Новосибирская открытая образовательная сеть




Сейчас

 

Все новости

Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Август 2015 Июль 2015 Июнь 2015 Май 2015 Апрель 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015

 

Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Август 2014 Июль 2014 Июнь 2014 Май 2014 Февраль 2014 Январь 2014

 

Декабрь 2013 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Январь 2013

 

Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Март 2012 Февраль 2012 Январь 2012

 

Декабрь 2011 Ноябрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 Июнь 2011 Май 2011 Апрель 2011 Март 2011 Февраль 2011 Январь 2011

 

Декабрь 2010 Ноябрь 2010 Октябрь 2010 Сентябрь 2010 Август 2010 Июль 2010 Июнь 2010 Май 2010 Апрель 2010 Март 2010 Февраль 2010 Январь 2010

 

Декабрь 2009 Ноябрь 2009 Октябрь 2009 Сентябрь 2009 Август 2009 Июль 2009 Июнь 2009 Май 2009 Апрель 2009 Март 2009 Февраль 2009 Январь 2009

 

Декабрь 2008 Ноябрь 2008 Октябрь 2008 Сентябрь 2008 Август 2008 Июль 2008 Июнь 2008 Май 2008 Апрель 2008 Март 2008 Февраль 2008 Январь 2008

 

Декабрь 2007 Ноябрь 2007 Октябрь 2007 Сентябрь 2007 Август 2007 Июль 2007 Июнь 2007 Май 2007 Апрель 2007 Март 2007 Февраль 2007 Январь 2007

 

Декабрь 2006 Ноябрь 2006 Октябрь 2006 Сентябрь 2006 Август 2006 Июль 2006 Июнь 2006 Май 2006 Апрель 2006 Март 2006 Февраль 2006 Январь 2006

 

Декабрь 2005 Ноябрь 2005 Октябрь 2005 Сентябрь 2005 Август 2005 Июль 2005 Июнь 2005 Май 2005 Апрель 2005 Март 2005 Февраль 2005 Январь 2005

 

Декабрь 2004 Ноябрь 2004 Октябрь 2004 Сентябрь 2004 Август 2004 Июль 2004 Июнь 2004 Май 2004 Апрель 2004 Март 2004 Февраль 2004 Январь 2004

 

Декабрь 2003 Ноябрь 2003 Октябрь 2003 Сентябрь 2003 Август 2003 Июль 2003 Июнь 2003 Май 2003 Апрель 2003 Март 2003 Февраль 2003 Январь 2003
28.09.2004

Новое слово в химии

В учебниках учебно-методического комплекта «Химия 8-9 классов» издательства «Оникс 21 век» происходит обобщение органики и неорганики. Их авторы, Иван Иванович и Нина Степановна Новошинские, показывают, что нет отдельно органической и отдельно неорганической химии. Химия едина и строится на одних и тех же законах, как и любая наука. Новой методике преподавания химии в 8-9 классах был посвящён очередной семинар, который проходил в Информационно-методическом отделе ОблЦИТ с участием Нины Степановны Новошинской.

— Чем отличаются ваши учебники, изданные в издательстве «Оникс 21 век», от традиционных?

— В основу концепции построения курса нашей линии лежит принцип исключения механического заучивания каких-то положений по химии, поэтому рассмотрение материала начинается с основ теоретических положений химии, например, строение атома, структура периодической системы (не закон сам по себе, а только структура!). Сначала рассматривается атом, потом молекула, химическая связь, составление формул соединения по степени окисления. Из раздела 8 класса мы убрали много тем: «Водород», «Кислород», «Вода», «Окислительно-восстановительные реакции», «Периодический закон», «Газовый закон». Этот материал перенесён в 9 класс. А из 9 класса в 8-й перенесён раздел «Электротехническая диссоциация» и «Ион-молекулярное уравнение реакции». К тому же, понятия мы вводим только тогда, когда они необходимы в том или ином разделе. Поэтому в 8 классе, когда мы рассматриваем химическую связь, то мы рассматриваем только «Молекулярные и немолекулярные решётки». «Атомная и металлическая решётки» в 8 классе не нужны, они тоже перенесены в 9 класс. То есть весь материал строится так: когда он необходим, тогда его и рассматривают. Кроме того, в учебниках строгая концептуальная система — мы возвращаемся к одной и той же теме несколько раз, но уже на другой основе. Например, в 8 классе во второй четверти мы рассматриваем «Основные классы», но только «Составление формул. Номенклатура». То есть мы отрабатываем положение степени окисления для составления формулы основных классов. В третьей четверти мы возвращаемся к этой же теме «Основные классы», но рассматриваем поведение в водной среде, т.е. диссоциацию кислот основания солей. И в четвёртой четверти у нас снова «Основные классы», но уже способы получения и химические свойства. Получается, практически вторая, третья и четвёртая четверти 8 класса посвящены «Основным классам». Мы считаем, что самая главная задача учителя химии в 8-м классе, — научить детей писать формулы, уравнения реакций и читать уравнения реакций. Если этот материал освоен, то дальше освоение химии в 9-м и 10-м классах идёт уже с пониманием материала.

