Новосибирская открытая образовательная сеть




Сейчас

 

Все новости

Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Август 2015 Июль 2015 Июнь 2015 Май 2015 Апрель 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015

 

Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Август 2014 Июль 2014 Июнь 2014 Май 2014 Февраль 2014 Январь 2014

 

Декабрь 2013 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Январь 2013

 

Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Март 2012 Февраль 2012 Январь 2012

 

Декабрь 2011 Ноябрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 Июнь 2011 Май 2011 Апрель 2011 Март 2011 Февраль 2011 Январь 2011

 

Декабрь 2010 Ноябрь 2010 Октябрь 2010 Сентябрь 2010 Август 2010 Июль 2010 Июнь 2010 Май 2010 Апрель 2010 Март 2010 Февраль 2010 Январь 2010

 

Декабрь 2009 Ноябрь 2009 Октябрь 2009 Сентябрь 2009 Август 2009 Июль 2009 Июнь 2009 Май 2009 Апрель 2009 Март 2009 Февраль 2009 Январь 2009

 

Декабрь 2008 Ноябрь 2008 Октябрь 2008 Сентябрь 2008 Август 2008 Июль 2008 Июнь 2008 Май 2008 Апрель 2008 Март 2008 Февраль 2008 Январь 2008

 

Декабрь 2007 Ноябрь 2007 Октябрь 2007 Сентябрь 2007 Август 2007 Июль 2007 Июнь 2007 Май 2007 Апрель 2007 Март 2007 Февраль 2007 Январь 2007

 

Декабрь 2006 Ноябрь 2006 Октябрь 2006 Сентябрь 2006 Август 2006 Июль 2006 Июнь 2006 Май 2006 Апрель 2006 Март 2006 Февраль 2006 Январь 2006

 

Декабрь 2005 Ноябрь 2005 Октябрь 2005 Сентябрь 2005 Август 2005 Июль 2005 Июнь 2005 Май 2005 Апрель 2005 Март 2005 Февраль 2005 Январь 2005

 

Декабрь 2004 Ноябрь 2004 Октябрь 2004 Сентябрь 2004 Август 2004 Июль 2004 Июнь 2004 Май 2004 Апрель 2004 Март 2004 Февраль 2004 Январь 2004

 

Декабрь 2003 Ноябрь 2003 Октябрь 2003 Сентябрь 2003 Август 2003 Июль 2003 Июнь 2003 Май 2003 Апрель 2003 Март 2003 Февраль 2003 Январь 2003
18.10.2004

Обзор прессы №126

Ведущая рубрики – Анна Петрова

«Комсомольская Правда»

Будущим летом в 78 регионах России школьникам придется сдавать выпускные экзамены в виде ЕГЭ, сообщает газета «Комсомольская Правда» от 13 октября. В этом году в эксперименте участвовали 65 регионов. А это значит, что 83% одиннадцатиклассников испытают на себе все прелести этого вида контроля знаний. Правда, им придется полегче, чем предшественникам. Как рассказал руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Виктор Болотов, саму систему сдачи экзамена улучшат. Например, упростят тесты по некоторым предметам. В первую очередь по математике (в этом году 20% учеников получили на ЕГЭ по этому предмету двойки) и по литературе (многие выпускники даже не справились с последним разделом - не написали мини-сочинение или эссе). По мнению организаторов, произошло это потому, что задания были слишком сложные.

«Легкие» тройки решили отменить. В прошлые годы школьнику достаточно было просто принять участие в ЕГЭ и, не решив ни одного задания, заработать в аттестат тройку. Ведь по положению об эксперименте в выпускной документ разрешали ставить оценку на балл выше, чем полученная на ЕГЭ. В этом году задачу халявщикам усложнят. Получил на экзамене «два» - так и будет записано в аттестате. Экзамены по выбору, по мнению Болотова, выпускники должны сдавать только в форме ЕГЭ, если это, конечно, не физкультура и не технология. А вот в какой форме - традиционной или в виде ЕГЭ - сдавать обязательные математику и русский, ребята смогут выбирать. По словам Болотова, в министерстве рассчитывают, что в 2005 году по сертификатам ЕГЭ будут принимать почти все университеты и институты страны. Сохранятся в будущем году и льготы при зачислении в вуз для победителей всероссийских и региональных олимпиад.

