Новосибирская открытая образовательная сеть




Сейчас

 

Все новости

Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Август 2015 Июль 2015 Июнь 2015 Май 2015 Апрель 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015

 

Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Август 2014 Июль 2014 Июнь 2014 Май 2014 Февраль 2014 Январь 2014

 

Декабрь 2013 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Январь 2013

 

Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Март 2012 Февраль 2012 Январь 2012

 

Декабрь 2011 Ноябрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 Июнь 2011 Май 2011 Апрель 2011 Март 2011 Февраль 2011 Январь 2011

 

Декабрь 2010 Ноябрь 2010 Октябрь 2010 Сентябрь 2010 Август 2010 Июль 2010 Июнь 2010 Май 2010 Апрель 2010 Март 2010 Февраль 2010 Январь 2010

 

Декабрь 2009 Ноябрь 2009 Октябрь 2009 Сентябрь 2009 Август 2009 Июль 2009 Июнь 2009 Май 2009 Апрель 2009 Март 2009 Февраль 2009 Январь 2009

 

Декабрь 2008 Ноябрь 2008 Октябрь 2008 Сентябрь 2008 Август 2008 Июль 2008 Июнь 2008 Май 2008 Апрель 2008 Март 2008 Февраль 2008 Январь 2008

 

Декабрь 2007 Ноябрь 2007 Октябрь 2007 Сентябрь 2007 Август 2007 Июль 2007 Июнь 2007 Май 2007 Апрель 2007 Март 2007 Февраль 2007 Январь 2007

 

Декабрь 2006 Ноябрь 2006 Октябрь 2006 Сентябрь 2006 Август 2006 Июль 2006 Июнь 2006 Май 2006 Апрель 2006 Март 2006 Февраль 2006 Январь 2006

 

Декабрь 2005 Ноябрь 2005 Октябрь 2005 Сентябрь 2005 Август 2005 Июль 2005 Июнь 2005 Май 2005 Апрель 2005 Март 2005 Февраль 2005 Январь 2005

 

Декабрь 2004 Ноябрь 2004 Октябрь 2004 Сентябрь 2004 Август 2004 Июль 2004 Июнь 2004 Май 2004 Апрель 2004 Март 2004 Февраль 2004 Январь 2004

 

Декабрь 2003 Ноябрь 2003 Октябрь 2003 Сентябрь 2003 Август 2003 Июль 2003 Июнь 2003 Май 2003 Апрель 2003 Март 2003 Февраль 2003 Январь 2003
01.10.2004

«Двуполушарный» подход к обучению

Трёхдневный авторский семинар Ольги Леонидовны Соболевой по новым психологическим основаниям её учебников прошёл в Информационно-методическом отделе ОблЦИТ. Познакомиться с практической реализацией в школьных учебниках «двуполушарного» подхода к обучению пришли учителя, завучи начальной школы, учителя-словесники, методисты, школьные психологи, — все, кого волнуют проблемы правополушарных и левополушарных детей, кто когда-нибудь увлекался ТРИЗ в преподавании, педагогическими мастерскими, ассоциативными методиками обучения, альтернативными способами овладения грамотным письмом, кто хотел узнать о создании новых учебников для школы.

— Ольга Леонидовна, Вы уже не в первый раз в Новосибирске. Что изменилось с момента Вашего последнего визита?

Изменилось самое главное — с марта этого года в Новосибирске и Новосибирской области по этим учебникам началась работа. И уже в конце апреля, когда я приезжала второй раз, ваши учителя рассказали о том, что у них происходит на уроках. Результаты оказались просто поразительными, причём во всех областях: и в грамотности, и в развитии речи и письма, и в формировании мотивации и личностных характеристик. Признаться, мы даже не рассчитывали на такие результаты. Многие начали работать по нашей методике уже со второго класса. Наша адаптивная методика развивается, нас понимают учителя, нам пишут родители, и мы тоже продолжаем писать. Рождаются новые идеи, выходят новые книги... И вот мы приехали в Новосибирск. Два дня шёл семинар для учителей, которые ещё не знакомы с нашим комплектом. На третий день пришли учителя, работающие по нашей методике.

— Что же лежит в основе вашей методики?

— В основе наших учебников лежит принципиально новая технология. Это новые учебники и учебные пособия по разным предметам школьного курса. Их объединяет «двуполушарный» подход к обучению и художественное представление учебного материала. Создавая эти книги, мы старались учесть объективные законы психологии восприятия и усвоения информации, и это определило многие их особенности.

— Как строились семинары, в форме диалога, в форме дискуссии или это были лекции?

— Первые дни были авторские лекции, которые помогали учителям войти в систему, понять, как же устроен учебник. Каждому слушателю во время семинара выдавался полный комплект пособий: четыре учебника, семь рабочих тетрадей, орфографический словарь. Мы работали, как на уроке. Так проходил первый день. Второй день был диалоговый, мы общались. И, знаете, что интересно и приятно, — кто слушал меня первые два дня, тот решил взять эту программу для работы. Эти учителя пришли и на третий день, чтобы послушать педагогов, которые уже работают по нашей программе.

— Ваша задача — донести до учителя суть методики, чтобы он правильно работал по Вашим учебникам?