— Главная цель, которую преследует ваша методика?

— Наша линия отличается от традиционной тем, что наш учебник — это не склад знаний и не книга для чтения. Это учебник! Слово «учебник» отвечает своему названию, он должен учить. Поэтому у нас очень много алгоритмов. На все случаи жизни, можно сказать, у нас есть алгоритм. Есть алгоритмы, как написать уравнение диссоциации, как решить задачу, как составить уравнение реакции, подобрать коэффициенты. Учителя химии прекрасно знают: если мы берём основной оксид и кислотный оксид, то продукт реакции вызывает затруднение в написании уравнения реакции. У нас для этого тоже есть алгоритм.

— Вы уверены, что школьникам интересно учиться по вашим учебникам?

— Думаю, да. У нас интересные практические, экспериментальные лабораторные работы. Они все жизненные и все выполнимые. Мы попытались в свою практику ввести элементы научного исследования с 8-го класса. Например, обычная традиционная работа — приготовление раствора определённой массовой доли солёного вещества. Но мы не просто готовим раствор, а мы в первую часть опыта определяем плотность раствора, а потом класс разбивается на группки по 4 человека: один готовит, предположим, 5-ти, другой — 10-ти, третий — 15-ти, четвёртый — 20-процентный раствор. И каждый из них померил плотность и сопоставил плотность и массовую долю или концентрацию раствора. И тут нужно учителю сказать: «Ребята, посмотрите, вот в конце учебника есть таблица «Плотность растворов и массовая доля солёного вещества». Вот точно также учёные брали вещество, готовили раствор, определяли его плотность и составляли таблицу, которой вы пользуетесь». Это у детей вызывает определённый интерес, что вот они тоже работали, как учёные! И вот они такие данные получили, которые совпадают с табличными данными.

— Были ли трудности с переносом тем из одного класса в другой?

— Я очень благодарна рецензенту московской школы, который порекомендовал в 8 классе ввести понятие Рh. Это вызывало большие затруднения по той причине, что математики ещё логарифмы не изучали, это происходит в старшей школе. Но мы просто обошли этот момент и ввели это понятие так: реакция среды кисло-нейтральная, а основная выражается через величину Рh. И если Рh=7, то это нейтральная среда, если Рh больше 7, то щелочная, а если Рh меньше 7, то кислая. Практическую работу учитель даёт раз в год. Ребята должны определить Ph с помощью универсального индикатора, а во второй части работы — должны взять почву на пробу (можно на школьном участке, а можно около дома), приготовить раствор и отметить Ph. Я думаю, это вызовет интерес у детей ещё и потому, что можно же проверить почву на своём дачном участке. И если почва окажется кислой, то ребёнок уже знает, что её желательно посыпать золой. Такие практические вопросы вызывают неподдельный интерес у детей.

— Не секрет, что многие выпускники заново постигают химию в быту. Ваша методика в этом отношении ближе к жизни?

