Новосибирская открытая образовательная сеть




Сейчас

 

Все новости

Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Август 2015 Июль 2015 Июнь 2015 Май 2015 Апрель 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015

 

Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Август 2014 Июль 2014 Июнь 2014 Май 2014 Февраль 2014 Январь 2014

 

Декабрь 2013 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Январь 2013

 

Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Март 2012 Февраль 2012 Январь 2012

 

Декабрь 2011 Ноябрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 Июнь 2011 Май 2011 Апрель 2011 Март 2011 Февраль 2011 Январь 2011

 

Декабрь 2010 Ноябрь 2010 Октябрь 2010 Сентябрь 2010 Август 2010 Июль 2010 Июнь 2010 Май 2010 Апрель 2010 Март 2010 Февраль 2010 Январь 2010

 

Декабрь 2009 Ноябрь 2009 Октябрь 2009 Сентябрь 2009 Август 2009 Июль 2009 Июнь 2009 Май 2009 Апрель 2009 Март 2009 Февраль 2009 Январь 2009

 

Декабрь 2008 Ноябрь 2008 Октябрь 2008 Сентябрь 2008 Август 2008 Июль 2008 Июнь 2008 Май 2008 Апрель 2008 Март 2008 Февраль 2008 Январь 2008

 

Декабрь 2007 Ноябрь 2007 Октябрь 2007 Сентябрь 2007 Август 2007 Июль 2007 Июнь 2007 Май 2007 Апрель 2007 Март 2007 Февраль 2007 Январь 2007

 

Декабрь 2006 Ноябрь 2006 Октябрь 2006 Сентябрь 2006 Август 2006 Июль 2006 Июнь 2006 Май 2006 Апрель 2006 Март 2006 Февраль 2006 Январь 2006

 

Декабрь 2005 Ноябрь 2005 Октябрь 2005 Сентябрь 2005 Август 2005 Июль 2005 Июнь 2005 Май 2005 Апрель 2005 Март 2005 Февраль 2005 Январь 2005

 

Декабрь 2004 Ноябрь 2004 Октябрь 2004 Сентябрь 2004 Август 2004 Июль 2004 Июнь 2004 Май 2004 Апрель 2004 Март 2004 Февраль 2004 Январь 2004

 

Декабрь 2003 Ноябрь 2003 Октябрь 2003 Сентябрь 2003 Август 2003 Июль 2003 Июнь 2003 Май 2003 Апрель 2003 Март 2003 Февраль 2003 Январь 2003
30.04.2004

Учебники, в которых нет «абракадабры» В Новосибирске на базе информационно-методического отдела Областного центра информационных технологий управления образования администрации НСО состоялась конференция учителей математики. На примере учебников издательства «Просвещение» педагоги совместно с редакторами учебно-методических комплектов обсуждали роль учебника в модернизации российского образования. На снимке ведущие конференции гости из Санкт-Петербурга Т. Ходот и С. Энтина.

Доцент кафедры геометрии Ленинградского педагогического университета имени Герцена Т. Ходот (слева) и доцент кафедры высшей математики Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета, кандидат физико-математических наук С. Энтина

В Новосибирске на базе информационно-методического отдела Областного центра информационных технологий (ИМО ОблЦИТ) управления образования администрации НСО состоялась конференция учителей математики. На примере учебников издательства «Просвещение» педагоги совместно с редакторами учебно-методических комплектов (УМК) обсуждали роль учебника в модернизации российского образования.

Проведение подобных форумов стало уже традиционным. При существующем разнообразии учебной литературы преподавателям нелегко остановить свой выбор на каких-либо отдельных изданиях. Поэтому участие представителей издательств и авторов УМК делает такие встречи неоценимо полезными и необходимыми для дальнейшей работы. На этот раз участие в конференции принимала доцент кафедры геометрии Ленинградского педагогического университета имени Герцена Т. Ходот, которая ознакомила участников с проблемами интегрированного курса математики для базового уровня. Также она предложила к обсуждению современную концепцию геометрического образования учащихся основной школы. Главной темой ее выступления была структура курсов стереометрии А. Александрова для различных уровней профильной школы.

Участники конференции учителей математики

– Я представляю учебники по геометрии для средней школы,– сказала Т. Ходот в интервью корреспонденту ОблЦИТ.– Это книги для 7-9 и 10-11 классов издательства «Просвещение». Авторский коллектив был создан более 20 лет назад академиком А. Александровым, и многим учителям знакомы его издания. Они начали выпускаться в конце 70-х годов. Первые книги предназначались для физико-математических классов. Затем авторы стали формировать комплекты для базовой школы. И некоторое время назад, примерно, в 1999 году, Министерство образования и Национальный фонд подготовки кадров объявили конкурс на создание учебников нового поколения. Известно, что геометрия – наука, которая многим кажется очень трудной. На самом деле – она самая замечательная и красивая. Люди часто думают, что этот предмет – обыкновенная «абракадабра». Изучаются какие-то точки, которые не имеют размеров, из них что-то составляют. А раз нет размеров, значит, мы создаем «ничто». Потом берем то, чего нет, и изучаем целых пять лет. Это похоже на глупость. Но если смотреть на геометрические фигуры, как на способ изучения окружающего мира, как описание предмета, с точки зрения размеров, формы и взаимного расположения, то геометрия становится совсем другой. Я удивляюсь, почему она не становится гуманитарной наукой. Ведь она описывает красоту, архитектуру, природу. При ее изучении используются различные языки, что тоже дает определенные дополнительные знания. Это единственный предмет, который учит детей получать визуальную информацию. Мы получаем особый эффект развития ребенка.

