Новосибирская открытая образовательная сеть




Сейчас

 

Все новости

Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Август 2015 Июль 2015 Июнь 2015 Май 2015 Апрель 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015

 

Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Август 2014 Июль 2014 Июнь 2014 Май 2014 Февраль 2014 Январь 2014

 

Декабрь 2013 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Январь 2013

 

Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Март 2012 Февраль 2012 Январь 2012

 

Декабрь 2011 Ноябрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 Июнь 2011 Май 2011 Апрель 2011 Март 2011 Февраль 2011 Январь 2011

 

Декабрь 2010 Ноябрь 2010 Октябрь 2010 Сентябрь 2010 Август 2010 Июль 2010 Июнь 2010 Май 2010 Апрель 2010 Март 2010 Февраль 2010 Январь 2010

 

Декабрь 2009 Ноябрь 2009 Октябрь 2009 Сентябрь 2009 Август 2009 Июль 2009 Июнь 2009 Май 2009 Апрель 2009 Март 2009 Февраль 2009 Январь 2009

 

Декабрь 2008 Ноябрь 2008 Октябрь 2008 Сентябрь 2008 Август 2008 Июль 2008 Июнь 2008 Май 2008 Апрель 2008 Март 2008 Февраль 2008 Январь 2008

 

Декабрь 2007 Ноябрь 2007 Октябрь 2007 Сентябрь 2007 Август 2007 Июль 2007 Июнь 2007 Май 2007 Апрель 2007 Март 2007 Февраль 2007 Январь 2007

 

Декабрь 2006 Ноябрь 2006 Октябрь 2006 Сентябрь 2006 Август 2006 Июль 2006 Июнь 2006 Май 2006 Апрель 2006 Март 2006 Февраль 2006 Январь 2006

 

Декабрь 2005 Ноябрь 2005 Октябрь 2005 Сентябрь 2005 Август 2005 Июль 2005 Июнь 2005 Май 2005 Апрель 2005 Март 2005 Февраль 2005 Январь 2005

 

Декабрь 2004 Ноябрь 2004 Октябрь 2004 Сентябрь 2004 Август 2004 Июль 2004 Июнь 2004 Май 2004 Апрель 2004 Март 2004 Февраль 2004 Январь 2004

 

Декабрь 2003 Ноябрь 2003 Октябрь 2003 Сентябрь 2003 Август 2003 Июль 2003 Июнь 2003 Май 2003 Апрель 2003 Март 2003 Февраль 2003 Январь 2003
18.08.2004

Обзор прессы №118 от 18.08.2004

Ведущая рубрики - Анна Петрова

В начале XXI столетия спор о том, кто круче - «физики» или «лирики», можно считать завершенным, считает газета «Комсомольская Правда» от 12 августа. Все последнее десятилетие технари упорно набирали силу. Вот итоги: конкурс на механико-математическом факультете МГУ с 1,6 чел. на место в 1992 году вырос до 8,1 чел. в нынешнем. Абитуриенты факультета высшей математики и кибернетики этим летом «дрались» за место при конкурсе 7,5 человека. А в 1992 году конкуренции почти не было: 2,7 чел. на место. Желающих пойти в физики стало больше чем в три раза. В это же время резко снизился спрос на филологов и историков.

Во всех вузах страны уже который год держится высокий конкурс на факультеты экономики. Например, в МГУ он достиг в этом году отметки - 7 чел. на место. Зато у юристов ситуация противоположная. Например, на юрфаке МГУ за 10 лет конкурс, пережив всплеск в 1994 году (7,3 чел. на место), в нынешнем «осел» до 4 человек. Примерно то же самое - во многих госуниверситетах страны. И только в Московской государственной юридической академии - столпотворение: конкурс здесь - 10 чел. на место. Еще одна тенденция - пошел отток абитуриентов из непрофильных вузов, пооткрывавших для заработка платные факультеты менеджмента и экономики. Плохое образование за большие деньги котироваться перестало.

Лириков мощно поддерживают только «лидеры продаж» этого года - инязы. В нынешнем году факультеты иностранных языков абитура берет штурмом. В МГУ - около 10 чел. на место. Московский государственный лингвистический университет пока не опубликовал данные о конкурсе, но, по нашим источникам, он достиг 18 чел. на место.

Ректор МГТУ им. Баумана, председатель Совета ректоров Москвы и Московской области Игорь Федоров: «Развитие крупных производственных компаний потребовало новых квалифицированных инженеров. Это с одной стороны. С другой, молодежь уже поняла, что пора легких денег в России прошла. Прежде чем обрести престижную работу и достойный заработок, необходимо получить качественное образование. Его способна дать только наша классическая высшая школа, которая создавалась многие десятилетия и является одной из ведущих в мире. Уверен, что и в ближайшие несколько лет конкурс на технические специальности будет расти».


