Новосибирская открытая образовательная сеть




Сейчас

 

Все новости

Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Август 2015 Июль 2015 Июнь 2015 Май 2015 Апрель 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015

 

Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Август 2014 Июль 2014 Июнь 2014 Май 2014 Февраль 2014 Январь 2014

 

Декабрь 2013 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Январь 2013

 

Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Март 2012 Февраль 2012 Январь 2012

 

Декабрь 2011 Ноябрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 Июнь 2011 Май 2011 Апрель 2011 Март 2011 Февраль 2011 Январь 2011

 

Декабрь 2010 Ноябрь 2010 Октябрь 2010 Сентябрь 2010 Август 2010 Июль 2010 Июнь 2010 Май 2010 Апрель 2010 Март 2010 Февраль 2010 Январь 2010

 

Декабрь 2009 Ноябрь 2009 Октябрь 2009 Сентябрь 2009 Август 2009 Июль 2009 Июнь 2009 Май 2009 Апрель 2009 Март 2009 Февраль 2009 Январь 2009

 

Декабрь 2008 Ноябрь 2008 Октябрь 2008 Сентябрь 2008 Август 2008 Июль 2008 Июнь 2008 Май 2008 Апрель 2008 Март 2008 Февраль 2008 Январь 2008

 

Декабрь 2007 Ноябрь 2007 Октябрь 2007 Сентябрь 2007 Август 2007 Июль 2007 Июнь 2007 Май 2007 Апрель 2007 Март 2007 Февраль 2007 Январь 2007

 

Декабрь 2006 Ноябрь 2006 Октябрь 2006 Сентябрь 2006 Август 2006 Июль 2006 Июнь 2006 Май 2006 Апрель 2006 Март 2006 Февраль 2006 Январь 2006

 

Декабрь 2005 Ноябрь 2005 Октябрь 2005 Сентябрь 2005 Август 2005 Июль 2005 Июнь 2005 Май 2005 Апрель 2005 Март 2005 Февраль 2005 Январь 2005

 

Декабрь 2004 Ноябрь 2004 Октябрь 2004 Сентябрь 2004 Август 2004 Июль 2004 Июнь 2004 Май 2004 Апрель 2004 Март 2004 Февраль 2004 Январь 2004

 

Декабрь 2003 Ноябрь 2003 Октябрь 2003 Сентябрь 2003 Август 2003 Июль 2003 Июнь 2003 Май 2003 Апрель 2003 Март 2003 Февраль 2003 Январь 2003
30.04.2004

Обзор прессы №105 от 30.04.2004

Ведущая рубрики - Анна Петрова

«Труд»

Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко заверил, что в этом году вступительные экзамены в вузы пройдут по прежним правилам, а проведение эксперимента с Единым государственным экзаменом (ЕГЭ) никак не отразится на приеме студентов. Об этом сообщает газета «Труд» №079. «В этом году никаких изменений ни в вопросах ЕГЭ, ни в вопросах приемных экзаменов не будет», - сказал А.Фурсенко, выступая в среду на заседании Совета Федерации РФ.

По его словам, какое-то принципиальное решение по ЕГЭ (расширять его сферу, сужать или отменять совсем) может быть принято только после широкого обсуждения результатов эксперимента. Причем обсуждение это должно проводиться таким образом, чтобы голоса большинства не были забиты наиболее активными представителями образовательного сообщества, не важно "за" или "против" ЕГЭ они выступают, заметил А. Фурсенко.


«Российская газета»

До 60 процентов людей с высшим образованием в Санкт-Петербурге считают, что для работы им это образование не нужно. Но при этом число студентов за семь лет выросло в два раза. Такие неожиданные результаты на "круглом столе" в Петербурге в конце прошлой недели озвучил социолог и экономист Андрей Вейхер, выполнивший крупнейшее исследование под эгидой одного из международных фондов. Рассказывает «Российская газета» от 19 апреля.

Каждый год в России создается до тридцати новых вузов. Почти половина студентов нацелена на получение второго высшего образования. Но все больше людей учатся в вузах (часто - за большие деньги) только для того, чтобы получить диплом. При этом уровень получаемых знаний их не слишком интересует. После года исследований, насколько доступно высшее образование в России, основной вывод, как определил Андрей Вейхер, раздрай. С одной стороны, в обществе сохранился стереотип, что молодому человеку, желающему чего-то достичь, нужно учиться. С другой - реальное состояние экономики не требует такого числа специалистов с высшим образованием. И не дает им сколь-нибудь заметного преимущества, если говорить об уровне жизни.

Исследования в Петербурге показали: среди тех, кто получает зарплату от 500 до 1000 долларов в месяц, число людей с высшим образованием превышает число людей со средне-специальным всего на 10 процентов. Лишь для категории лиц с заработками выше 1000 долларов фактор образования играет существенную роль - тут выпускники вузов составляют 90 процентов. Почему же тогда молодежь так стремится в институты? По мнению исследователей, решающим фактором выступает общая бедность населения и невозможность сразу после школы или техникума устроиться на работу, обеспечивающую хорошую зарплату. "Если ребенок не может заработать существенные деньги, пусть он лучше дальше учится", - решают родители. Тем более действует еще один отечественный парадокс: даже для людей с относительно невысокими доходами доступно высшее образование в платных институтах. В них стоимость обучения (особенно, в региональных филиалах) почти равна тем расходам, которые приходится нести в процессе учебы студенту бесплатного вуза. Только хлопот меньше: уж если платишь, тебя вряд ли выгонят.

