Новосибирская открытая образовательная сеть




Сейчас

 

Все новости

Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Август 2015 Июль 2015 Июнь 2015 Май 2015 Апрель 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015

 

Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Август 2014 Июль 2014 Июнь 2014 Май 2014 Февраль 2014 Январь 2014

 

Декабрь 2013 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Январь 2013

 

Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Март 2012 Февраль 2012 Январь 2012

 

Декабрь 2011 Ноябрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 Июнь 2011 Май 2011 Апрель 2011 Март 2011 Февраль 2011 Январь 2011

 

Декабрь 2010 Ноябрь 2010 Октябрь 2010 Сентябрь 2010 Август 2010 Июль 2010 Июнь 2010 Май 2010 Апрель 2010 Март 2010 Февраль 2010 Январь 2010

 

Декабрь 2009 Ноябрь 2009 Октябрь 2009 Сентябрь 2009 Август 2009 Июль 2009 Июнь 2009 Май 2009 Апрель 2009 Март 2009 Февраль 2009 Январь 2009

 

Декабрь 2008 Ноябрь 2008 Октябрь 2008 Сентябрь 2008 Август 2008 Июль 2008 Июнь 2008 Май 2008 Апрель 2008 Март 2008 Февраль 2008 Январь 2008

 

Декабрь 2007 Ноябрь 2007 Октябрь 2007 Сентябрь 2007 Август 2007 Июль 2007 Июнь 2007 Май 2007 Апрель 2007 Март 2007 Февраль 2007 Январь 2007

 

Декабрь 2006 Ноябрь 2006 Октябрь 2006 Сентябрь 2006 Август 2006 Июль 2006 Июнь 2006 Май 2006 Апрель 2006 Март 2006 Февраль 2006 Январь 2006

 

Декабрь 2005 Ноябрь 2005 Октябрь 2005 Сентябрь 2005 Август 2005 Июль 2005 Июнь 2005 Май 2005 Апрель 2005 Март 2005 Февраль 2005 Январь 2005

 

Декабрь 2004 Ноябрь 2004 Октябрь 2004 Сентябрь 2004 Август 2004 Июль 2004 Июнь 2004 Май 2004 Апрель 2004 Март 2004 Февраль 2004 Январь 2004

 

Декабрь 2003 Ноябрь 2003 Октябрь 2003 Сентябрь 2003 Август 2003 Июль 2003 Июнь 2003 Май 2003 Апрель 2003 Март 2003 Февраль 2003 Январь 2003
12.04.2004

Обзор прессы №102 от 12.04.2004

Ведущая рубрики - Анна Петрова

«Вечерний Новосибирск»

По данным специалистов, занимающихся мониторингом экономики образования, в России ежегодно к услугам репетиторов прибегают примерно 200 тысяч абитуриентов. Число молодых людей, штурмующих приемные комиссии всех российских вузов, миллион. Таким образом, порядка 20 процентов выпускников школ прибегают к услугам репетиторов при поступлении в вуз, подсчитала газета «Вечерний Новосибирск» от 8 апреля.

Как сообщают в плановом отделе управления образования Новосибирской области, в школах города и области сейчас обучается 25179 одиннадцатиклассников. Предположим, все они станут абитуриентами вузов и ссузов. Если общероссийская статистика распространяется и на нас, то более пяти тысяч юных новосибирцев прибегнут к услугам репетиторов. Условно всех репетиторов можно разделить на три группы. Первая группа: студенты, аспиранты, школьные преподаватели. Это они размещают свою рекламу в газетах бесплатных объявлений и на образовательных сайтах в Интернете. Вероятность поступления в вуз с таким репетитором примерно 1:10. Преимущества - дешевизна, готовность заниматься с «недорослями» у них на дому. Услуги таких репетиторов в Новосибирске стоят 100-150 рублей в час. Вторая группа - опытные репетиторы со стажем. Они берут за академический час от 450 рублей и выше, ученики к ним приходят преимущественно по рекомендации. Занятия с опытным репетитором в течение года могут обеспечить достаточный для вуза уровень знаний. Однако гарантии поступления эти преподаватели не дают.

