Новосибирская открытая образовательная сеть




Сейчас

 

Все новости

Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Август 2015 Июль 2015 Июнь 2015 Май 2015 Апрель 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015

 

Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Август 2014 Июль 2014 Июнь 2014 Май 2014 Февраль 2014 Январь 2014

 

Декабрь 2013 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Январь 2013

 

Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Март 2012 Февраль 2012 Январь 2012

 

Декабрь 2011 Ноябрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 Июнь 2011 Май 2011 Апрель 2011 Март 2011 Февраль 2011 Январь 2011

 

Декабрь 2010 Ноябрь 2010 Октябрь 2010 Сентябрь 2010 Август 2010 Июль 2010 Июнь 2010 Май 2010 Апрель 2010 Март 2010 Февраль 2010 Январь 2010

 

Декабрь 2009 Ноябрь 2009 Октябрь 2009 Сентябрь 2009 Август 2009 Июль 2009 Июнь 2009 Май 2009 Апрель 2009 Март 2009 Февраль 2009 Январь 2009

 

Декабрь 2008 Ноябрь 2008 Октябрь 2008 Сентябрь 2008 Август 2008 Июль 2008 Июнь 2008 Май 2008 Апрель 2008 Март 2008 Февраль 2008 Январь 2008

 

Декабрь 2007 Ноябрь 2007 Октябрь 2007 Сентябрь 2007 Август 2007 Июль 2007 Июнь 2007 Май 2007 Апрель 2007 Март 2007 Февраль 2007 Январь 2007

 

Декабрь 2006 Ноябрь 2006 Октябрь 2006 Сентябрь 2006 Август 2006 Июль 2006 Июнь 2006 Май 2006 Апрель 2006 Март 2006 Февраль 2006 Январь 2006

 

Декабрь 2005 Ноябрь 2005 Октябрь 2005 Сентябрь 2005 Август 2005 Июль 2005 Июнь 2005 Май 2005 Апрель 2005 Март 2005 Февраль 2005 Январь 2005

 

Декабрь 2004 Ноябрь 2004 Октябрь 2004 Сентябрь 2004 Август 2004 Июль 2004 Июнь 2004 Май 2004 Апрель 2004 Март 2004 Февраль 2004 Январь 2004

 

Декабрь 2003 Ноябрь 2003 Октябрь 2003 Сентябрь 2003 Август 2003 Июль 2003 Июнь 2003 Май 2003 Апрель 2003 Март 2003 Февраль 2003 Январь 2003
21.04.2011

Специальности профтеха лидируют в списке нужных профессий

Среднее профессиональное образование весьма востребовано. Выпускников профтеха всего 28% от общего количества безработных выпускников учреждений различных уровней образования. При этом школьники не очень стремятся получать среднее профобразование, а до 95% выпускников ссузов намерены поступать в вузы.

Сложностей с трудоустройством, по данным Центра занятости, у выпускников профтеха возникать не должно, поскольку вакансий с требованием среднего профобразования в полтора раза больше, чем безработных, закончивших ссузы. Наиболее востребованы работодателями страховые агенты, акушерки, медсестры, педагоги дополнительного образования, воспитатели детского сада, повара, швеи, слесари, токари, фрезеровщики.
Несмотря на высокую востребованность, имидж среднего профессионального образования невысок. На это влияет множество факторов, которые в Центре развития профессиональной карьеры обсудили эксперты.
 
Дмитрий Зиновьев, специалист отдела анализа рынка труда Центра занятости г. Новосибирска, назвал основные проблемы и представил ситуацию на рынке труда:
– Сегодня сохраняется несоответствие профессионально-квалификационной структуры рабочих мест и предпочтений граждан, ищущих работу. По многим рабочим специальностям число вакансий в 5 и более раз превышает количество тех, кто ищет работу через Центр занятости и имеет соответствующее образование.
Кроме того, мы уже давно говорим о невысокой социальной привлекательности большинства рабочих мест из-за низкой заработной платы и недостаточно хороших условий труда. Прежде всего, это относится к обрабатывающим производствам. Средняя заработная плата на рабочих местах с требованием среднего профобразования едва дотягивает до уровня минимального потребительского бюджета (около 13 тысяч рублей в месяц). И только каждая шестая вакансия обеспечивает доход на уровне или выше средней заработной платы.
Наряду с низкой оплатой работодатели ужесточают требования к кандидатам на рабочие места. К большинству (75%) вакантных рабочих мест выставлены требования опыта работы.
 