— Дело в том, что в наших учебниках колоссальную роль играет учитель, то есть учитель практически становится моим соавтором, поэтому очень важно, чтобы учитель и учебник как бы совпали. Это учебники, которые подходят для каждого ребёнка, но не для каждого учителя, а только для творческого педагога или такого, который хочет стать таковым. Здесь нужна душа, темперамент, образное восприятие, художественное видение и, конечно, желание развить и усилить эти качества. Наша цель — это гармонизация во всём, и в первую очередь, гармонизация личности ребёнка и деятельности его мозга. А это достигается благодаря активному обращению к обоим полушариям мозга, которые ведают рационально-аналитическим и образно-ассоциативным, эмоциональным мышлением, психическими переживаниями. Это очень важно. Мы называем наши учебники своеобразным учебным стереоскопом, и когда через такой стереоскоп пропускается материал, то не только результат меняется, но и меняется сам процесс проживания материала. На самом деле нельзя сделать «двуполушарные» учебники, если не изменить самой психологии обучения, поэтому возникают совершенно новые учебники, которые стоят на совершенно новых психологических основаниях. Они используют мягкий вариант обучения.

— Что значит «мягкий вариант обучения»?

— Это значит, что у нас реализован принцип добровольности учебного действия. В большинстве случаев в хорошем смысле создаётся иллюзия добровольности. В задание включается элемент альтернативности, возможности выбора для ребёнка. К тому же, у нас много посылов к рефлексии, самоанализу, чтобы ребёнок понял, как ему легче, проще. Это позволяет найти тот путь и тот способ, который наиболее приемлем для его индивидуальности. Это означает, что личностное ориентирование в каждом миллиметре текста, в каждом рисунке, в каждом вопросе. Мы стараемся предупредить любые комплексы, которые могут возникнуть. У нас даётся установка на лёгкость восприятия. Принцип такой: учиться легко, как и летать во сне. И вот дать ребёнку почувствовать ощутить и понять, почему ему действительно легко учиться, — это очень важно. Мягкий вариант обучения, потому что в основе мотивации лежит не принцип соревнования, не развитие честолюбия, а интерес к учебному действию, которое происходит в данную секунду.

— Поясните, пожалуйста, принцип альтернативности на каком-нибудь примере.

— Например, мы предлагаем три альтернативных способа овладения грамотным письмом. Один из этих способов связан с пробуждением и развитием интуиции — интуиции вообще и в частности орфографической интуиции. Предлагается целая система развития этой важнейшей психической способности, как альтернативного способа грамотного письма. Ребёнок изучает все способы, но при этом старается понять, когда и в каком состоянии, в какой ситуации и каким способом ему легче пользоваться тем или иным способом. Это означает, что хотя мы стараемся в равной степени глубоко подходить к любому разделу фонетики и грамматики, но всё-таки во главу угла ставим самое важное для ребёнка — речь. Мы стараемся не изучать речь, а именно развивать её. Это принципиально разные вещи. Мы не разделяем изучение всего остального материала и развитие речи. Развитие речи — как «питательное вещество», которым наполнена каждая страничка, каждая сточка учебника. У нас в учебниках много наглядности, и это не просто изображение предметов окружающего мира, а методические картинки, наглядные пособия, которые то же соответствуют особенностям детского восприятия и помогают мягко и в то же время глубоко войти в любое понятие. Мы стараемся максимально учитывать объективные законы, по которым ребёнок смотрит, слушает, запоминает, по которым работает его внимание. И, наконец, мягкий, потому что мы всё делаем с опорой не на произвольные процессы, не на произвольную память и не на произвольное внимание, т.е. мы стараемся так выстраивать материал, чтобы у ребёнка внимание держалось само. Мы не говорим на уроке «Внимание», «Будьте внимательны!». Внимание работает непроизвольно, мы не даём специальной установки на запоминание, а используем особые психологические приёмы, которые включают эти процессы. Это гораздо эффективнее, и психологи это подтверждают. Мы работаем с поэтическим, метафорическим языком, используя его не только в текстах, но и в формулировках заданий. Мы отказались от повторения в одной и той же форме. Если мы хотим 30 раз повторить что-то, то мы себя обязываем найти 30 разных способов для того, чтобы повторить этот материал. У нас особая система повторения, она позволяет исключить в конце учебного года целый раздел повторения.

Ольга Леонидовна заметила, что учителя, работающие по «двуполушарной» методике, становятся соавторами её учебников. Один такой учитель, изучая с детьми тему «Синонимы», изобрёл метод кинестетических ассоциаций, а другой — разработал методику, которая позволяет одновременно, параллельно работать по букварю и учебнику русского языка О.Л. Соболевой.

Интересно, что ученики, которые соприкасаются с этой методикой, тоже становятся своего рода соавторами, ведь они делают свои «великие открытия», заполняют пропуски в сказках своими вариантами сюжета и т.д. А некоторые ребята стали соавторами в буквальном смысле слова: они придумали свои, оригинальные сказки, чтобы запомнить, как пишутся «упрямые слова»! Часть из них приводится на сайте www.metodika.ru, а отдельные сказки даже включены в новые учебники и там указаны фамилии маленьких авторов.

Редакция ОблЦИТ.

Фотоиллюстрации В. ГРУШИЦКОГО, корреспондента ОблЦИТ.

Назад