Новосибирская открытая образовательная сеть




Сейчас

 

Все новости

Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Август 2015 Июль 2015 Июнь 2015 Май 2015 Апрель 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015

 

Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Август 2014 Июль 2014 Июнь 2014 Май 2014 Февраль 2014 Январь 2014

 

Декабрь 2013 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Январь 2013

 

Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Март 2012 Февраль 2012 Январь 2012

 

Декабрь 2011 Ноябрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 Июнь 2011 Май 2011 Апрель 2011 Март 2011 Февраль 2011 Январь 2011

 

Декабрь 2010 Ноябрь 2010 Октябрь 2010 Сентябрь 2010 Август 2010 Июль 2010 Июнь 2010 Май 2010 Апрель 2010 Март 2010 Февраль 2010 Январь 2010

 

Декабрь 2009 Ноябрь 2009 Октябрь 2009 Сентябрь 2009 Август 2009 Июль 2009 Июнь 2009 Май 2009 Апрель 2009 Март 2009 Февраль 2009 Январь 2009

 

Декабрь 2008 Ноябрь 2008 Октябрь 2008 Сентябрь 2008 Август 2008 Июль 2008 Июнь 2008 Май 2008 Апрель 2008 Март 2008 Февраль 2008 Январь 2008

 

Декабрь 2007 Ноябрь 2007 Октябрь 2007 Сентябрь 2007 Август 2007 Июль 2007 Июнь 2007 Май 2007 Апрель 2007 Март 2007 Февраль 2007 Январь 2007

 

Декабрь 2006 Ноябрь 2006 Октябрь 2006 Сентябрь 2006 Август 2006 Июль 2006 Июнь 2006 Май 2006 Апрель 2006 Март 2006 Февраль 2006 Январь 2006

 

Декабрь 2005 Ноябрь 2005 Октябрь 2005 Сентябрь 2005 Август 2005 Июль 2005 Июнь 2005 Май 2005 Апрель 2005 Март 2005 Февраль 2005 Январь 2005

 

Декабрь 2004 Ноябрь 2004 Октябрь 2004 Сентябрь 2004 Август 2004 Июль 2004 Июнь 2004 Май 2004 Апрель 2004 Март 2004 Февраль 2004 Январь 2004

 

Декабрь 2003 Ноябрь 2003 Октябрь 2003 Сентябрь 2003 Август 2003 Июль 2003 Июнь 2003 Май 2003 Апрель 2003 Март 2003 Февраль 2003 Январь 2003
24.09.2004

ТЫ ХОЧЕШЬ, ЧТОБЫ ТЕБЯ ПОНИМАЛИ?

Коммуникативный подход к тайнам нашего языка пропагандирует профессор Московского государственного открытого педагогического университета им. М. А. Шолохова Марина Сергеевна Соловейчик. Ты хочешь, чтобы тебя понимали? Тогда понятно и вежливо говори и пиши на русском языке. Марина Сергеевна познакомила новосибирских учителей с этим подходом, а также со своей авторской программой, учебными и методическими пособиями, составляющими УМК «Гармония» по русскому языку в рамках информационно-методического семинара.

Знакомство с основными концептуальными положениями курса и методами их реализации состоялось в информационно-методическом отделе ОблЦИТ. Автор учебников «К тайнам нашего языка» по УМК «Гармония» рассказала об особом построении курса и организации обучения, нашедших отражение в содержании, структуре и характере предъявления материала. Марина Сергеевна настраивала учителей не реализовывать до мелочей то, что написано в учебнике, а подходить ко всему изложенному в нём, помня о главном — о развитии мышления ребёнка. Хорошее сотрудничество между автором и учителем, работающим по УМК «Гармония», может возникнуть только в том случае, если они становятся единомышленниками, если они стремятся к одной цели. Поэтому замысел Марины Сергеевны заключался в том, чтобы сделать книжку для учителя.

— Моя задача сегодня в том, чтобы рассказать, какие идеи и как реализованы в моём учебнике. Возможно, после этого в Новосибирске я обрету новых единомышленников. Начиналось всё с того учебника, который делался для студентов (вечерников, заочников), для работающих учителей. Я понимала, что никакой методист не может работать сам по себе, садиться за письменный стол и думать: что б такого я хотел придумать? Методика вырастает из существовавшей несколько десятков лет традиционной школы. Педагогика и психология обучения много дают для роста методики. Неслучайно многие вещи не получаются в традиционной школе. И не потому, что были глупые методисты, а появились умные. Время пришло. Пока не накопилось в науке о языке, в лингвистике, представлений о том, что такое речь, что такое текст, пока не отстоялись какие-то вещи, не могла методика этим полноценно воспользоваться. А сегодня время пришло, когда на слуху слова про развивающее обучение, не случайно работали Давыдово-Эльконинская, Занковская системы. Мы по традиции продолжаем делить обучение на эти системы. А разве мог методист или учитель за последние десятилетия не вобрать всего того, чему нас учила психология? Поэтому сегодня современная методика — это методика, поднявшаяся на иной уровень. Нет, мы не обижаемся на то, что нас, представителей новой методики, преподносят как представителей традиционной школы. Я считаю себя традиционным методистом, который обучает и хочет обучаться. И если вы откроете мои методические рекомендации к 1 классу, то увидите на первых полутора страницах много имён — вот на чьих плечах я стою! От М.Л. Закожурниковой, Т. Г. Рамзаевой до В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина и Л. В. Занкова. Так веками происходит развитие методики.

