Новосибирская открытая образовательная сеть




Сейчас

 

Все новости

Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Август 2015 Июль 2015 Июнь 2015 Май 2015 Апрель 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015

 

Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Август 2014 Июль 2014 Июнь 2014 Май 2014 Февраль 2014 Январь 2014

 

Декабрь 2013 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Январь 2013

 

Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Март 2012 Февраль 2012 Январь 2012

 

Декабрь 2011 Ноябрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 Июнь 2011 Май 2011 Апрель 2011 Март 2011 Февраль 2011 Январь 2011

 

Декабрь 2010 Ноябрь 2010 Октябрь 2010 Сентябрь 2010 Август 2010 Июль 2010 Июнь 2010 Май 2010 Апрель 2010 Март 2010 Февраль 2010 Январь 2010

 

Декабрь 2009 Ноябрь 2009 Октябрь 2009 Сентябрь 2009 Август 2009 Июль 2009 Июнь 2009 Май 2009 Апрель 2009 Март 2009 Февраль 2009 Январь 2009

 

Декабрь 2008 Ноябрь 2008 Октябрь 2008 Сентябрь 2008 Август 2008 Июль 2008 Июнь 2008 Май 2008 Апрель 2008 Март 2008 Февраль 2008 Январь 2008

 

Декабрь 2007 Ноябрь 2007 Октябрь 2007 Сентябрь 2007 Август 2007 Июль 2007 Июнь 2007 Май 2007 Апрель 2007 Март 2007 Февраль 2007 Январь 2007

 

Декабрь 2006 Ноябрь 2006 Октябрь 2006 Сентябрь 2006 Август 2006 Июль 2006 Июнь 2006 Май 2006 Апрель 2006 Март 2006 Февраль 2006 Январь 2006

 

Декабрь 2005 Ноябрь 2005 Октябрь 2005 Сентябрь 2005 Август 2005 Июль 2005 Июнь 2005 Май 2005 Апрель 2005 Март 2005 Февраль 2005 Январь 2005

 

Декабрь 2004 Ноябрь 2004 Октябрь 2004 Сентябрь 2004 Август 2004 Июль 2004 Июнь 2004 Май 2004 Апрель 2004 Март 2004 Февраль 2004 Январь 2004

 

Декабрь 2003 Ноябрь 2003 Октябрь 2003 Сентябрь 2003 Август 2003 Июль 2003 Июнь 2003 Май 2003 Апрель 2003 Март 2003 Февраль 2003 Январь 2003
08.10.2004

Обзор прессы №124

Ведущая рубрики – Анна Петрова

" Вечерний Новосибирск "

В образовательной отрасли Новосибирска трудится более 31 тыс. человек, более 17 тыс. из них — педагоги. О ситуации с обеспечением сферы образования сообщает газета «Вечерний Новосибирск» от 5 октября.

Свыше трех миллиардов рублей, то есть четверть бюджета города, направляется сегодня на нужды образования: на ремонт и техническое оснащение школ, на материальную поддержку педагогов.

В этом году на капитальном ремонте учреждений образования освоено более 124 млн рублей, отремонтировано 211 школ. А 1 сентября в Новосибирске распахнула двери новая школа на Горском жилмассиве. Из бюджета города выделено 1,5 млн рублей на приобретение учебников для пополнения и обновления библиотек вечерних и коррекционных школ. Уже несколько лет педагоги Новосибирска имеют возможность участвовать в программе льготного жилья для бюджетников — 116-ти учительским семьям предоставлено жилье на льготных условиях. В прошедшем учебном году 550 педагогов смогли поправить здоровье в санаториях и профилакториях Новосибирска и Новосибирской области. 15% учителей города, за счет средств бюджета, получают бесплатные проездные билеты.

Муниципалитетом введены надбавки молодым специалистам, младшему обслуживающему персоналу, за классное руководство, за высшую категорию. С прошлого года муниципальную зарплату получают работники методических кабинетов, увеличена доплата руководителям образовательных учреждений. А с 1 сентября этого года муниципальные надбавки за счет городского бюджета начали получать главные бухгалтеры образовательных учреждений. В штат учреждений введены также ставки лаборантов по информатике. Продолжается оснащение медицинских кабинетов и компьютерных классов, ставится задача оснастить современным оборудованием кабинеты химии, физики, биологии.