— Учителя химии, наверное, помнят, что была такая статья «Россия не впереди планеты всей». Речь шла о том, что наши дети хорошо ориентируются в теоретических вопросах и слабо в практических. Вот я, работая в Краснодарском крае и возглавляя химическую секцию по аттестации школ города и края, вместе с коллегами составили практические работы и практические задания. И один из вопросов был таков: можно ли в оцинкованном ведре развести медный купорос для опрыскивания помидоров или огурцов? Дети сидят, подопрев щёки руками, думают, как ведро вписать в уравнении реакции! Это говорит о том, что мы четыре года учим химию, 8-11 классы, а выпускники даже на такие простые вопросы подчас ответить не могут. Или ещё ситуация. Девушка вышла замуж, ей нужно законсервировать огурцы или помидоры, для чего она приобрела уксус в магазине. Ей нужно сделать раствор уксусной кислоты. Может ли она рассчитать пропорции? Я больше чем уверена, что не сможет. Поэтому мы в своих учебниках стремимся показать, что химия — это не только теория строения атома, а это всё, что нас окружает, с чем мы сталкиваемся на каждом шагу. И первая наша жизненная химическая лаборатория — кухня. Там мы в течение жизни проводим опыты, испытывая всевозможные химические реакции.

— А что Вы скажете про учебники для старшеклассников, они как-то связаны с ЕГЭ?

— Если взять старшие классы, 9-11 классы, то наши учебники — это, пожалуй, единственные учебники, работая по которым можно подготовиться к ЕГЭ, к российскому централизованному тестированию, и сдать экзамены, не используя никакие другие методические пособия и учебники. К нашим учебникам богатый дидактический материал, сборники самостоятельных работ, поурочное планирование программы, оригинальные пособия «Типы задач и способы их решения», где даны все типы школьных задач. Такие задачи, как избыток и недостаток, разбиваются на два типа. Первый тип задач — когда избыток не реагирует с продуктом реакции, второй тип — когда избыток реагирует с продуктом реакции. Учителя химии знают, что обычно такие вопросы дают на олимпиадах, на вступительных экзаменах и т.д.

«Органическая химия. 11 класс» завершает наш курс. Мы считаем, что место органической химии в 11 классе по той причине, что 10 класс — это основная школа, она должна дать базу для изучения в 11 классе. К этому моменту нужно хорошо знать строение атома на высоком уровне, химическую связь, гибридизацию атомных орбиталий, закономерности химических реакций, процессы, протекающие в растворах, гидролиз солей. Без этих понятий начинать органическую химию, а потом сказать, что что-то из этого мы будем изучать в 11 классе, мы считаем, что это не логично, и именно органика должна завершать курс химии. Кроме этого, как отметил один из рецензентов, профессор московского университета, в наших учебниках редкий случай, когда происходит обобщение органики и неорганики. Мы показываем, что нет химии отдельной — органической и неорганической. Химия едина и строится на одних и тех же законах, как и любая наука.

— Кто уже работает по учебникам вашей линии? Есть ли ощутимые результаты?

— По нашим учебникам работает Краснодарский край, Адыгея, Ставрополье, часть школ Волгограда, Москвы, Петербурга, Перми, Подмосковья, Климовск, Ногинск, Балашиха. Вот в Новосибирске начала работать одна школа. Нужно сказать, что все учителя отмечают, что качество обучения высокое. Наш Краснодарский край по результатам ЕГЭ лидирует по России, наши показатели среднего уровня по всей России. В этом году у нас химию писали 2350 человек. Мы набрали 22,2% отличных оценок и более 30% «четвёрок», в итоге у нас средний бал по химии — 53,1%. Это гораздо выше среднероссийского уровня. Мы считаем, что в этом заслуга наших учебников, учебников нашей линии. Дети, которые работают по нашим учебникам, даже в классах коррекции отмечают то, что материал изложен понятно и очень доступно. И когда в 9 классах выбирают предмет, по которому желают сдавать экзамен, то примерно 60-70% выбирают химию.

— Ваши учебники отличаются оформлением?

— Да, обязательно. К примеру, все новые понятия вынесены на поля. Второй автор, Иван Иванович Новошинский, закончил московский университет, работал в университете штата Пельсильвания (США) два с половиной года. Мы постарались всё лучшее из оформления учебников за рубежом перенести в наши учебники.

Редакция ОблЦИТ

Фотоиллюстрации В. ГРУШИЦКОГО, корреспондента ОблЦИТ

Назад