Новосибирская открытая образовательная сеть




Сейчас

 

Все новости

Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Август 2015 Июль 2015 Июнь 2015 Май 2015 Апрель 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015

 

Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Август 2014 Июль 2014 Июнь 2014 Май 2014 Февраль 2014 Январь 2014

 

Декабрь 2013 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Январь 2013

 

Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Март 2012 Февраль 2012 Январь 2012

 

Декабрь 2011 Ноябрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 Июнь 2011 Май 2011 Апрель 2011 Март 2011 Февраль 2011 Январь 2011

 

Декабрь 2010 Ноябрь 2010 Октябрь 2010 Сентябрь 2010 Август 2010 Июль 2010 Июнь 2010 Май 2010 Апрель 2010 Март 2010 Февраль 2010 Январь 2010

 

Декабрь 2009 Ноябрь 2009 Октябрь 2009 Сентябрь 2009 Август 2009 Июль 2009 Июнь 2009 Май 2009 Апрель 2009 Март 2009 Февраль 2009 Январь 2009

 

Декабрь 2008 Ноябрь 2008 Октябрь 2008 Сентябрь 2008 Август 2008 Июль 2008 Июнь 2008 Май 2008 Апрель 2008 Март 2008 Февраль 2008 Январь 2008

 

Декабрь 2007 Ноябрь 2007 Октябрь 2007 Сентябрь 2007 Август 2007 Июль 2007 Июнь 2007 Май 2007 Апрель 2007 Март 2007 Февраль 2007 Январь 2007

 

Декабрь 2006 Ноябрь 2006 Октябрь 2006 Сентябрь 2006 Август 2006 Июль 2006 Июнь 2006 Май 2006 Апрель 2006 Март 2006 Февраль 2006 Январь 2006

 

Декабрь 2005 Ноябрь 2005 Октябрь 2005 Сентябрь 2005 Август 2005 Июль 2005 Июнь 2005 Май 2005 Апрель 2005 Март 2005 Февраль 2005 Январь 2005

 

Декабрь 2004 Ноябрь 2004 Октябрь 2004 Сентябрь 2004 Август 2004 Июль 2004 Июнь 2004 Май 2004 Апрель 2004 Март 2004 Февраль 2004 Январь 2004

 

Декабрь 2003 Ноябрь 2003 Октябрь 2003 Сентябрь 2003 Август 2003 Июль 2003 Июнь 2003 Май 2003 Апрель 2003 Март 2003 Февраль 2003 Январь 2003
19.05.2004

Учите физику. Экономьте… на учебниках! В разделе «Дистанционное обучение» Новосибирской открытой образовательной сети завершилась викторина по физике на призы старейшего издательства России «Просвещение». Общеобразовательным учреждениям, представители которого стали победителями конкурса, будет вручен комплект учебников по физике. А отдельным участникам, занявшим призовые места, и их преподавателям – наборы методической и дополнительной литературы по физике, включая известный учебник Громова, дополненный компакт-диском.

РЕКОМЕНДАЦИИ К УЧЕБНОМУ КУРСУ «ФИЗИКА, 10-11» ИЗДАТЕЛЬСТВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» АВТОРСКОГО КОЛЛЕКТИВА ВО ГЛАВЕ С Г. МЯКИШЕВЫМ

РЕКОМЕНДАЦИИ К УЧЕБНОМУ КУРСУ «ФИЗИКА, 10-11» ИЗДАТЕЛЬСТВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» АВТОРОВ А. МАНСУРОВА, Н. МАНСУРОВА

В разделе «Дистанционное обучение» Новосибирской открытой образовательной сети (НООС) завершилась викторина по физике на призы старейшего издательства России «Просвещение». Общеобразовательному учреждению, представители которого станут победителями конкурса, будет вручен комплект учебников по физике. А отдельным участникам, занявшим призовые места, и их преподавателям – наборы методической и дополнительной литературы по физике, включая известный учебник Громова, дополненный компакт-диском. Награждение состоится 28 мая в 15.00 в новосибирском Областном центре информационных технологий по адресу ул. Восход, 26а.

Учреждено четыре призовых места. Победителями станут конкурсанты, приславшие максимальное количество верных ответов. Для участия необходимо скачать вопросы викторины. Ответить на них. Затем снова зайти в раздел «Дистанционное обучение» на НООС и набрать ответы на вопросы.

Следует отметить, что «Просвещение» поддерживает викторину по собственной инициативе. Подобная позиция руководства государственного издательства не может не вызывать уважения, тем более, что согласно постановлению Правительства Российской Федерации и планам Министерства образования РФ начиная с 2006/2007 учебного года массовая общеобразовательная школа переходит на профильное обучение. Введение профильного обучения на старшей ступени общего образования является актуальным и важным шагом в развитии российской системы школьного образования и будет способствовать решению ряда важнейших проблем модернизации образования.

Уже с 2004/2005 учебного года начинается эксперимент в 10 регионах страны по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего – полного – общего образования. В настоящее время Министерством образования ведется целенаправленная работа по созданию условий для проведения данного эксперимента, в частности, разработка авторскими коллективами рекомендаций по использованию действующих учебников в условиях нового содержания федерального компонента государственного стандарта общего образования.

В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации № 334 от 9 июня 2003 года «О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования» Министерство образования Российской Федерации поручило издательствам подготовить рекомендации по использованию действующих учебников в условиях государственных стандартов. В качестве примера приведем фрагменты этих рекомендаций по работе с действующими учебниками, выпускаемыми издательством «Просвещение».