Почему "частники" так мало берут, но при этом число этих вузов растет быстрее, чем государственных? Как показало исследование, частные вузы создаются в основном при государственных как средство приработка для преподавателей. Соответственно, они могут пользоваться материальной базой государственных институтов. К тому же преподаватель, для которого работа в платном учебном заведении - приработок, соглашается на меньшую зарплату, чем по основному месту работы. Вот и получается, что высшее образование в России предельно доступно (по числу студентов на 10 тысяч населения мы опережаем США и Японию). Однако качество его падает. Ученые пришли к выводу: высшему образованию в России предстоит коренная реформа. Оно, очевидно, разделится на общее и специальное. То есть на образование, которое не делает человека специалистом в какой-нибудь области знаний, а просто дает ему некий культурный уровень. И то, которое делает человека профессионалом.


«Аргументы и Факты. Москва»

Официально объявлено о начале военных сборов для десятиклассников. Реальные учения в большинстве школ пройдут после 20 мая, когда будут закончены все уроки основной сетки занятий. Таким образом, считают в столичном Департаменте образования, военные сборы пройдут по скользящему графику, индивидуальному для каждой школы, и не будет нарушен учебный процесс. Но откуда появилась сама идея дать мальчишкам-десятиклассникам в руки автомат и почему ее решили воплотить именно сейчас? Рассказывает газета «Аргументы и Факты. Москва» от 28 апреля.

В программе десятого класса есть предмет под названием «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), состоящий из теоретической и практической части. Практика — обязательная часть изучения ОБЖ, которая и должна проводиться в форме военных сборов (в текущем году они пройдут в Таманской и Кантемировской дивизиях). Всего на эту «половину» предмета выделено 40 учебных часов: 5 дней по 8 часов занятий. Сами сборы напоминают по схеме занятий турслет. Только туризм — дело добровольное, а сборы — обязательное. Не участвуют в мероприятии только те, кто имеет подтвержденные документом противопоказания — например, медицинскую справку о болезни или заверенное в поликлинике освобождение от физкультуры.

В старых планах Минобраза тоже были военные сборы — только проводить их собирались после 11-го класса двенадцатилетки. Цели очень простые: за год до окончания школы юноша проходит практику ОБЖ, а после выпускного, когда ему (в результате прибавки одного года) исполняется 18 лет, сразу отправляется в армию. К счастью, переход на двенадцатилетку отложен на неопределенный срок. Но военные сборы как официальное «милитаристское» мероприятие остались. Подвох заключается в том, что школьник, принявший в них участие, уже не сможет подать заявление на прохождение альтернативной службы. Как он докажет, что является пацифистом? Четких норм, по которым можно доказать свои миролюбивые воззрения, нигде не прописано да и не существует в принципе. Против «идеологического лепета» потенциального альтернативщика будет свидетельствовать официальная справка под заглавием: «Он участвовал в военных сборах».

Для учеников наличие сборов будет означать, что заботиться о своей будущности придется уже с десятого класса. Именно тогда нужно будет определиться: садиться ли за учебники, штудировать пацифистскую литературу или стирать портянки. Да, правительство Москвы нашло и впрямь хитрый способ поправить ситуацию с призывом.


«Учительская газета»

Педагогическая Россия на фоне мира – так называется статья в «Учительской газете» от 27 апреля. Положение с зарплатой работников образования крайне различно в обеспеченных и развивающихся странах с кризисной экономикой. В развитых государствах минимальная зарплата педагогов находится на уровне или несколько ниже размера ВВП на душу населения, зато максимальная превышает этот уровень на 20-100%.

В развивающихся странах и государствах с кризисной экономикой заработная плата составляет большую часть образовательных бюджетов и постоянно становится объектом оптимизации расходов с целью экономии. Для этого сокращается преподавательский и вспомогательный персонал, увеличивается учебная нагрузка, стимулируется ранний уход на пенсию квалифицированных преподавателей и уменьшаются начальные требования к учителю для снижения уровня оплаты его труда. Педагоги вынуждены искать дополнительную работу или бросать преподавание вообще. Реальная зарплата учителя в этой группе стран постоянно сокращается.

В развивающихся странах власти повсеместно не выполняют своих обязательств перед работниками образования. Невыплата или задержка заработной платы — постоянное явление в нарушение статьи 115 Рекомендаций МОТ ЮНЕСКО о положении учителей. В России максимальная заработная плата за 12 месяцев составляла в 2003 году лишь 1,5 тысячи долларов или 47% от размера ВВП на душу населения (3157 долларов). Для сравнения: зарплата в промышленности в России в 2003 году составила порядка 2,8 тысячи долларов или 89% от размера ВВП на душу населения.

Назад