—Вы работаете самостоятельно или в соавторстве?

— Сначала я хотела говорить о магистральных линиях, которые были реализованы в устаревшей уже книжке «Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения». Там все ссылки, образцы и примеры из старых учебников. Где-нибудь через год я сяду за обновление этой книжки уже со ссылками на нынешнее обучение. Это были магистральные, стратегические линии. Я не писала этот учебник одна, например, я приглашала П.С. Жедек на написание раздела по фонетике, по орфографии в старом учебнике. И когда вы возьмёте наши учебники, то увидите, что у меня везде консультантом стоит П.С. Жедек. Интересно, что весной на Давыдово-Эльконинских курсах полчаса рассказывали о наших учебниках. Да, единство есть. В подходе к обучению, к построению урока.

— Значит, ваши учебники базируются на традиционной методике, но несут что-то и новое, навеянное временем. Вы настаиваете, что ваш подход относится к традиционной методике? Может, всё-таки не путать старое с новым?

— Да, я настаиваю. Два основных показателя говорят о присутствии традиции в новой методике. Первое — цели и задачи обучения. Я приверженец классической традиционной идеи. Что такое курс русского языка в начальной и средней школе? Это практический курс, поэтому цель — умение владеть родным языком в устной и письменной форме. Если вы откроете любую программу прошлых лет по русскому языку, вы обнаружите то же самое. Пересечения есть с учебником В. В. Репкина по Давыдово-Эльконинской системе. Репкин многому обучил целое поколение методистов, но мы с ним в принципе расходимся. Моя внутренняя установка — практические умения, а его занимали развитие теоретического мышления. Он считал, что практическую сторону доведёт сам учитель. Но учителю это очень трудно. Он не сможет проникнуться и пропитаться новыми идеями, их надо пронести через учебник. Я очень требовательно в этом отношении к себе подхожу. Любой термин я перепроверяю вопросом: он мне практически нужен, я могу без этого термина обойтись? Если могу, то и обхожусь. Любое изменение я комментирую в методических рекомендациях.

— Когда мы говорим «русский язык», что невольно из-под сознания учителя выплывает орфография. Как с этим?

— Безусловно, орфографические умения я тоже имею в виду наряду с речевыми ошибками! Как лучше всего проверить учителя? Диктантами. Поэтому естественно, что учитель занимается, прежде всего, орфографией, стремясь развить стопроцентную орфографической зоркости. Но надо понимать, что орфография — не цель, а средство письменного общения. Второй круг умений — умения речевые!

Второй показатель присутствия традиции в нашей методике — содержание обучения, чему учить? Круг понятий, тематика за десятки лет так отточились. На мой взгляд, нет необходимости в переносе тем из средней школы в начальную. Не надо за среднюю школу что-то делать, у всех свои задачи. Наш фундамент (начальное образование) должен быть таким, чтобы с него можно было стартовать дальше. Не надо выучивать то, что дают сверху, надо развивать у ребёнка интуицию, умение манипулировать словом, лингвистическое мышление. Получается даже абсурдно противопоставление традиционного и развивающего обучения. Работаете по традиционной методике? Значит, не смейте развивать! Так что ли? Это же нелепо. Со временем грани сотрутся. Традиционная методика должна расти, должна вбирать в себя всё новое, прогрессивное. Это меня вполне устраивает.

— В чём концептуальные особенности вашей программы?

— Полностью концепция курса изложена в журнале «Начальная школа» №8 за 2000 год. Поэтому не буду останавливаться на ней подробно. Там изложены концептуальные особенности курса «К тайнам нашего языка», там же можно найти общую характеристику комплекта учебников для I-IV классов. В целом, мне хотелось изменить отношение ребёнка к предмету «русский язык», чтобы он относился к нему с пытливым интересом, чтобы язык стал для него близким и по-настоящему родным. Он же всё умеет, но не догадывается об этом. А к этому его должен подвести учитель.

В рамках семинара Марина Сергеевна с интересом узнала о том, как работают новосибирские учителя по УМК «Гармония», с какими проблемами сталкиваются, скажем, в новосибирской школе №203, ответила на их вопросы и сомнения, поделилась советами и рекомендациями.

Редакция ОблЦИТ

Фотоиллюстрации А. ЗАСЯДЬКО, редактора ОблЦИТ

Назад