Новосибирская открытая образовательная сеть




Сейчас

 

Все новости

Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Август 2015 Июль 2015 Июнь 2015 Май 2015 Апрель 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015

 

Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Август 2014 Июль 2014 Июнь 2014 Май 2014 Февраль 2014 Январь 2014

 

Декабрь 2013 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Январь 2013

 

Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Март 2012 Февраль 2012 Январь 2012

 

Декабрь 2011 Ноябрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 Июнь 2011 Май 2011 Апрель 2011 Март 2011 Февраль 2011 Январь 2011

 

Декабрь 2010 Ноябрь 2010 Октябрь 2010 Сентябрь 2010 Август 2010 Июль 2010 Июнь 2010 Май 2010 Апрель 2010 Март 2010 Февраль 2010 Январь 2010

 

Декабрь 2009 Ноябрь 2009 Октябрь 2009 Сентябрь 2009 Август 2009 Июль 2009 Июнь 2009 Май 2009 Апрель 2009 Март 2009 Февраль 2009 Январь 2009

 

Декабрь 2008 Ноябрь 2008 Октябрь 2008 Сентябрь 2008 Август 2008 Июль 2008 Июнь 2008 Май 2008 Апрель 2008 Март 2008 Февраль 2008 Январь 2008

 

Декабрь 2007 Ноябрь 2007 Октябрь 2007 Сентябрь 2007 Август 2007 Июль 2007 Июнь 2007 Май 2007 Апрель 2007 Март 2007 Февраль 2007 Январь 2007

 

Декабрь 2006 Ноябрь 2006 Октябрь 2006 Сентябрь 2006 Август 2006 Июль 2006 Июнь 2006 Май 2006 Апрель 2006 Март 2006 Февраль 2006 Январь 2006

 

Декабрь 2005 Ноябрь 2005 Октябрь 2005 Сентябрь 2005 Август 2005 Июль 2005 Июнь 2005 Май 2005 Апрель 2005 Март 2005 Февраль 2005 Январь 2005

 

Декабрь 2004 Ноябрь 2004 Октябрь 2004 Сентябрь 2004 Август 2004 Июль 2004 Июнь 2004 Май 2004 Апрель 2004 Март 2004 Февраль 2004 Январь 2004

 

Декабрь 2003 Ноябрь 2003 Октябрь 2003 Сентябрь 2003 Август 2003 Июль 2003 Июнь 2003 Май 2003 Апрель 2003 Март 2003 Февраль 2003 Январь 2003
04.10.2004

С претензией на уникальность

Семинар для учителей русского языка и литературы по УМК по русскому языку, изданному в издательстве «Оникс», прошёл в Информационно-методическом отделе ОблЦИТ. Перед аудиторией выступила Галина Фёдоровна Хлебинская, автор учебников «Русский язык. 10 класс» и «Русский язык. 11 класс», преподаватель лицея №1580 при Московском государственном техническом университете им. Баумана. В настоящее время существует большое количество учебников, новых, интересных, хорошо иллюстрированных. Вот какие отличительные особенности своего учебного комплекта выделила Галина Фёдоровна.

— Таких особенностей много. Первая заключается в том, что тетрадью на уроке является вовсе не тетрадь, а само учебное пособие. Таким образом, дети, вставляя орфограмму и пунктограмму, могут сделать не 2-3 упражнения, а сразу 10 упражнений, включая задания по развитию речи.

Вторая особенностьв том, что упражнения носят комплексный характер, то есть одно упражнение решает сразу несколько проблем: можете повторять морфемику и при этом закреплять лексические и орфоэпические нормы.

Третья особенность в экономном изложении материала. В учебных пособиях материал изложен не обычным способом, а в табличной форме. Причём таблицы самые разнообразные. Есть общие, где сгруппированы правила, соответствующие прошедшей теме. Есть таблицы по развитию речи, как сейчас говорят, способствующие выработке коммуникативных умений учащихся.

Четвёртая особенность в том, что в данных учебных пособиях имеются контрольные тесты, составленные по типу единого государственного экзамена. Можно непосредственно с помощью учебника готовиться к сдаче ЕГЭ. Таких тестов достаточное количество, они расположены после каждой новой темы. Много упражнений, построенных по типу «Проверь себя».