В этом году мэрией, с участием педагогической общественности, разработана, а городским Советом утверждена Концепция модернизации системы образования на 2004–2010 годы, главная цель которой — повышение доступности, качества и эффективности образования, расширение участия общества в управлении образованием. Новосибирские педагоги к переменам готовы.

Активизировалась инновационная деятельность образовательных учреждений. Статус городской экспериментальной площадки получили 7 школ, статус областной — 12. В порядке эксперимента с этого учебного года в 23-х школах введен базисный учебный план для открытия профильных десятых классов.

Выросло число гимназий. В прошедшем учебном году этот статус присвоен еще двум школам — N 193 в Октябрьском районе и N 110 в Калининском районе. Создан городской центр информатизации «Эгида», от которого во многом будет зависеть дальнейшее развитие образовательной системы Новосибирска. В центре созданы реальные условия для формирования информационной культуры педагогов и единого информационного пространства на основе новых информационных технологий и средств телекоммуникаций. Средние школы города успешно взаимодействуют с вузами. У новосибирских школьников есть сегодня возможность сознательно выбрать профиль обучения и более успешно подготовиться к поступлению в определенный вуз. 60% выпускников окончили школу в этом году на «4» и «5», из них с золотыми и серебряными медалями — 804 человека. Все это свидетельствует о высоком уровне образования в городских школах, о профессионализме новосибирских педагогов. Задача власти — поддержать интерес школьников к научно-исследовательской работе, поощрить их успехи. С этой целью мэром Новосибирска учреждены стипендии лучшим выпускникам — в 2004 году их получили 50 школьников. Имена лучших выпускников записываются в «Золотую книгу Новосибирска».

Городские власти помогают решить такую острую проблему, как нехватка педагогических кадров, особенно учителей иностранных языков и физкультуры. В этом году мэрия оформила 20 контрактов с Новосибирским педагогическим университетом на целевую подготовку специалистов из числа выпускников. За счет средств бюджета 10 человек обучаются на факультете физкультуры и 10 — на факультете иностранных языков. После окончания вуза молодые специалисты придут работать в новосибирские школы.

" Учительская газета "

Закон о льготах обсуждался долго и крайне оживленно. Когда же он был принят в рекордные сроки, шум поутих. И мы как-то перестали задумываться, что этот закон потянул за собой изменения еще в 155 законах. В том числе - в "Законе об образовании". О проблеме – «Учительская газета» №40.

Нашумевший закон о льготах имел основной задачей разделить полномочия федерального центра и регионов, а вернее - снять ответственность центра за судьбы льготников. Новый "Закон об образовании" построен точно так же. Итак, сравниваем. Первое: в новом законе полностью снята статья 40 ("Государственные гарантии приоритетности образования") - про защищенность бюджетных статей, про детские пособия. И забудьте про 10 процентов от ВВП на образование. Национальный продукт отдельно, образование - отдельно. По новому закону центр не обязан ежегодно устанавливать долю отчислений от федерального дохода на финансирование образования. И вообще, теперь "регионы отвечают за обеспечение государственных гарантий" в отношении прав на получение бесплатного общедоступного начального и среднего образования. Кстати, при этом регионы по закону не имеют права сами устанавливать льготы (в дополнение к федеральным) ни ученикам, ни учителям.

Из закона (в варианте 2) также ушло, что государство гарантирует "финансовую и материальную поддержку в воспитании детей раннего возраста". То есть теперь о доступности дошкольных учреждений всем желающим речь не идет. Значит, сколько детсад запросит (да что там - затребует!), столько родителям за ребенка и придется выкладывать. Нет средств? Идите мимо! Хотя самому детсаду что остается? Его, считай, на хозрасчет сажают. А платить за все придется родителям. Федеральный центр снимает с себя ответственность и перед учителями. Зарплаты вам, дорогие учителя, по новому закону будут устанавливать власти муниципальные. И, к примеру, в Ростовской области вам будут платить одни деньги, в Костромской другие, а в Амурской свои зарплаты будут. Кому сколько местные власти положат, кому сколько свой бюджет позволит. И никто не обещает, что новые учительские зарплаты станут выше прежних. Может, где и уменьшатся. К тому же центр отказывается от того, чтобы от себя давать льготы сельским учителям. И значит, сельские льготы теперь будут целиком на решении губернаторов. Как, кстати, и деньги "на методлитературу" - это тоже отдано на откуп местным властям.

