Новосибирская открытая образовательная сеть




Сейчас

 

Все новости

Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Август 2015 Июль 2015 Июнь 2015 Май 2015 Апрель 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015

 

Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Август 2014 Июль 2014 Июнь 2014 Май 2014 Февраль 2014 Январь 2014

 

Декабрь 2013 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Январь 2013

 

Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Март 2012 Февраль 2012 Январь 2012

 

Декабрь 2011 Ноябрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 Июнь 2011 Май 2011 Апрель 2011 Март 2011 Февраль 2011 Январь 2011

 

Декабрь 2010 Ноябрь 2010 Октябрь 2010 Сентябрь 2010 Август 2010 Июль 2010 Июнь 2010 Май 2010 Апрель 2010 Март 2010 Февраль 2010 Январь 2010

 

Декабрь 2009 Ноябрь 2009 Октябрь 2009 Сентябрь 2009 Август 2009 Июль 2009 Июнь 2009 Май 2009 Апрель 2009 Март 2009 Февраль 2009 Январь 2009

 

Декабрь 2008 Ноябрь 2008 Октябрь 2008 Сентябрь 2008 Август 2008 Июль 2008 Июнь 2008 Май 2008 Апрель 2008 Март 2008 Февраль 2008 Январь 2008

 

Декабрь 2007 Ноябрь 2007 Октябрь 2007 Сентябрь 2007 Август 2007 Июль 2007 Июнь 2007 Май 2007 Апрель 2007 Март 2007 Февраль 2007 Январь 2007

 

Декабрь 2006 Ноябрь 2006 Октябрь 2006 Сентябрь 2006 Август 2006 Июль 2006 Июнь 2006 Май 2006 Апрель 2006 Март 2006 Февраль 2006 Январь 2006

 

Декабрь 2005 Ноябрь 2005 Октябрь 2005 Сентябрь 2005 Август 2005 Июль 2005 Июнь 2005 Май 2005 Апрель 2005 Март 2005 Февраль 2005 Январь 2005

 

Декабрь 2004 Ноябрь 2004 Октябрь 2004 Сентябрь 2004 Август 2004 Июль 2004 Июнь 2004 Май 2004 Апрель 2004 Март 2004 Февраль 2004 Январь 2004

 

Декабрь 2003 Ноябрь 2003 Октябрь 2003 Сентябрь 2003 Август 2003 Июль 2003 Июнь 2003 Май 2003 Апрель 2003 Март 2003 Февраль 2003 Январь 2003
27.05.2004

Обзор прессы №108 от 27.05.2004

Ведущая рубрики - Анна Петрова

«Российская газета»

«Российская газета» от 21 мая поздравляет всех выпускников 2004 года и публикует правила и подробности приема документов в высшие учебные заведения.

Прием документов от поступающих на дневные отделения вузов начнется не позднее 20 июня. Вузы теперь вправе сами устанавливать день начала приема документов, при этом верхняя планка жестко регламентируется. Срок окончания приема останется прежним - не ранее 15 июля. С подачей документов лучше не затягивать, так как довольно часто их возвращают для устранения каких-либо неточностей. Расписание вступительных испытаний вывешивается за десять дней до их начала.

Нарушаются ли права абитуриентов, если при поступлении в вуз от них требуют, к примеру, справку из наркологического диспансера? Статья 5 части 1-й Закона "Об образовании" указывает, что "ограничение прав гражданина на профессиональное образование по принципам пола, возраста, состояния здоровья может быть установлено только федеральным законом". Никаких ограничений на этот счет в законе нет. Не предусмотрено и исключение из вуза за прием наркотиков.

Любые ограничения по здоровью нарушают конституционное право граждан на учебу. В правилах приема в вузы иногда оговариваются направления подготовки, требующие ограничений по здоровью. Но и это противоречит закону. Любой человек имеет право учиться. Если у абитуриента туберкулез или шизофрения – эти больные тоже имеют право учиться. Если у человека открытая форма туберкулеза или активная фаза шизофрении, то его обязаны госпитализировать. Однако не принимать в вуз не имеют права. В Законе "Об образовании" говорится, что человек может учиться по индивидуальному плану или дистанционно, существует и система академических отпусков. Но он может и не брать академический отпуск, а, находясь на длительном лечении, продолжать учебу.