Чтобы вопросов с трудоустройством было еще меньше, учреждения профтеха должны поддерживать связь с профильными предприятиями, считает Тамара Анненкова, заведующая по производственной практике центра трудоустройства Новосибирского торгово-экономического колледжа:
– В ссузах проводятся Дни карьеры, но этим деятельность образовательных учреждений не должна ограничиваться. Я как директор поддерживаю контакты с отделами персонала профильных организаций и отслеживаю трудовой путь своих выпускников в течение трех лет. Такая работа дает плоды. Ежегодно в Центре занятости в числе безработных числится не более двух наших выпускников.
Что же касается вклада предприятий, желательно, чтобы их профориентационная работа распространялась на школы. Выпускники школ порой только в приемных комиссиях узнают о профессиях. Посмотрите, сколько сейчас менеджеров, экономистов! У нас в колледже конкурс: в среднем 5 человек на место на все специальности. На менеджмент приходят поступать иногда люди совершенно некоммуникабельные, а значит, не профпригодные. Если бы со школы детей знакомили с профессиями – у них бы какая-то перспектива вырисовывалась.
 
Татьяна Афанасьева, специалист по реализации кадровых решений ОАО «Сиблитмаш», рассказала о том, как идет работа с ссузами:
– Мы проводим открытые уроки в профильных учебных заведениях, экскурсии по заводу. Организуем стажировки. Сейчас у нас на практике 27 студентов.
Минимальная заработная плата для выпускника ссуза – 6500 рублей. Очень скромно, поэтому мы разрабатываем положение о молодом специалисте, где намерены предусмотреть дополнительную поддержку. И призываем других работодателей вводить специальные программы, бонусы для начинающих специалистов.
 
 
 
Среди представителей промышленных предприятий развернулась дискуссия о необходимости государственной поддержки в подготовке молодых кадров. «Сейчас заводы частные. А зачем государству вкладывать в частников? Если собственник заинтересован в кадрах, он должен оплачивать стажировки», – считают некоторые.
Евгений Величко, начальник технического бюро НПО «Сибсельмаш», с этим мнением не согласен:
– К нам приходят молодые специалисты на заработную плату от 6 до 8 тысяч рублей. Больше предложить не можем. Мы сейчас в таком положении, что просто боремся за выживание: нет государственной поддержки, нет оборонных заказов, но есть большие кредиторские задолженности. Даже если человек будет расти профессионально, заработная плата может подняться максимум до 10 тысяч рублей. Поэтому молодые люди приходят получить небольшой опыт и уходят.
 
 
 
 
Елена Ичаловская, начальник отдела кадров завода им. Кузьмина, все же отмечает, что варианты решения проблемы есть:
– Мы не можем брать на работу несовершеннолетних, поэтому вопрос с практикой учащихся СПО сам собой отпадает. Если раньше назначали наставников – мастеров, которые занимались с молодым человеком, то им такую работу оплачивали, теперь – нет. Выбор стоит: обеспечивать свою выработку или обучать студента, следить за его безопасностью. Естественно, практикантов не берут.
Вообще предприятию выгоднее взять на работу человека, который придет и сразу будет работать, а не обучаться, но готовых специалистов найти не так просто. Я работаю с Центром занятости по программе стажировок студентов. Здесь уже сам центр оплачивает их подготовку, а не предприятие. Всего мы берем на стажировку около 10 человек в год. За последние два года 4 человека остались работать у нас.
 
Сегодня 75% российских работодателей заявляют высшее образование как обязательное требование приема на работу. И лишь 10% готовы намеренно взять человека со средним профобразованием. Кроме того, в настоящее время существует стереотип: профтех – удел тех, кто не смог поступить в вуз. Однако многие выпускники ссузов отличаются активностью и высокой мотивацией к построению профессиональной карьеры.
Эксперты убеждены, что система среднего профессионального образования нужна, и восстанавливать ее необходимо. Один из путей – повышение престижа среднего профессионального образования в глазах молодежи.
 
Фотоиллюстрации автора

 

 
Галина Сниткова, медиацентр Института развития образования НСО

Назад