Новосибирская открытая образовательная сеть




Сейчас

 

Все новости

Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Август 2015 Июль 2015 Июнь 2015 Май 2015 Апрель 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015

 

Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Август 2014 Июль 2014 Июнь 2014 Май 2014 Февраль 2014 Январь 2014

 

Декабрь 2013 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Январь 2013

 

Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Март 2012 Февраль 2012 Январь 2012

 

Декабрь 2011 Ноябрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 Июнь 2011 Май 2011 Апрель 2011 Март 2011 Февраль 2011 Январь 2011

 

Декабрь 2010 Ноябрь 2010 Октябрь 2010 Сентябрь 2010 Август 2010 Июль 2010 Июнь 2010 Май 2010 Апрель 2010 Март 2010 Февраль 2010 Январь 2010

 

Декабрь 2009 Ноябрь 2009 Октябрь 2009 Сентябрь 2009 Август 2009 Июль 2009 Июнь 2009 Май 2009 Апрель 2009 Март 2009 Февраль 2009 Январь 2009

 

Декабрь 2008 Ноябрь 2008 Октябрь 2008 Сентябрь 2008 Август 2008 Июль 2008 Июнь 2008 Май 2008 Апрель 2008 Март 2008 Февраль 2008 Январь 2008

 

Декабрь 2007 Ноябрь 2007 Октябрь 2007 Сентябрь 2007 Август 2007 Июль 2007 Июнь 2007 Май 2007 Апрель 2007 Март 2007 Февраль 2007 Январь 2007

 

Декабрь 2006 Ноябрь 2006 Октябрь 2006 Сентябрь 2006 Август 2006 Июль 2006 Июнь 2006 Май 2006 Апрель 2006 Март 2006 Февраль 2006 Январь 2006

 

Декабрь 2005 Ноябрь 2005 Октябрь 2005 Сентябрь 2005 Август 2005 Июль 2005 Июнь 2005 Май 2005 Апрель 2005 Март 2005 Февраль 2005 Январь 2005

 

Декабрь 2004 Ноябрь 2004 Октябрь 2004 Сентябрь 2004 Август 2004 Июль 2004 Июнь 2004 Май 2004 Апрель 2004 Март 2004 Февраль 2004 Январь 2004

 

Декабрь 2003 Ноябрь 2003 Октябрь 2003 Сентябрь 2003 Август 2003 Июль 2003 Июнь 2003 Май 2003 Апрель 2003 Март 2003 Февраль 2003 Январь 2003
22.09.2004

ЗАПОВЕДЬ УЧИТЕЛЯ №1: НЕ СПРАШИВАЙ УЧЕНИКА О ТОМ, ЧЕМУ ТЫ ЕГО НЕ УЧИЛ

В информационно-методическом отделе ОблЦИТ открылась серия информационно-методических семинаров для учителей начальных классов по вопросам обучения школьников «УМК «Гармония» с участием авторов учебников, выпущенных издательством «Ассоциация 21 век». Первой перед аудиторией выступила Наталья Борисовна Истомина, профессор, заведующая кафедрой методики начального образования Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А. Шолохова. За создание учебно-методического комплекта по математике для начальной школы Н. Б. Истоминой присуждена премия Правительства РФ в области образования.

В Новосибирске автор не впервые. В 1998 году Наталья Борисовна знакомила учителей со своей методикой на подобном семинаре в НИПКиПРО. На этот раз она представила учителям Новосибирска и Новосибирской области ведущие идеи учебно-методического комплекта «Гармония», раскрыла методическую концепцию, положенную в основу построения курса математики, как целенаправленной и систематической работы по формированию у младших школьников приёмов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения математического содержания, предусмотренного программой. В перерыве слушатели могли ознакомиться с учебными пособиями, входящими в учебно-методический комплект.

— Я сторонник того, что должна быть методическая концепция, т.к. учителю нужна методическая помощь. Раз уж оставили предметное обучение, то обязательно нужно показать учителю, КАК работать. У каждого предмета есть своя методическая концепция. Остановимся на математике, — так начала свой рассказ о принципах реализации концепции Наталья Борисовна.

Первое. Каждый день каждому учителю в каждом задании необходимо думать о цели — о развитии мышления ребёнка в процессе усвоения программного содержания. Это особенно важно в связи с появлением стандарта. Мы и так сильно подняли планку, бедный ребёнок не знает, что делать: учиться или не учиться? Сил-то на учёбу не хватает.