В соответствии со статьей 16 Закона "Об образовании" порядок приема в вузы устанавливает учредитель. Для вузов федерального подчинения - это Министерство образования и науки РФ или другое федеральное ведомство. Каждый вуз вправе издавать свои правила приема. В негосударственных вузах они могут устанавливаться его учредителем, а в государственных - приказом министра образования от 14 января 2003 года N50. В этот приказ вносились изменения 9 февраля 2004 года. С этого года отменены совмещенные школьные и вузовские экзамены. Вплоть до прошлого года этим широко пользовались московские школы: более трети из них установили партнерские отношения "школа-вуз" и практиковали такие "ранние" экзамены. Это существенно ущемляло права иногородних абитуриентов. В этом году дети-сироты до 23 лет и оставшиеся без попечения родителей получили право поступать в некоммерческие вузы без конкурса - им достаточно просто сдать экзамены. А сами вступительные испытания, за некоторым исключением, будут проводиться в письменной форме.

Сейчас широко практикуется целевой набор в вузы. Не ущемляет ли он прав абитуриентов? И статья 43 Конституции, и Закон "Об образовании" говорят о том, что высшее профессиональное образование подразумевает равную доступность на конкурсной основе. Целевой прием в какой-то мере ограничивает принцип "равной доступности". Определенная часть мест, финансируемых из федерального бюджета, по заявкам государственных и муниципальных органов может еще до начала приема документов выделяться для целевого приема. Целевой набор - это один из вариантов решения социально-экономических проблем регионов. 942-е постановление правительства РФ "О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием" от 19 сентября 1995 года узаконило его.

Вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов принимаются: дети-сироты и оставшиеся без попечения родителей (до 23 лет); дети-инвалиды I и II групп; участники боевых действий; инвалиды войн. Без экзаменов зачисляют в вуз победителей и призеров всероссийских олимпиад школьников - они должны составить не более 10 процентов от всех поступающих. МГУ и ряд других вузов принимает и победителей региональных олимпиад. Окончившие школу или профессиональное училище с медалями и выпускники учебных заведений среднего профессионального образования, имеющие дипломы с отличием, принимаются в вуз по результатам собеседования или вступительных испытаний по профильным дисциплинам, которые устанавливаются вузом. Количество "целевых" мест определяется не позднее чем за месяц до начала приема документов. Оно не может быть увеличено в ходе приема документов, экзаменов и зачисления. Если договаривавшиеся с вузом стороны не обеспечивают конкурс командированных на целевые места, приемная комиссия тут же оповещает об этом абитуриентов. Целевые места, оставшиеся вакантными, предоставляются на общий конкурс.


«Независимая газета»

Проблемами одаренных детей занялась Федерация интернет-образования, сообщает «Независимая газета» от 21 мая. До недавнего времени ФИО особое внимание уделяла подготовке учителей к преподаванию в условиях развития новых технологий, и за 4 года современные информационные технологии освоил каждый 15-й учитель России. И вот теперь в центре внимания федерации оказались одаренные дети.

Существуют ли специальные школы для одаренных детей у нас? Конечно. Но их, оказывается, совсем немного. В огромной Москве, по независимой экспертизе, не более трех десятков (остальные, как бы они себя ни позиционировали, столь высокому статусу просто не соответствуют). В таких школах работают действительно талантливые люди, которые знают, как помочь ребенку реализовать себя. Может ли ребенок реализовать себя без талантливого учителя? Не хочется пугать родителей, говорят психологи, но без талантливого учителя вся одаренность ребенка может погибнуть еще в зародыше, так и не успев раскрыться. А чаще случается и такое, когда одаренность ребенка оборачивается для него самого большими потерями и проблемами.