Третья группа - члены приемных комиссий вузов. Достоинство этих репетиторов заключается в том, что они точно знают формат будущего экзамена, могут заблаговременно предупредить абитуриента о темах сочинений или условиях экзаменационных задачек, а также принять участие в проверке письменной работы конкретного абитуриента с вытекающими отсюда последствиями. Курс занятий с таким репетитором стоит 1000 евро. Подготовиться к поступлению в вуз можно как в течение года, так и за три месяца. Условия задачек и темы сочинений, понятное дело, за отдельную плату, которая составляет от 500 до 1000 евро.


«Комсомольская Правда»

В школе № 7 Волгограда уже несколько лет учебу сверяют с движениями небесных тел, сообщает газета «Комсомольская Правда» от 5 апреля. Строить планы на будущее, проводить педсоветы и контрольные с оглядкой на поведение Луны, Марса и Венеры в этой волгоградской школе стали примерно семь лет назад. А началось все с того, что директор Сергей Цыганков, по образованию - преподаватель химии и биологии, по мировоззрению - материалист, стал задумываться над тем, что человек живет не только по тем законам, которые предписаны ему Конституцией.

В поисках ответа на вопрос о природе человека Цыганков проштудировал горы литературы, но тщетно: ни педагогические, ни психологические трактаты внятно ему не объясняли, по каким таким законам живет и развивается личность. «Все это подвело меня к мысли, что есть вещи, которые мы явно недооцениваем. На нас, на самочувствие всего коллектива оказывает влияние множество факторов, в том числе и внешние, космические силы, - рассказывает Сергей Николаевич. - Но знаний явно не хватало, и я заочно поступил в Московскую астрологическую академию». Через три года к педагогическому диплому Цыганкова прибавился диплом астролога-консультанта, а школа стала жить по-новому, подчиняясь транзитам Луны.

«Естественно, мы переживали, как на наши нововведения отреагируют начальство и коллеги из других школ, - продолжает директор, - но, как ни странно, никто на нас ногами не топал и пальцем у виска не крутил. На базе нашей школы теперь проводятся семинары для слушателей института повышения квалификации. Правда, мне иногда задают вопрос: вы что, действительно верите в астрологию? Отвечаю: верить в астрологию - это то же самое, что верить в математику. Это науки, их надо изучать».

В полнолуние и новолуние, а также за два дня до и после этого в школе не проводят никаких ответственных мероприятий - ни совещаний, ни семинаров, ни педсоветов, ни даже контрольных работ. Зато дежурство усиливают. И это не блажь какая-нибудь. Выводы о влиянии на людей лунных фаз сделали, обобщив данные всех школ Центрального района Волгограда за четыре года. Рассматривали два критерия - поступление жалоб и детский травматизм. Затем разложили документы по динамикам Луны и получили очень интересную диаграмму: подавляющее большинство жалоб было написано в двух фазах Луны - либо в полнолуние, либо в новолуние, та же картина с травмами - школьники набивали себе синяки и шишки исключительно в те же дни, когда педагоги строчили докладные. В полнолуние и новолуние мы становимся легко возбудимыми, испытываем психологический дискомфорт. Взрослые, как правило, находят, как выплеснуть эмоции, дети начинают больше баловаться, становятся агрессивными.

«Результаты сразу дали о себе знать, - говорит Сергей Николаевич. - Все наши мероприятия стали проходить более спокойно, организованно и продуктивно. Успеваемость повысилась. Мы стараемся не загружать учеников в пиковые дни, когда внимание рассеяно, хуже работает память. Хорошо бы еще экзамены с этих неспокойных дат сдвигать, но это не в нашей компетенции».


