Новосибирская открытая образовательная сеть




Сейчас

 

Все новости

Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Август 2015 Июль 2015 Июнь 2015 Май 2015 Апрель 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015

 

Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Август 2014 Июль 2014 Июнь 2014 Май 2014 Февраль 2014 Январь 2014

 

Декабрь 2013 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Январь 2013

 

Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Март 2012 Февраль 2012 Январь 2012

 

Декабрь 2011 Ноябрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 Июнь 2011 Май 2011 Апрель 2011 Март 2011 Февраль 2011 Январь 2011

 

Декабрь 2010 Ноябрь 2010 Октябрь 2010 Сентябрь 2010 Август 2010 Июль 2010 Июнь 2010 Май 2010 Апрель 2010 Март 2010 Февраль 2010 Январь 2010

 

Декабрь 2009 Ноябрь 2009 Октябрь 2009 Сентябрь 2009 Август 2009 Июль 2009 Июнь 2009 Май 2009 Апрель 2009 Март 2009 Февраль 2009 Январь 2009

 

Декабрь 2008 Ноябрь 2008 Октябрь 2008 Сентябрь 2008 Август 2008 Июль 2008 Июнь 2008 Май 2008 Апрель 2008 Март 2008 Февраль 2008 Январь 2008

 

Декабрь 2007 Ноябрь 2007 Октябрь 2007 Сентябрь 2007 Август 2007 Июль 2007 Июнь 2007 Май 2007 Апрель 2007 Март 2007 Февраль 2007 Январь 2007

 

Декабрь 2006 Ноябрь 2006 Октябрь 2006 Сентябрь 2006 Август 2006 Июль 2006 Июнь 2006 Май 2006 Апрель 2006 Март 2006 Февраль 2006 Январь 2006

 

Декабрь 2005 Ноябрь 2005 Октябрь 2005 Сентябрь 2005 Август 2005 Июль 2005 Июнь 2005 Май 2005 Апрель 2005 Март 2005 Февраль 2005 Январь 2005

 

Декабрь 2004 Ноябрь 2004 Октябрь 2004 Сентябрь 2004 Август 2004 Июль 2004 Июнь 2004 Май 2004 Апрель 2004 Март 2004 Февраль 2004 Январь 2004

 

Декабрь 2003 Ноябрь 2003 Октябрь 2003 Сентябрь 2003 Август 2003 Июль 2003 Июнь 2003 Май 2003 Апрель 2003 Март 2003 Февраль 2003 Январь 2003
08.10.2004

Дни издательства «Русское слово»

Двухдневный информационно-методический семинар для учителей истории по теме «От учебников нового поколения к обновлению содержания историко-обществоведческого цикла» прошёл в Новосибирске при непосредственном участии авторов учебников по истории Отечества и обществознанию, выпущенных в издательстве «Русское слово». Организовал семинар информационно-методический отдел ОблЦИТ.

В актовом зале Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования (НИПКиПРО) в первый день выступил профессор, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ, заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин Московского института открытого образования, лауреат Премии Правительства России в области образования, ведущий научный сотрудник ИОСО РАО, соавтор учебников «История Отечества. XX век. 9 класс», «История Отечества. XX – начало XXI века. 11 класс» Сергей Козленко.

— Первая особенность учебников — это их направленность. Мы посчитали, что наиболее существенным сегодня является некоторое «примирение» между приверженцами разных точек зрения на исторические события. Мы старались так подать материал, чтобы линия 1917 года, например, не привела к тому, чтобы нас потом спрашивали: авторы, а вы за кого, за белых или за красных? — отметил Сергей Иванович, рассказывая об особенностях учебных пособий.

Вторая особенность — в учебных пособиях выражены разные точки зрения. Например, в учебнике за 11 класс информацию про историческую личность Григория Распутина можно найти в традиционном представлении, где его преподносят, как «исчадие ада», и с диаметрально противоположным мнением.

Третья особенность — в учебниках уровневый текст, т.е. используются различные виды выделений, которые составляют минимум, необходимый для изучения истории. Остальное — разъяснения и примеры.

Четвертая особенность — оба учебника комплексные. Что это значит? Внутри каждого учебного пособия есть атлас, хрестоматия. Можно открыть почти любой параграф и увидеть различные документы, словарь. В этом и состоит комплексность.

Пятая особенность — методическая система. Если очень коротко описать, то здесь разноуровневые задания начиная от воспроизведения и заканчивая самыми сложными, в том числе написанием эссе.

Шестая особенность — в рамках учебника 11 класса отдельно выделено много тем, посвящённых различным персонам. Много истории в лицах. Причём показаны люди из разных лагерей. Например, если речь идёт о Гражданской войне начала ХХ века, то в учебнике есть нормальный рассказ и о Колчаке, и о Фрунзе. Более того, в пособии нами предпринята попытка продемонстрировать, что есть ещё много талантливых людей, которые по-своему принимали участие в жизни России.

Седьмая особенность — многоплановая информация. Что имеется в виду? Например, очередь за продовольствием в Москве. При изучении темы класс рассматривает фотографии и изучает текст, а задание позволяет человеку и документ анализировать, и зрительный ряд выстраивать, и делать какие-то самостоятельные выводы. В учебниках мы постарались, что называется, убрать прилагательные. Например, рассказ о Ленине. Я надеюсь, когда ученик будет читать наш учебник, он не сможет понять наше личное отношение к той или иной исторической личности. А мы исходим из того, что оно может быть очень разным. Поэтому мы объективны, мы даём факты, а ученик сам их анализирует.

Второй день семинара прошёл в информационно-методическом отделе ОблЦИТ. Перед аудиторией выступил кандидат исторических наук, доцент кафедры источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин Историко-архивного института Российского государственного гуманитарного университета, автор учебников «История России с древнейших времён до конца XVI века. 6 класс», «История России XVII-XVIII века. 7 класс» Евгений Пчелов. На вопрос об особенности его учебников Евгений Владимирович ответил так:

— Я не знаю, чем мои учебники отличаются от других. Я его написал, потому что мне было интересно: смогу ли я, человек, который в школе никогда не преподавал, никогда ничего для детей не писал, написать текст для школы? И я решил попробовать. Это было очень тяжело. Более того, это было мучительно сложно, потому что изложить простым, доступным языком серьёзные и сложные вещи чрезвычайно утомительно. Мне не сразу это удавалось, но я стремился. Потом при написании учебника для 7 класса в этом плане мне было уже легче. Но оказалось, что и это не просто.

Мне всё интересно. Я не могу сказать, что изложил в этих учебниках какой-то свой, оригинальный взгляд, нет. Я придерживаюсь традиционных взглядов и считаю, что учебник — это вещь консервативная, в нём должна быть та основа, которая неизбежно будет повторяться из года в год, естественно, корректируясь в каких-то чертах. Я вовсе не сторонник того, чтобы новые теории, новые идеи сразу входили в учебник, сразу занимали место на его страницах. Если мы подходим к истории как к науке, то, прежде всего, она базируется на фундаменте, на работах, которые были сделаны. Традиция должна существовать как традиция в любой науке. Мы же физику не можем переписать.

О стандарте скажу так: мои учебники абсолютно соответствуют стандарту, несмотря на то, что учебники были написаны до выхода нового стандарта. Я его посмотрел и увидел, что всё, что написано мною в учебнике, соответствует стандарту. Всё, что должно быть в нём, всё присутствует в учебнике. Для меня это не является неожиданным. И, в целом, я удовлетворён результатом своего труда.

Редакция ОблЦИТ.

Фотоиллюстрации Е. АНИСКЕВИЧ, корреспондента ОблЦИТ.

Назад