Дело в том, что одаренные дети развиваются по своей, особой траектории. «Они отличаются огромной потребностью в знаниях, – говорит заведующая лабораторией проблем развития одаренности Московского городского психолого-педагогического института Виктория Юркевич, – но им нужны ответы на их вопросы, а вовсе не типовой комплект знаний, которые предлагает им школа. При этом у них очевидные проблемы с саморегуляцией и адаптацией к требованиям, которые предъявляет им классическая модель школьного образования. Особенно это касается начальной школы, которая ориентирована на навыки, знания и требует прямо-таки военизированную дисциплину в классе.

Для выявления одаренности у детей существуют различные тесты, хотя, признаются психологи, многие тесты пока несовершенны. Но некоторые выводы может дать уже психолог из личной беседы. «По большому счету все происходит в наших школах гораздо проще, – утверждает Виктория Юркевич, – критерий тут – «нравится – не нравится». Нравится обычно то, что соответствует возможностям. Часто тест даже и не нужен. Достаточно понаблюдать за ребенком. Живая радость при выполнении сложной деятельности – уже признак того, что ребенок к этому имеет особое предрасположение». Ведь ученые считают, что на учебу мотивированы не более 28% (некоторые считают даже и эту цифру завышенной) школьников средней школы. В младшей школе этот процент, конечно, выше.

«Тестирование и специальные беседы с ребенком должны проводить исключительно специалисты высокого уровня, – утверждает кандидат психологических наук, доцент факультета психологии МГУ Юлия Бабаева, – чтобы не нанести ребенку травмы. Необходимо избежать ярлыков. У одаренного ребенка должна быть этакая «презумпция невиновности». Одаренность не должна стать приговором, который повлияет на судьбу ребенка. Наше дело – дать ему возможность раскрыться, научить использовать и развивать свои дарования. В нашей школе бытует убеждение, что помогать надо отстающим, талантливый человек все равно рано или поздно пробьется сам. В результате серые карьеристы реализуют свою бездарность на 300%, а одаренным людям приходится сражаться в одиночку, и часто в этой борьбе они проигрывают. В связи с этим очень важно изменить и перестроить сегодня технологию обучения».


«Учительская газета»

Курс «Черчение» переживает далеко не лучшие времена. В некоторых школах по причине отсутствия преподавателя его не изучают вовсе, а там, где удалось найти преподавателя, отпущен всего один год на изучение этого непростого, но очень важного предмета. Ученик, освоивший «Черчение», становится графически грамотным, а поступив в технический или художественный вуз, уверенно осваивает следующий этап — «Начертательную геометрию». В издательстве «Дрофа» сделан серьезный шаг в сторону улучшения методического материала по курсу «Черчение», сообщает «Учительская газета» от 25 мая. Вышел в свет учебно-методический комплект А.В.Верховского: Учебник, Рабочая тетрадь (Электронная рабочая тетрадь на CD готовится к изданию).

Чем же отличается учебно-методический комплект от всех существующих? В известных учебниках приводятся темы, относящиеся к машиностроительному черчению, которые проходят в высшей школе. Здесь же ставится задача по развитию пространственного воображения путем углубленного изучения проекционного черчения и знакомства с существующими требованиями стандартов. Впервые параллельно с изложением традиционного курса приведен материал, относящийся к машинной графике. На примере двух стандартных графических пакетов Auto CAD и Solid Works показаны создание твердотельных моделей деталей и возможность получения их проекций.

Электронная рабочая тетрадь основана на применении учебного графического пакета, команды которого обеспечивают выполнение действий, необходимых при решении задач проекционного черчения. Принципиальное отличие графического пакета от других программных средств состоит в использовании специальных функций, помогающих при решении этих задач. К ним относятся следующие возможности: — создание одновременно на требуемом числе плоскостей проекций (от одной до четырех) точек, отрезков прямой, дуг окружностей и окружностей; — проведение параллельных и перпендикулярных прямых, измерение кратчайших расстояний до объектов в плоскости и пространстве; — активизация объектов, в том числе отрезков, плоскостей, оболочек поверхностей.

