Октябрь 2004 Сентябрь 2004 Август 2004 Июль 2004 Июнь 2004 Май 2004 Апрель 2004 Март 2004 Февраль 2004 Январь 2004

 

Декабрь 2003 Ноябрь 2003 Октябрь 2003 Сентябрь 2003 Август 2003 Июль 2003 Июнь 2003 Май 2003 Апрель 2003 Март 2003 Февраль 2003 Январь 2003
30.03.2004

Обзор прессы №100 от 30.03.2004

Ведущая рубрики - Анна Петрова

«Российская газета»

По международной статистике ЮНЕСКО и Всемирного банка, Россия вкладывает в систему образования немало средств. Тем не менее, денег на образование не хватает. Почему? О проблеме – «Российская газета» от 24 марта.

В нашей стране по сей день действует очень несовременная образовательная сеть, которая сложилась в эпоху индустриализации. Она перестала соответствовать современным демографическим тенденциям и изменениям в потребностях общества. Но вот что интересно: эта система оказывается мощнее наших управленческих решений. Скажем, в рамках проекта реструктуризации сельской школы было проанализировано, как менялся с 70-х годов средний размер сельской школы. Известно, какие демографические процессы идут на селе, как сокращается там число жителей. Оказалось, что на протяжении 30 лет средняя наполняемость сельской школы осталась неизменной: 132 человека! То есть соотношение сети к учащимся регулируется без нашего участия. Масштаб системы образования таков, что она становится саморегулирующейся.

Мы теряем контроль за финансированием системы образования на определенных этапах. У экономистов сегодня есть финансовая отчетность, которую Минфин консолидировано предоставляет по регионам. Из нее мы можем выделить долю регионального и местных бюджетов, оценить, сколько денег в том или ином регионе потрачено на дошкольное, школьное, начальное, среднее, высшее профессиональное образование. Если знаем общую сумму региональных трат на школьное образование, ее нетрудно затем разделить на количество учащихся и на количество образовательных учреждений. Но мы не сможем узнать, сколько средств получила каждая школа и получила ли она их вообще. Тысячи конкретных муниципалитетов не присутствуют в открытой финансовой отчетности.

Каждый муниципалитет должен опубликовать свой бюджет и отчет по бюджету. Однако в отчете "образование" может оказаться только одной строчкой! В нее входят ПТУ, школы, филиалы вузов, вузовские объединения. Сколько денег муниципалитет перечислил каждому из них, остается для экономиста тайной за семью печатями. Если вы приедете в район, вам наверняка покажут школу после ремонта, оснащенную компьютерами, укомплектованную учительскими кадрами. А рядом будет находиться другая, где протекают потолки и нет учителей. Все зависит от субъективного принятия решений на уровне муниципалитетов. Более того, школа сама может не знать, сколько средств она получает. Ведь у нас еще зачастую и централизованные бухгалтерии.

Если родители легально приносят свои деньги в школу, то с этих денег не должны по второму разу собираться налоги. А именно это происходит сейчас. Родители заработали определенную сумму, заплатив с нее налоги, принесли ее в школу - и эти деньги облагаются налогом вторично. С любого "живого" рубля, официально принесенного родителями в школу, школа может рассчитывать максимум на 55-60 копеек. Это как в среднем, так и в высшем образовании. За рубежом эта проблема решается по-другому. Фактически речь идет о том, что от налогов освобождается не учебное заведение, а определенный тип деятельности.

Расходы на образование в 2003 году выросли на 19,5 процента по сравнению с 2002 годом. Удельный вес федеральных расходов на образование в расходной части федерального бюджета вырос с 3,45 процента в 1998 году до 4,43 процента в 2004 году. Более 60 процентов родителей в Москве и в регионах РФ готовы на серьезные материальные затраты ради получения их детьми высшего образования. Сегодня доля учащихся на условиях полного возмещения затрат на обучение составляет: в вузах - 50 процентов; в учреждениях среднего профессионального образования - 37 процентов; начального профессионального образования - 20 процентов.


«Московский Комсомолец»

Учить студентов за деньги хотят все вузы. И в первую очередь — государственные, финансирование которых из казны всегда было скудным. Но до сегодняшнего дня их аппетиты ограничивались лимитом: разрешалось брать на платное обучение не более 25% студентов от числа бюджетников. И вот Госдума приняла в первом чтении поправку к закону “Об образовании”, отменяющую этот лимит, сообщает газета «Московский Комсомолец» от 30 марта.

Желающих учиться на модных факультетах — экономических, юридических, социологических, иностранных языков — всегда было больше, чем мест. Взять всех страждущих знаний даже за деньги институты не могли — закон не позволял. Спрос взялись удовлетворить частные вузы. В конце 90-х годов как грибы после дождя появились многочисленные негосударственные учебные заведения. Сегодня их уже около 400 плюс 2500 филиалов. Почти все (свыше 90%) учат студентов по самым популярным специальностям — менеджмент, право, экономика, иностранные языки... Принимают абы кого — были бы деньги. О качестве знаний говорить не приходится — занятия нередко проходят в арендованных школах и детсадах, а то и вовсе в подвалах. В большинстве частных вузов работают преподаватели-почасовики, совмещающие денежную “халтуру” с основной работой. Стоимость года обучения — 400—600 долларов. За такие деньги научить чему-нибудь серьезному нереально. Выходит, что со студентов выкачивают деньги и потом выдают “диплом”, цена которого равна стоимости бумаги, на которой он напечатан.