Ученикам теперь не будет никаких бесплатных проездов, а также бесплатного питания. Что же касается детей с отклонениями в развитии (а школ для таких несчастных детишек в стране великое множество), так всё - никакого, как раньше, финансирования по повышенным нормативам. Спецшколы для особо одаренных детей, которые особо же финансировались, тоже будут приведены к общему, весьма среднему, знаменателю. Кстати говоря, пункт старого закона: "Инфляционный рост расходов на питание и охрану здоровья обучающихся полностью компенсируется государством" в новом законе отсутствует. При поступлении в профучилища (муниципальные, разумеется) никаких льгот инвалидам и сиротам уже не будет. Более того, в старом законе был пункт о том, что "государство обеспечивает создание механизма социальной защиты детей и подростков, квотирование рабочих мест на предприятиях выпускников - детей-сирот, детей с отклонениями в развитии; разрабатывает и осуществляет целевые программы по обеспечению защиты прав, охраны жизни и здоровья детей?". В новом законе этот пункт отсутствует. Что можно понять так: никаких государственных гарантий в части социальной защиты детей.

Есть еще два нововведения. Первое: совместное учредительство теперь не для муниципальных школ. У них может быть только один учредитель, понятно какой - муниципальные власти. Вроде бы нас, родителей, это напрямую не касается. На самом деле очень даже. Потому что много учредителей, значит, у школы есть внебюджетные средства. "Внебюджетку" можно пускать на приобретение учебных пособий, оргтехники, на текущий ремонт, на оплату детских экскурсий - много на что. Единоличный учредитель - муниципальная администрация - вряд ли сможет обеспечить своим школам столь же благоприятные условия. Тем более что регионы лишаются права устанавливать местные налоги на цели образования и формировать собственные "фонды развития образования". У школ, профучилищ и вузов, правда, остается возможность самостоятельно зарабатывать средства, но - и это вторая новация - их лишают собственного баланса и собственных расчетных счетов в банках. Останется только лицевой счет. Есть ли разница? Есть, и принципиальная. По сути, мы возвращаемся в те времена, когда на все школы, скажем, района была одна - централизованная - бухгалтерия. Так что директорам свои деньги приходилось буквально выпрашивать. Теперь так же будет. Но мало того, в старом законе был пункт: "Не использованные в текущем году (квартале, месяце) финансовые средства не могут быть изъяты у образовательного учреждения?" В новом законе этого пункта нет. То есть могут изъять, а значит, никаких тебе накоплений. Из всего этого следует только один вывод: школы станут беднее, что обязательно скажется на качестве образования.

Новый "Закон об образовании" вступит в действие в январе 2005 года, тогда и придет время великих школьных перемен. Во-первых, начнется расслоение регионов: те, что побогаче, смогут сохранить и поддержать свои образовательные системы, бедные, дотационные, будут их терять. А еще можно ожидать массового исхода учителей из школ. Дорога в вузы окажется перекрытой для большинства абитуриентов. И не только по причине дороговизны высшего образования, но еще и потому, что даже внутри отдельного региона будет нарастать разрыв в качестве подготовки учеников в городских, столичных школах и маленьких сельских. Хотя надо ждать, что школы начнут закрывать одну за другой, а оставшимся придется работать в две, а то и в три смены. Так что и здесь говорить всерьез о качестве образования не придется.

" Комсомольская Правда "

Как разрешить конфликт с учителем? Советы, опубликованные в газете «Комсомольская Правда» от 7 октября, дает психолог, старший научный сотрудник Института социологии РАН Наталья Гришаева

Школьникам:

У тебя не складываются отношения с учителем? Попробуй разобраться, кто виноват в этом. Если весь класс не любит этого педагога, если учитель придирается ко всем ребятам, значит, твоей вины в конфликте нет! Попробуйте поговорить с педагогом по душам все вместе. Не помогает - идите к директору и требуйте, чтобы вам заменили учителя. Вы можете доказать, что он ведет себя несправедливо, если запишете на диктофон его грубости. Не реагирует директор? Вместе с родителями идите в Управление образованием.

У класса нет претензий к учителю, а вот ты постоянно получаешь двойки за забытую тетрадь и плохой почерк, подумай, в чем проблема. Может быть, тебе неинтересен предмет, а учителя это обижает? Может быть, ты тоже хамишь? Подойди к учителю после уроков, извинись, если чем-то его обидел, объясни, что хочешь заниматься, просто у тебя не все получается. Если ты уверен в своих знаниях, но видишь, что отметку ставят несправедливо, иди к завучу и требуй, чтобы тебя протестировала комиссия и оценила по заслугам. Не плачь и не жалуйся родителям, пока сам не попробуешь разрешить конфликт. Учитель такой же человек, как ты. Он тоже может сорваться и обидеться, если его не слушают.