«Московские новости»

В Британии набирает силу тенденция "воцерковления" средних школ, сообщает газета «Московские новости» от 12 апреля. С 2002 года уже 8 школ изменили свою программу и ввели новые учебные планы, соответствующие требованиям англиканской церкви. Еще три учебных заведения собираются сделать то же самое в самое ближайшее время. Смена школьной ориентации производится по требованию родителей учеников. Они полагают, что христианские школы не только лучше прививают подрастающему поколению этические нормы, но и обеспечивают лучшую успеваемость.

Результатом "воцерковления" колледжей стало не только изменение учебных планов (в них были введены религиозные предметы), но и установление новых дисциплинарных принципов. От учеников не стали требовать строгого соблюдения обрядов, но все школьные мероприятия теперь выдержаны в религиозном духе. Тем не менее школы уверяют, что учителя не ставят себе цель непременно вырастить из подростков истовых христиан. Появились общие молитвы, присутствие на которых вменено школьникам в обязанность, появились более строгие наказания за плохое поведение (например, оставление ученика после уроков). Сейчас более 50 процентов учеников в воцерковленных школах имеют положительные оценки, что несколько выше среднего уровня в стране.

Церковь, естественно, приветствует переход средних школ на англиканскую платформу. Это, возможно, несколько изменит существующую ныне диспропорцию в образовании детей: в стране сейчас есть 4500 "церковных" начальных школ и только 197 средних учебных заведений, принявших христианскую программу. К 2007 году Церковь Англии намерена открыть еще около ста англиканских школ.


«Аргументы и факты. Здоровье»

Разговаривать с подростками трудно. В процессе взросления ребенок обязательно должен в какой-то момент проявить самостоятельность и попытаться своими силами найти путь в жизни. К сожалению, это неизбежно связано с охлаждением в отношениях с родителями, что вызывает сильное раздражение с обеих сторон. В том, как разрушить стену непонимания между близкими людьми, с помощью специалистов попыталась разобраться газета «Аргументы и факты. Здоровье» от 8 апреля.

В определенный период родители понимают, что они должны предоставить ребенку некоторую независимость, чтобы он мог выработать в себе черты, необходимые для жизни в мире взрослых, и все же они не могут перестать волноваться о своих чадах. При этом взрослые сталкиваются с одними и теми же вопросами: какую степень свободы надо предоставить подростку, а в чем его следует ограничить, не доводя ситуацию до «точки кипения», как поговорить с ним об этом и не нарваться на грубость?

Большое значение имеет то, как вы собираетесь начать беседу. Вместо того чтобы мрачно усаживаться за стол и говорить своему ребенку: «Нам надо поговорить», — попробуйте научиться выходить на важные темы естественно и как бы случайно. Очень хорошо, когда можно поговорить во время прогулки или в машине, когда вы вместе куда-то едете. Подростка не только ничего не будет отвлекать, но вы сможете не смотреть ему все время в глаза, и в этом случае обстановка получится более непринужденной. Еще один эффективный способ вызвать подростка на откровенный разговор состоит в том, чтобы задавать вопросы, прогнозирующие развитие тревожной для вас ситуации. Например: «А что, если?..» Что, если мальчик, с которым ты пошла на свидание, начнет приставать к тебе? Тебе это не нравится, а он продолжает настаивать. Что ты будешь делать? Что, если друг, который пообещал подвезти тебя домой на своей машине, пьян или употребил наркотики, но при этом уверяет, что с ним все в порядке? Как ты будешь вести себя в такой ситуации? Чтобы растопить лед настороженности, можно попробовать рассказать какой-нибудь случай из своего личного опыта. При этом не надо торопиться высказывать свое собственное мнение, а, наоборот, дать ребенку возможность обдумать ситуацию самому. Лекций никто не выносит, даже взрослые люди, а подростки в лучшем случае замкнутся.