Пятая особенность в том, что в данном учебном пособии есть такой раздел, как «Приложение». В нём ответы на упражнения со звёздочкой, то есть задания повышенной трудности, упражнения для самопроверки. Также представлен весь материал за 5-11 классы, изложенный опять-таки в табличной форме. Ребята могут повторить весь материал, готовясь к зачёту или проверочной работе. В нём есть сведения практически из всех курсов: из лексики, фразеологии. Пример из морфемики, один автор считает, что в слове «читать» «-ть» — это суффикс, а другой считает, что — окончание. И то, и другое положения приняты Министерством образования РФ. А когда дети сталкиваются с необходимостью сдачи экзамена, то происходит, на мой взгляд, неприятная ситуация: от них требуют того, чему их не учили. В моём же учебном пособии говорится, что ребёнок имеет право на экзамене, например, разбирать слово так, как его учили в школе. Или, допустим, синтаксический разбор по методике Бабайцевой, когда есть придаточное подлежащее или сказуемое, или по методике Разумовской – только придаточные изъяснительные, определительные и обстоятельственные, то есть здесь опять рассматриваются две методики. В данном «Приложении» даётся синтаксический разбор и тот, и другой, т.е. два вида. Предложены примеры по комплексному анализу текста. По развитию речи идёт очень плановая работа. Допустим, даётся возможность написать изложение по такому-то плану и дан план. В следующем задании ученику предлагается составить план и сверить его с тем, который имеется в «Приложении». Или, например, дан план. У учеников спрашивают: какого пункта, на ваш взгляд, здесь не хватает? То есть идёт учёба детей. Вот это — ещё одна особенность, шестая и не последняя.

На сегодняшний день есть хорошие учебные пособия, а есть, например, пособие А. И. Власенкова и Л. М. Рыбченковой, оно, на мой взгляд, хорошее по стилю речи, но орфографические, пунктуационные навыки в нём даны не достаточно глубоко и широко. Книга великолепная, но использовать её в 10-11 классах невозможно. Данное пособие не подготовит выпускника школы по орфографии и пунктуации. Есть другая книга — учебник-практикум "Русский язык для старших классов" А. Д. Дейкиной и Т. М. Пахновой — прекрасное пособие, но оно идёт от анализа текста. Я бы сказала, что данный учебник можно использовать только в классах с гуманитарным уклоном. А у нас с вами из существующих двенадцати направлений профильного обучения десять основаны на базовом уровне. Необходимо такое учебное пособие, чтобы оно было чем-то средним между учебниками Д. Э. Розенталя и В. Ф. Грекова. Эти очень хорошие учебники, 40 изданий выдержали, но на сегодняшний день, на мой взгляд, они морально устарели и охватывают не все правила и не дают возможности выпускнику школы сдать экзамены в приличный вуз. Это с одной стороны. А с другой стороны, надо, чтобы это учебное пособие было чем-то средним между учебниками А. И. Власенкова и Л. М. Рыбченковой, А. Д. Дейкиной и Т. М. Пахновой. Я уверена, что мой учебник как раз и является тем средним и тем необходимым пособием, он включает в себя в достаточной мере и то, и другое.

И ещё одна особенность, на мой взгляд, очень важная: я считаю, что если в учебнике в упражнении поставлены рядом примеры, скажем, из Пушкина, Маяковского, Блока и, допустим, Некрасова, то в результате мы нивелируем значение каждого поэта. Необходимо делать так, чтобы все учебные пособия пронизывала одна тема. Например, у меня дидактический материал подобран таким образом, что можно наблюдать развитие литературного процесса, начиная с середины XVIII века и заканчивая первой третью XX века. В результате ребёнок получает возможность повторить сведения из литературы (критика, разговор о литературных направлениях), познакомиться с мнениями сегодняшних критиков и критиков-современников поэтов и писателей. В результате мы видим, что русский язык — это великий и могучий и, как сказал И. С. Тургенев, «настоящий русский язык».

Есть и такая особенность: когда мы говорим о «золотом веке» русской поэзии (первая треть XIX века), что он играет большую роль в развитии русской литературы и русского языка, мы не показываем этого. В моём учебнике собраны такие упражнения, работая над которыми, мы можем видеть эволюцию языка с течением времени. Очень интересное упражнение, в котором можно видеть изменение сонета, например, с 1760 года по 1833 годы, где видна качественная разница в изменении языка.

Говорить об учебном пособии, особенно — с его автором, можно долго. Главное, как оценят учебник учителя и ученики. Ведь во многом от них зависит продолжительность жизни той или иной книги в нашем образовательном пространстве. Дадим же книгам Галины Фёдоровны адаптироваться на новосибирской земле, получим результаты обучения, а тогда, возможно, и подпишемся под словами автора об уникальности данных учебников.

Редакция ОблЦИТ.

Фотоиллюстрации В. ГРУШИЦКОГО, корреспондента ОблЦИТ.

Назад