Доцент кафедры геометрии Ленинградского педагогического университета имени Герцена Т. Ходот

Задача школы – воспитать умного человека,– продолжила доцент кафедры геометрии.– Он должен научиться убедительно говорить, доказательно рассуждать. И все направления обучения очень хорошо сконцентрированы именно в геометрии. Это уникальный предмет, дающий огромные возможности для формирования личности. С другой стороны, если учебник «занудный» и скучный, то педагогу приходится приложить много усилий, чтобы превратить его в «живую» книгу. Задача авторов – изложить содержание понятным языком, сделать его интересным. С картинками, с наглядным подспорьем. Геометрия – это три вещи: логика, фигуры и практика. И если ребенок не может сегодня доказывать теорему, зато он, например, умеет хорошо рисовать и применять это практически. А значит, я могу предложить ему задания, которые будут его воспитывать наглядным, интуитивным образом. Очень скоро человек сам подойдет к моменту, когда начнет задумываться: «Почему это так?» Ему самому захочется что-то утверждать и доказывать. Поэтому мы имеем много «каналов» для проникновения в сознание школьника, чтобы его достаточно хорошо развить, и стараемся это делать. Предлагаемые нами учебники являются дифференцированными. Для детей разных уровней помещены задания, соответствующие их развитию на данный момент. Если он не может доказывать теорему, мы ему ставим задачу: смотри, рисуй, расскажи о том, что видишь, подумай. Мы изучаем с детьми не угол, в который их отправляют в виде наказания. Мы, все-таки, идем от пространства, которое трехмерно. Мы сначала постигаем окружающий мир, а затем, более или менее аккуратно, переводим это на математический язык.

Доцент кафедры высшей математики Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета, кандидат физико-математических наук С. Энтина

Вместе с коллегой в проведении форума участвовала доцент кафедры высшей математики Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета, кандидат физико-математических наук С. Энтина. С новосибирскими педагогами она рассматривала идеи и образы математики в школьном учебнике и рассматривала систему учебных занятий в новом поколении книг автора М. Башмакова:

– Я представляю комплект учебников Марка Башмакова для 7-9 классов общеобразовательной школы и 9-11 классов гуманитарного профиля по математике,– сказала Софья Борисовна.– Я в какой-то мере являюсь «внутренним», то есть неофициальным редактором этого курса. Мною прочитаны и прорешены все материалы, которые в нем содержатся. Марк Иванович известен, как автор многих учебников. В свое время широкое распространение получила его книга для профессионально-технических училищ и для 10-11 классов общеобразовательной школы. Тот комплект, о котором мы говорим, уже подготовлен и частично опубликован. Прежде всего, эти учебники хорошо структурированы. Очень тщательно собран материал, который необходимо изучить в школе, задания к нему. В 7-9 классах содержание разбито по урокам, каждый из которых – это изучение конкретной темы. Текст излагается на одной или двух страницах, в соответствии с возрастом учеников. Задания имеют такой же объем, что очень хорошо. То есть каждый материал, изложенный в теории, можно тут же увидеть практически. Задачи к уроку – это тот необходимый минимум, который должен уметь выполнять любой школьник. В конце книги есть задания на выбор – от самых простых до более сложных. Они делятся на разные типы. Это серии – когда отрабатывается один и тот же навык. Тренажер – отрабатывается одно и то же действие. И, собственно, решение задач. Из них новыми являются сюжетные и исследовательские. Первые включают в себя условие и несколько различных вопросов к нему, позволяющих изучить суть со всех сторон. Вторые – расширяют кругозор учащихся. Они выводят школьника за пределы материала, изложенного в программе. Обязательно проводится численный эксперимент, его результаты анализируются. Затем делается какой-то вывод, который доказывается. Все это делается с комментариями и наводящими вопросами, которые в книге уже есть.

Выступает доцент кафедры высшей математики Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета, кандидат физико-математических наук С. Энтина

Очень хорошо в этот учебник вписывается и в будущем будет сделана компьютерная поддержка,– подчеркнула С. Энтина.– В нее будут включены некие манипуляторы, позволяющие изменить условия задач, комментировать их и многое другое. Структура книги позволяет это сделать очень легко. В издании для гуманитарного профиля излагается гораздо больше материала, чем входит в программу средней школы. Это позволяет расширить культурный уровень любого человека, независимо от его будущей специальности. Например, есть теория стиха, математический подход к стихотворным размерам, различные задачи на эту тему. В конце каждой главы есть беседа, в которой показано, как в дальнейшем эти сведения развивать. Есть разделы «статистика» и «комбинаторика», которые очень слабо представлены в обычном курсе. То есть учебник для гуманитарного профиля содержит в себе базовый уровень, но в то же время расширяет его. При этом он вполне может использоваться учащимися обычных школ и даже с углубленным математическим уклоном.

В ближайшее время НООС предложит вниманию пользователей обзор учебно-методических комплектов издательства «Просвещение», рассмотренных на этом семинаре.

Записал Александр СЕМИКЛЕТОВ, корр. ОблЦИТ.

Фотоиллюстрации редакции ОблЦИТ.

Назад