Важно, с чего начинает учитель. Основная задача курса математики, например, — формирование личностных навыков, решение типовых задач и развитие мышления. А в УМК «Гармония» развитие мышления стоит на первом месте. Это цель, она должна пронизывать всю организацию процесса обучения математике. Иногда нам кажется, что развивать мышление удастся, если мы подберём учебник с интересными, трудными заданиями. Но кто будет выполнять эти интересные, трудные задания? Ведь это очень кропотливая работа! Сначала нужно научить ребёнка видеть предмет, вычленять какие-то элементы, абстрагироваться от других предметов, и только тогда потихонечку учитель может вводить этот курс, чтобы формировать у ре6ёнка полноценную систему знаний, умений, навыков, которую он может применять в нестандартных ситуациях. Вот тогда ученик обычной, массовой школы, может быть, и зарешает интересные, трудные задания.

Второе. Объём содержания курса математики остаётся прежним с 70-х годов.

Я не ставлю в прямую зависимость развитие мышления от содержания. Я ярый противник дополнений к содержанию. С удовольствием убрала бы что-нибудь из начальной школы. Но убирать-то жалко. Определённые преимущества в стандарте есть. Стандарт — это контроль, итог процесса образования. Стандарт позволяет даже приструнить ярых контролёров, которые хотят учить по-простому, а проверять по более сложному варианту. А надо наоборот: учить на сложном материале, давать геометрический материал для сравнения, для развития познавательных способностей ребёнка, а контролировать по стандарту. Представьте, учитель работает по одной программе, а контрольные работы ему дают с задачами по другой программе, не считаясь с тем, пройдена эта тема или нет.

У нас задачи вводятся во второй четверти второго класса, и никто не имеет право давать контрольную работу, скажем, на этапе окончания первого класса. Поэтому, если учебник внесён в Федеральный перечень Министерства образования, то учитель имеет право его использовать. Есть, правда, и нарушения. Мы иногда сами себя загоняем в угол. Нет толку от школы, которая работает по разным программам — класс по системе Л. В. Занкова, класс по системе Л. Г. Петерсона, класс по Н. Б. Истоминой, класс по Н. Ф. Виноградовой… Там даже на урок друг к другу не сходишь!

Третье. Последовательность, в которой изучаются различные вопросы курса математики, называется логикой построения содержания курса. Наш курс построен тематически. Последовательность тем выстраивается таким образом, чтобы понятия, которые были рассмотрены в предыдущей теме, обязательно прошли бы через следующую тему. Особенно первые темы, ведь дети приходят в первый класс с разной подготовкой. Некоторые не умеют читать, считать, но все они имеют право учиться. Что происходит на первых уроках? Нужно создать комфорт и таким детям, и тем, кто уже умеет читать и даже писать, знает и хочет показать свои знания. Это всё методические приёмы, средства, способы. Здесь только методика может решить вопрос, как сделать комфортным обучение. При переходе к следующей теме должны быть использованы все известные уже понятия и введено новое. Т.е. последняя тема должна пропустить через себя весь курс начальной математики.

Как выразить гуманизацию на методическом уровне? Я считаю так, если превалирует контроль над обучением, то это уже не гуманно. Контроля должно быть меньше. Сначала научи, потом смотри. Заповедь №1 для учителя: на первых уроках не спрашивай ученика о том, чему ты сам его не учил! Ввёл понятие, проноси его по всем темам курса. Такая логика построения курса привела к отказу от репродуктивного повторения. Повторение, как этап, уже не нужно.

Четвёртое. Способы формирования понятий с помощью решения задач.

Наша задача — научить ребёнка без простых задач переводить одну модель в другую. Эта идея овладела нами! У ребёнка уже есть свой опыт, учителю надо сделать так, чтобы он использовал его в учебном процессе. Предметная, вербальная, символическая, графическая (схематическая) модели присутствуют везде. Мы стремились в учебниках сделать задания с разными моделями. И что интересно, обучающиеся лингвистических гимназий по нашим учебникам (учебникам по математике) начинают говорить, анализировать свои действия!

Таким образом, до решения математических задач ребёнок должен научиться читать, анализировать и сравнивать, вычленять объекты и должен приобрести опыт перевода одной модели в другую.

Редакция ОблЦИТ
Фотоиллюстрации А. ЗАСЯДЬКО, редактора ОблЦИТ

Назад