Пока Госдума сняла для госвузов ограничение лишь на некоторые специальности — “юриспруденция”, “экономика”, “менеджмент”, “государственное и муниципальное управление”. Поправка убивает сразу несколько зайцев: вузам дают возможность подкормиться за счет контрактников; из “халтурных” вузов и филиалов студенты перебегут в известные госуниверситеты и академии; казна получит дополнительные налоги. Следующей поправкой к закону, вероятно, станет отмена ограничений на все остальные факультеты. А отсюда и до полностью платного высшего образования — один шаг, считает газета.


«Новая газета»

Этим летом на все факультеты МГУ без экзаменов будут зачислены победители всероссийских и региональных профильных олимпиад, занявшие с 1-го по 3-е места. Не будут сдавать экзамены и школьники, победившие в Московской городской олимпиаде. Всего для олимпийцев на университетских скамьях предусмотрена одна тысяча мест. Еще три тысячи абитуриентов смогут поступить на бесплатные места по конкурсу. Рассказывает «Новая газета» от 29 марта.

Нововведения в главном вузе страны ректор противопоставляет изменениям, проводимым под эгидой Министерства образования, — прежде всего введению Единого государственного экзамена. МГУ с самого начала отказался от участия в эксперименте. «Мы поддерживаем ЕГЭ как средство мониторинга системы образования, — заявил Садовничий. — Но одновременно быть средством мониторинга и являться способом поступления в вуз Единый экзамен не может — материальная заинтересованность всех его участников слишком велика. Рассчитывать на объективный результат в этом случае не приходится». Ректор заявил, что в отличие от руководителей Министерства образования совсем не считает эксперимент по ЕГЭ успешным. Так же, как и его повсеместное внедрение — «делом решенным». «Новая система проверки и оценки знаний не гарантирована от коррупции, — так отметил Виктор Садовничий. И в подтверждение привел факт — феноменально высокий уровень результатов по ЕГЭ в отдельных регионах страны».

Вместе с тем, по мнению ректора МГУ, сегодняшнее плачевное положение с финансами в государственном высшем образовании может стать нормой. Это произойдет в случае реализации следующего этапа образовательных реформ — введения новой схемы финансирования образования — ГИФО (государственных именных финансовых обязательств), попросту говоря — «ваучеризации» образования. (По новому проекту деньги не выделяются по смете каждому образовательному учреждению, а «прикрепляются» к каждому школьнику в виде ваучера и следуют за ним из школы в вуз.) Схема расчета «стоимости» одного ученика очень проста: берется образовательный бюджет и делится на общее количество обучающихся. То есть государство исходит не из реальной стоимости качественного обучения, а из имеющихся в наличии средств. И если эта экспериментальная практика будет признана успешной, то сегодняшняя ситуация «недофинансирования» закрепится на долгое время.

«ГИФО не оправдали себя в других странах, — считает Садовничий. — Альтернативные варианты финансирования — прежде всего система кредитов на образование — министерством не рассматриваются. Между тем этой системой предусматривается поддержка талантливых детей. Кроме того, она позволяет выявить и оформить «заказ» на образование, а значит — связать бизнес и образование и науку».


«Вечерний Новосибирск»

Продолжается конкурс «Лучшие школы России». Из 60 тысяч общеобразовательных школ нашей страны определились тридцать финалистов, сообщает газета «Вечерний Новосибирск» от 30 марта.

На последний федеральный этап конкурса поступило более 190 заявок из 77 регионов. 12 марта в Академии повышения квалификации работников образования (АПКРО) состоялось определение тридцатки лучших школ. Работа экспертной комиссии, разбитой по десяти номинациям, велась на протяжении 12 часов. Как известно, конкурс разбит на десять номинаций, в каждой из которых будет своя школа-победитель и школы-призеры. Попасть в заветную тридцатку могут и три школы Новосибирска и области. Заявки на участие отправили гимназия N 2 Ленинского района (в номинации «Школа современных образовательных технологий»), а также школа N 205 «Содружество» Дзержинского района и Мошковский центр образования (в номинации «Школа успеха»).

Официально тридцатка финалистов будет объявлена 30 марта министром образования и науки РФ Андреем Фурсенко в Министерстве образования и науки РФ. До этого момента вся информация, касающаяся победителей, является конфиденциальной. Десять лучших школ будут утверждены и названы жюри 24 апреля, во время торжественной церемонии награждения победителей, которая пройдет в выставочном центре «Сокольники» в Москве. До этого момента в рамках «Российского образовательного форума» в выставочном центре «Сокольники» представители тридцати лучших школ выступят с защитой своих проектов перед жюри.

Назад