Итак, начнем с «Рекомендаций» к учебному курсу «Физика, 10-11» авторского коллектива во главе с Г. Мякишевым издательства «Просвещение». Цель рекомендаций определяется необходимостью предъявления учителю физики рекомендательного тематического планирования курса физики старших классов средней школы. Особенностью данных рекомендаций является выделение базового и профильного содержания курсов физики старших классов средней школы. Структура базового и профильного курсов физики задана стандартом того и другого содержания, а реализуется использованием учебников Г. Мякишева, Б. Буховцева и Н. Сотского (Физика. Учебники для 10 и 11 класса).

Единая структура содержания обязательного минимума и изучение физики по одному учебнику в базовом и профильном курсах создает особое образовательное пространство, которое обеспечивает расширение знаний учащихся естественным путем при самостоятельном изучении курса физики в объеме профильного курса.

В рекомендациях представлены возможности взаимосвязи курсов базового и профильного содержания, единого представления курсов всем учащимся в средней школе, представлено тематическое планирование курсов. При этом выделено определенное количество резервных часов и для организации повторения всего курса. Резервные часы в профильном курсе (10 ч. +10 ч.) могут быть использованы для проведения работ физического практикума.

Таблицы, представленные в рекомендациях отражают почасовое планирование содержания базового и профильного курсов. Основой для определения содержания учебных занятий послужил обязательный минимум. При этом все вопросы обязательного минимума вошли в темы конкретных учебных занятий. Если сравнить два курса, то профильный курс физики построен методом «сложения», уточнения и расширения содержания базового курса.

Базовый курс физики включает в основном вопросы методологии науки физики и их раскрытие на понятийном уровне. Физические законы, теории и гипотезы в большей части вошли в содержание профильного курса.

Содержание конкретных учебных занятий соответствует обязательному минимуму. Форма проведения занятий (урок, лекция, конференция, семинар и др.) планируется учителем. Термин «решение задач» в планировании определяет вид деятельности. В предложенном планировании предусматривается учебное время на проведение самостоятельных и контрольных работ.

В представленном в рекомендациях планировании выделены параграфы учебника, которые отражают физическое содержание учебного занятия. Если в профильном курсе физики спланировано изучение всех параграфов, то сложнее решить какие параграфы остаются вне учебных занятий в базовом курсе физики.

Процесс систематизации знаний учащихся за базовый курс носит наряду с объясняющей функцией и предсказательную, так как и тот и другой курс должны сформировать у учащихся научную картину мира.

Методы обучения физике так же определяет учитель, за ним остается право включить учащихся в процесс учения, самоучения, а учебный процесс при этом выступает ориентиром в освоении методов познания, конкретных видов деятельности и действий, интеграции всего в конкретные компетенции.

Теперь о «Рекомендациях» к учебному курсу «Физика, 10-11» авторов Мансурова А. Н. и Мансурова Н. А. В связи с переходом к профильному обучению в средней школе изменяется структура и содержание дисциплин естественнонаучной образовательной области в классах различного профиля. В классах гуманитарного и социально-экономического профиля предпочтительным для изучения становится интегрированный курс естествознания. Однако, возможно и предметное изучение физики, химии, биологии в этих классах, особенно в переходный период введения профильного обучения. На изучение отдельных предметов в этом случае планируется по одному часу учебного времени в неделю на каждую учебную дисциплину. Очевидно, что содержание предметного обучения должно соответствовать образовательному стандарту среднего (полного) образованию по естествознанию, а объём учебного материала по каждой дисциплине не должен превышать заданного лимита.

Изучение физики в классах гуманитарного и социально-экономического профиля с учётом высказанных ограничений может осуществляться с помощью учебно-методического комплекта Мансурова А. Н., Мансурова Н. А. «Физика, 10-11», опубликованным издательством «Просвещение» в 2000-2003 годах. Комплект состоит из учебника по физике для 10, 11 классов гуманитарного профиля, имеющего гриф Министерства образования России, методического пособия для учителя «Книга для учителя. Физика, 10-11», дидактического пособия для учащихся «Тестовые и контрольные задания. Физика, 10-11». Учебник включён в федеральный перечень учебников для классов с гуманитарным профилем обучения. В настоящее время это единственный учебник по физике для гуманитарного профиля. Последние два года комплект проходил экспериментальную апробацию в школах России.

Обоснованием возможности применения учебно-методического комплекта «Физика, 10-11» при профильном обучении по новым стандартам являются следующие аргументы: 1. Совпадение целей обучения физике по авторской концепции и естествознания по стандарту для естествознания. 2. Соответствие дидактических единиц стандарта по естествознанию и авторской программы по физике для гуманитарных классов. 3. Соответствие содержание учебника «Физика, 10-11» требованиям стандарта по естествознанию. 4. Практически полное соответствие требований к уровню подготовки выпускников по стандарту естествознания и требований к уровню подготовки выпускников средней школы с гуманитарным профилем обучения в прежней редакции, на основе которых был подготовлен учебно-методический комплект «Физика, 10-11».

Издательство «Просвещение» на данный момент одно из немногих государственных издательств, которое сохранило свои позиции и выдерживает конкуренцию на рынке после всех пертурбаций 90-х годов. Главная задача «Просвещения» – удовлетворить все потребности российского образования в качественной продукции, к которой относятся учебники, а также разнообразные методические материалы и наглядные пособия. Кстати, теперь к ним добавились электронные издания, онлайн-поддержка учебников.

Редакция ОблЦИТ.

Назад