Увы, уровень многих вузов далек от высшего – сообщает газета «Московский Комсомолец» от 16 августа. Еще в июле министр образования и науки Андрей Фурсенко заявил, что университеты ждет серьезная проверка. Вскоре появился список из 18 неблагонадежных московских и региональных вузов и филиалов. Как стало известно “МК” из неофициальных источников в Министерстве образования и науки РФ, на горизонте маячит новая чистка. На этот раз в “черный список” могут попасть 19 вузов, сплошь — столичные. А их студенты рискуют оказаться у разбитого корыта.

В июле вузы в основном отделались приостановкой аккредитации, то есть их на время лишили права выдавать дипломы гособразца. Теперь речь идет об отзыве лицензий. А это куда серьезнее. Значит, вузы не выполнили основных требований для ведения учебного процесса. Например, гоняли студентов из угла в угол из-за отсутствия нормальных аудиторий. Отсюда прямая дорога к закрытию.

В списке в основном негосударственные альма-матер. На рынке образовательных услуг они продержались от 7 до 13 лет. В названиях этих учебных заведений красуются модные слова, типа: “бизнес”, “коммерция”, “управление”, “шоу-бизнес”. В приемной комиссии одного из вузов, комментируя список, нам сказали: “Есть учебные заведения, которые любят козырять европейскими стандартами образования, а их учебные планы даже российской критики не выдерживают. Академия танцев, поэзии, богословский факультет в одном вузе — каким стандартам это соответствует?” Некоторые из университетов в списке и впрямь козыряют прилагательными “евразийский”, “международный”, “европейский”, “независимый”. Что интересно, значительной долей частных вузов из списка руководят дамы. Причем об этих учебных заведениях мало слышали даже коллеги-ректоры негосударственных вузов. Похоже, быть ректором так же модно, как содержать собственный бутик.

Корреспондент “МК” попытался связаться с руководством некоторых вузов. Председатель приемной комиссии одного из них сказал: “Мы готовы к любой проверке. И ничего не боимся. У нас есть аккредитация до 2005 года. Недавно пришел приказ из министерства о расширении вуза. Мы входим в четверку лучших негосударственных вузов Москвы. Но ряд университетов и филиалов наверняка прикроют.

Сейчас в Москве и области более 450 негосударственных вузов и филиалов, а в Союз негосударственных вузов Москвы и Московской области входит лишь около 30. Думаю, до 2010 года 200—250 учебных заведений и филиалов прикроют. У многих ни кола ни двора. И сами они фиктивные: открываются как консультационные центры для тренировки абитуриентов, а потом начинают набор как в филиал устраивать”. В другом вузе с нами отказались разговаривать, заявив, что “МК” не “проверяющая контора”. Где-то признали, что аккредитации по ряду специальностей у них нет и учебные помещения на протяжении уже нескольких лет приходится арендовать, но от других комментариев отказались. Ни один из вузов, с кем нам удалось связаться, не признал у себя оснований для отзыва лицензии.

Кстати, если лицензии все-таки будут отозваны, то перед студентами встанет вопрос о том, где продолжать учебу дальше. И хорошо, если в договоре с учебным заведением сразу были прописаны гарантии возврата денег при закрытии обучения по вашей специальности либо обязательство перевести студента в другой институт. Иначе придется уповать на помощь министерства, Ассоциацию негосударственных вузов и на русское “авось”.


Идея передачи творческих вузов под юрисдикцию Минобразования не нова. Почему этот вопрос встал так остро именно сейчас? Таким вопросом задается газета «Новые Известия» от 17 августа.

Впервые озвучил эту идею бывший ректор Московской консерватории, а ныне министр культуры Александр Соколов на ученом совете. Он говорил, что сейчас необходимо подогнать стандарты российской высшей школы к общемировым, чтобы наши дипломы принимали во всем мире. По его словам, надо вводить систему американских университетов, то есть учреждать степени бакалавров и магистров. Но поскольку бакалавры это трехгодичное обучение, а степень магистра получают через два года после бакалавра, наш традиционный пятилетний цикл обучения разбивался бы. Два года назад это казалось просто нереальным. Сегодня говорят, что после реформирования системы и передачи творческих вузов под юрисдикцию Минобразования подобную систему легче будет финансировать. Выходит, возобладал бухгалтерский подход и совершенно не учитывается сама специфика обучения творческим профессиям.

Недавно получены новые разнарядки по программе на новый учебный год, где существенно сокращен объем занятий по творческим дисциплинам и расширен объем часов по теоретическим дисциплинам и методике преподавания. То есть предлагается готовить прежде всего педагогов, а не музыкантов. Эти разнарядки заставили кафедры двух ведущих консерваторий страны – Москвы и Петербурга – собраться, чтобы обсудить новые стандарты. Долго вместе гадали, как им с этим бороться. Образование в творческих учебных заведениях в корне отличается от обычных вузов. Овладение профессией происходит на индивидуальных уроках – это 80% всех часов. Можете представить себе, чтобы игре на скрипке обучали на общих лекциях? То же в отношении художников, актеров, балерин... Именно поэтому в творческих вузах количество студентов и количество педагогов приблизительно равно. Готовящееся постановление правительства категорически расходится с принципами творческого образования, поэтому все очень взволнованны.