Для этого экран монитора разбит на четыре части: фронтальная плоскость проекций (вид спереди, главный вид); горизонтальная плоскость проекций (вид сверху); профильная плоскость (вид слева); изометрическая проекция (наглядное изображение). Учебный графический пакет является инструментальным средством. Если учитель недоволен условиями задачи или хочет включить в электронную тетрадь новую задачу, то он без особых проблем может графически построить новые условия, сформулировать текст задания и записать это в виде файла. Число новых задач практически неограниченно.

Самое интересное, что учебно-методический комплект позволяет осуществлять традиционный процесс обучения без компьютера. При этом решение задач происходит непосредственно в рабочей тетради с использованием традиционного чертежного инструмента. А если школа обеспечивает курс «Черчение» компьютерным классом, то обучение проводится с использованием компьютерных технологий, т.е. используется Электронная рабочая тетрадь. По мнению газеты, учебно-методический комплект не имеет аналогов и является принципиально новым современным учебным средством.


«Московский Комсомолец»

Перед тем как выпустить студента из родных пенатов, родной вуз проверит его вдоль и поперек. Как же подготовиться к выпускным госам и остаться в живых? Советами делится газета «Московский Комсомолец» от 24 мая.

Обязательно идите на предэкзаменационную консультацию. Здесь с вами разберут все трудности и, возможно, даже раскроют некоторые секреты. Ведь в отличие от прошлых лет на этот раз преподаватели на вашей стороне и делают все, чтобы вам помочь. Выспитесь перед экзаменом хорошенько. Это не бабушкины советы, просто здесь действительно огромную роль играют концентрация и собранность. Экзамен — большой экспромт, а знания — лишь часть его.

Одеться лучше строго и даже немного торжественно. Вспомните нетленку: “Экзамен для меня всегда праздник”. При этом не надо рисовать под глазами черные круги для имитации бессонных ночей: зомби экзаменаторов вряд ли впечатлит. Купите экзаменационной комиссии цветы. Заранее не всегда известно, сколько человек принимают экзамен, но всегда можно выйти из положения, просто поставив розочки на стол или подарив букеты только женской части экзаменаторов. В некоторых вузах принято приносить на “госы” фрукты и сладкое, чтобы преподавателям не было скучно обсуждать ваши результаты. Для себя захватите бутылочку воды, не пожалеете.

В отличие от обычных экзаменов, когда оценку ставят сразу, здесь придется ждать всю группу. Поэтому практически не имеет значения, после кого и каким по счету вы будете отвечать. Хотя, конечно, старую студенческую хитрость отвечать после слабенького одногруппника “для контраста” никто не отменял. На госэкзаменах психологическая ситуация очень сложная: вместо одного экзаменатора сидят десять (часть из которых вы видите впервые), и материал приходится отвечать с ходу. Поэтому ваша задача — переломить себя и “оставить нервы” за дверью, максимально мобилизоваться. Обычно перед преподавателями заранее лежит ведомость с вашими оценками за все годы, поэтому надо просто не ударить в грязь лицом и оправдать “задел”. Лучше всего выбрать одного члена комиссии, который вам приятен, и смотреть на него. Не обращайте внимания на то, кто что записывает. Может, экзаменаторы просто рисуют цветочки, чтобы не заснуть.

Обычно на госэкзамене приходится готовить билет, когда ваш одногруппник уже отвечает. Попытайтесь абстрагироваться от его ошибок и успехов, занимайтесь собой. Не стесняйтесь, если надо, заткнуть уши — вас поймут. Первое впечатление очень важно. Лучше начинать ответ с того вопроса, в котором вы уверены. Тогда у экзаменаторов сразу создастся впечатление, что перед ними сильный студент. Может, и до конца не дослушают. Всегда есть что-то, чего вы не знаете, но ни в коем случае нельзя этого показывать.

Назад