Родителям:

Разыгрывайте дома с ребенком мелкие конфликтные ситуации, которые могут произойти в школе. Объясняйте, как с ними справляться, рассказывайте, как учились вы. Учите вашего школьника бороться за свои права. Если видите, что ваш сын не хочет идти в школу, спросите у родителей его одноклассников, что говорят их дети? Если все дружно не любят одну учительницу - добивайтесь, чтобы ее заменили. Если видите, что у ребенка стресс, идите с ним к психологу, выясняйте, в чем проблема.

" Советская Сибирь "

О пользе и вреде повседневного общения подрастающего поколения с компьютерами газета «Советская Сибирь» от 6 октября беседует с опытными родителями.

Хорошо бы, чтобы «волшебный» экран монитора компьютера давал возможность бесконечно раздвигать рамки познания, приближать к себе весь мир, изучать закономерности природы и собственного бытия во Вселенной. Ведь с помощью обучающих и развивающих программ легко можно совершить познавательное и увлекательное путешествие по сокровищницам достижений мировой культуры, прогуляться по улицам других городов и стран, даже при желании смоделировать свой собственный дом, двор, город. При этом компьютер, несомненно, будет верным товарищем, учителем, помощником как для малышей, только осваивающих азбуку, так и для старших школьников. Причем эту самую азбуку с помощью элементарной «Word-овской» программы находчивые родители запросто преподносят своему карапузу как увлекательную забаву.

«Мой ребенок в четырехлетнем возрасте на компьютере научился читать, — рассказывает архитектор Елена. — Тыкал пальчиками в кнопки клавиатуры и восхищенно хихикал, когда на экране монитора возникали уже знакомые ему буквы». Главное, в чем, несомненно, своим детям должны помочь взрослые, — преодоление потребительского, исключительно пользовательского уровня познания. Неправильно, если инструмент обучения остается для ребенка в лучшем случае «поисковиком» готовой информации, в худшем — «нянькой» или «тетрисом», занимающими все его свободное время.

По наблюдениям Елены, в 99 процентах случаев ребятишки рассматривают компьютер исключительно в качестве игрушки. «Дети с компьютером — как дикари, которые микроскопом колют орехи, — говорит она. — Чтобы сделать машину инструментом познания, нужно обучать технологиям. В школе этого не делают, там в лучшем случае готовят пользователей, не раскрывая и сотой доли возможностей компьютера. Поэтому ребенок и обращается к помощи «железного друга» с конкретной мотивацией, которая, как правило, сводится к поиску информации, часто — к развлекательному времяпрепровождению. К примеру, из Интернета можно «выудить» необходимый реферат, а играть просто интересно — для этого компьютер и нужен».

Игры становятся по-настоящему опасными, когда компьютер превращается для ребенка в источник соблазнов, самый сомнительный из которых — некая альтернативная реальность, точнее, нереальность. «Когда в 12—13-тилетнем возрасте подросток день и ночь прозябает «за стеклом» и стремительно отрывается от настоящей, живой жизни, зрелище это устрашает, — делится впечатлениями отец 14-летнего сына, инженер Егор. — Сначала он теряет интерес к книгам, потом даже к любимому телевизору остывает, на следующем этапе и вовсе перестает общаться с друзьями. У него создается иллюзия своего непосредственного участия в компьютерной игре, жизни в этом мире движущихся и «думающих» человечков. Существования там, как в реальности... Ведь компьютерный мир комфортен — его можно изменить по своему усмотрению. Это тебе не сложная жизнь, к которой нужно всячески, иной раз весьма болезненно, приспосабливаться...».

Чтобы — для некоторых взрослых — «большая, удобная пишущая машинка» не стала для детей второй реальностью, по обоюдному мнению собеседников, компьютерные игры для подрастающего поколения требуют строгой дозированности. «По сути, все человеческие изобретения в той или иной степени таят в себе опасность... — говорит Егор». Но это не значит, что ребенка нужно ограждать от того, «до чего дошел прогресс». И вообще сегодня глупо обсуждать, подпускать ребенка к компьютеру или нет, это как обсуждать, пользоваться утюгом или нет. Другое дело, что и утюгом орудовать нужно с умом и по назначению — не гвозди им забивать, а белье утюжить.

Назад