Может возникнуть ситуация некомпетентного управления со стороны Минобразования, чьи специалисты не понимают специфики творческих вузов. Могут возникнуть очень большие проблемы другого рода. Министерство образования концертной и театральной жизнью не занимается. Поэтому концертные залы консерваторий и сценические площадки театральных учебных заведений будут отделены от самих учебных заведений. Возьмем, к примеру, Петербургскую консерваторию. В ее здании есть огромный театр, в котором поют студенты, играет студенческий оркестр. Получается, надо будет по воздуху проводить границу между одним кирпичом, который будет принадлежать Министерству культуры, и другим, который будет принадлежать Министерству образования?! А что делать, если новый директор театра завтра скажет: «Мне ваши студенты не нужны, потому что на них народ не ходит. Я приглашу лучше профессиональных артистов из Мариинки. Так выгоднее». После этого Петербургская консерватория лишится оперной студии. Это может произойти? Запросто!


Школьное сочинение ХХI века – таков подзаголовок статьи в«Независимой газете» от 17 августа. Стоит ли писателю апеллировать к так называемым массам, если они вообще изначально не способны к художественному восприятию и анализу? И не просто не способны, а еще и охотно искажают чужое, во вдохновенных муках рожденное слово? И не есть ли среднестатистический выпускник российской школы типичнейший представитель такового большинства? А что - юный, так оно тем типичнее, и энергичнее, и непосредственнее…

По теме "Любовная лирика Сергея Есенина" один из абитуриентов в своем сочинении высказался четко: "Каждый считает своим долгом сказать свое слово о любви. Кто-то пишет песни, кто-то стихи, а кто-то на заборе, но все должны хоть один раз попробовать…" Он же отметил не без резона: "Каждый человек должен испытать истинную страсть, и только после этого становится ясно, кто вверху, кто внизу". Серьезное наблюдение сделано и в другом сочинении: "Между Есениным и Советской властью образовалась большая промежность…" Устами младенца глаголет истина!

Вот и тургеневский роман "Отцы и дети" по-прежнему волнует незрелые умы, души и тела: "Базаров быстро овладел дамой…" И далее фразы из разных работ на одну, тургеневскую, тему. "Умирая от лихорадки, которой он заразился по неосторожности от мертвого мужика, когда производил ему вскрытие, Одинцова навещает его… В результате в романе складывается своего рода лесенка: Катя-Аркадий-Одинцова-Базаров… Базаров сначала воспринимал Одинцову как объект… Через тему любви Тургенев раскрыл характеры своих героев - умертвил одних, а другим даровал счастье"! Кайф, да?

Многие фразы из выпускных и вступительных трактатов писаны ненароком в ключе нашего местного (настаиваю: провинциального) постмодернизма, что наводит меня на мысль о его, российского постмодернизма, народности и самой что ни на есть школьной органике. Например - опять из сочинения: "Онегин ехал к своему умирающему дяде, приезжает и говорит: "Скажи-ка дядя, ведь недаром, / Москва, спаленная пожаром..." А чего, сдвинутая цитатность, веселая вторичность, ненатужный стеб. Как говорится, снова двойка - и ура! Или вот еще: "Во второй половине дня Печорин любил пить кофе со сливками общества". Игра слов - ненатужный юмор. А один юноша-абитуриент в сочинении о Блоке вывернул цитату прямо-таки постмодернистски рекордно: "В белых тапочках из роз / впереди Иисус Христос"!

Некоторые перлы именно в силу своей глупости вдруг взрезают ткань привычного восприятия и обнажают перед нами истинный нерв великого текста. Никто из шекспироведов или поэтов, писавших вариации на полях "Гамлета", не высказал такого существенного парадокса: "Гамлет сумел притвориться умалишенным, а Офелия не сумела". Точно так же не является ли следующая фраза ключом к гоголевским метафизическим поискам: "В Италии Гоголь отдыхал от ревизора"?

Один из перлов вообще вгоняет автора статьи в депрессию, натолкнув на самокритичные мысли о связи любых творческих порывов с психической хворью: "Знакомясь с творчеством Маяковского, понимаешь, что он сумасшедший. Потому что только больной человек может замаскировать свой бред под творчество" - так пишет абитуриент МГУ, с коим кто-то ведь дипломированный уже занимался, литературу штудировал, задания на дом давал, проверял, беседовал… Поневоле, отхохотав, загрустишь.

Назад