Еще один способ расположения состоит в том, чтобы сказать, что вы в любом случае очень любите свое, даже неразумное детище. Подросток должен твердо знать, что в нужную минуту он всегда может обратиться к вам и вы его никогда не подведете. Например, вы можете сказать, что, если на какой-нибудь вечеринке возникнет любая ситуация, которая ему не понравится, он может позвонить вам даже среди ночи, и вы всегда приедете и заберете его, не задавая при этом никаких лишних вопросов и не читая нравоучений. Многие подростки отчаянно экспериментируют и примеривают на себя самые различные и не всегда милые роли, что зачастую выводит родителей из себя. Постарайтесь всегда помнить о том, что только таким образом подросток может научиться самостоятельной жизни и найти свое место в этом мире. Попробуйте не устраивать скандалов из-за мелочей, которые можно поправить или которые не представляют непосредственной угрозы здоровью или благополучию ребенка. Трудно, но попробуйте не особенно концентрировать внимание на немытых волосах, рваных джинсах или оклеенной чем-то не тем комнате подростка, и тогда в вопросах по-настоящему серьезных вы будете иметь полное право проявить твердость. А самыми главными вопросами, по которым невозможны никакие уступки, являются те, что так или иначе связаны с безопасностью самого подростка и окружающих его людей. Все правила, касающиеся этого, должны быть сформулированы с полной ясностью и выполняться неукоснительно.

Довольно часто подростки употребляют в спорах такие аргументы, как «никто из моих друзей этого не делает, и его никто не заставляет» или «если вы меня заставите, то я умру». Таким образом они пытаются вынудить вас отступить — старайтесь не попадаться в эту ловушку. Помните о том, что вы родитель, а не приятель, и если вопрос действительно важный, то старайтесь побороть искушение пойти на уступку, чтобы остаться хорошим в его глазах. С другой стороны, вы вовсе не должны отвечать «нет» на все просьбы ребенка. Сохраняйте свое право «вето» для действительно важных случаев и, прежде чем принять решение, удостоверьтесь, что полностью разобрались в вопросе. Вы всегда можете сказать ребенку, что подумаете на эту тему и вернетесь к разговору позже. Обычно подросткам такие ответы не нравятся, но они демонстрируют, что вы не говорите «нет» автоматически, а действительно готовы подумать.

Споры и разговор на повышенных тонах только подливают масло в огонь и портят отношения с ребенком. Результат же их, как правило, настолько ничтожен, что им вообще можно пренебречь. Старайтесь придерживаться следующих принципов. Вы не должны чувствовать себя обязанным оценивать каждое высказывание и каждый поступок своего ребенка. Сохраняйте за обеими сторонами взаимное право не соглашаться друг с другом и тем не менее не ссориться. Никогда не пытайтесь спорить с подростком, когда он сердится или расстроен, — это бесполезно. Подождите, пока страхи утихнут, и только потом предпримите еще одну попытку разрешить конфликт. Не пытайтесь оспаривать эмоции подростков — они имеют полное право чувствовать себя обиженными, разочарованными, обманутыми и т. п. Всегда гораздо лучше признать, что вы понимаете, в каком он сейчас состоянии, и можно построить разговор так: «Я вижу, что ты сейчас очень рассержен (расстроен, обижен). Давай вернемся к этому разговору, когда ты успокоишься».

Для каждого человека очень важно сохранять уважение, и взрослые зачастую просто требуют должного к себе отношения, хотя сами иногда грешат неуважением к детям. Так, родитель, который заходит в комнату подростка без стука, наверное, страшно бы рассердился, сделай нечто подобное ребенок. Не говоря уже о том, чтобы без разрешения порыться на столе или в вещах, а то и почитать дневник и письма. Все это оправдывается тем, что надо быть в курсе дел подростка и не дать ему совершить ошибок, которые потом трудно исправить. Но уберечь таким образом и сохранить хорошие отношения практически невозможно.

Если вы будете относиться к своему ребенку с уважением, то только в этом случае получите право и от него требовать такого же отношения. Например, подросток обязательно должен ставить вас в известность обо всех изменениях в своих планах и оставлять координаты, по которым вы сможете его найти. Не забывайте, что вы имеете дело с личностями, а в конечном итоге с теми, кого сами воспитали, и пенять иногда надо на самих себя.

Назад