«Новые Известия»

Госдума готовит ряд сенсационных законопроектов, касающихся родителей, их детей и директоров школ. Новые законы позволят милиционерам задерживать подростков за то, что те ходят по улицам ночью без сопровождения родителей. Днем за несовершеннолетних должны будут отдуваться директора школ. Если ученик пьян или обкурен, на директора наложат штраф. Правда, выгнать такого подростка из школы будет сложно – для этого потребуется согласие родительского комитета и региональной комиссии по делам несовершеннолетних. Родителей же ждет и вовсе страшное: за плохое воспитание детей их будут сажать в тюрьму. Рассказывает газета «Новые Известия» от 13 октября.

Поводом для ужесточения законодательства депутаты называют критическую ситуацию с беспризорными и безнадзорными детьми. По словам председателя Комитета Госдумы по делам женщин, семьи и молодежи Екатерины Лаховой, беспризорных детей в России, по различным оценкам, от 100 тыс. до 4 миллионов, и «мы не знаем, сколько их на самом деле, потому что отсутствует четкость в понятии «беспризорность» и в методике подсчета». По официальной статистике, 16 тыс. детей школьного возраста вообще не посещают школу, 50 тыс. ежегодно убегают из дому. Несовершеннолетние составляют большинство потребителей наркотиков. А школы предпочитают от «проблемных» учеников попросту избавляться. Закон «Об образовании» дает им такое право, если школьнику исполнилось 14 лет и он является злостным нарушителем школьного устава. Комиссия по делам несовершеннолетних снизить подростковую преступность не в силах, – по статистике, практически все поставленные на учет подростки продолжают совершать правонарушения.

Сейчас Госдума готовит поправки сразу нескольких законов. Их принятие намечено на весну следующего года. Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» дополнят пунктом о праве милиционеров задерживать и доставлять в центры временного содержания всех несовершеннолетних, которые появятся на улице ночью без сопровождения взрослых. Сейчас милиция может задерживать подростка только за совершение правонарушения. В законе «Об образовании» изменят порядок исключения из школы. Для этого кроме желания школы будет требоваться согласие родительского комитета и комиссии по делам несовершеннолетних. Директоров школ, равно как и руководителей домов культуры и спорткомплексов будут штрафовать за распитие алкоголя и употребление наркотиков несовершеннолетними на подведомственной территории. А родителей, не исполняющих обязанности по воспитанию детей, будут сажать в тюрьму. Правда, на какой срок, пока не определено. По действующему законодательству, таких родителей только штрафуют на 100–500 рублей. За минувший год этому наказанию были подвергнуты около 2 тыс. человек. А всего неблагополучными считаются в России 280 тыс. семей.

«Задержание несовершеннолетнего за прогулку в ночное время – это позорная полицейская мера», – убежден заведующий отделом ювенологии Центра новой социологии «Феникс» Александр Тарасов. По его мнению, это означает ограничение прав несовершеннолетних, фактическую отмену для них презумпции невиновности. Не решит проблему и заключение в тюрьму родителей, которые не занимаются воспитанием своих детей. Г-н Тарасов убежден: «Их нужно лишать родительских прав, детей передавать на воспитание в патронажные семьи, а родители пусть платят алименты. А если родители попадут в тюрьму, а их дети – на улицу, мы лишь создадим дополнительный отряд уголовников». Не более чем «показной инициативой» является, по словам Александра Тарасова, также штраф с директоров школ за то, что ученики употребляют наркотики на территории школы: «Если в школах продают и употребляют наркотики, значит, администрация имеет в этом свою долю. И никакие штрафы ее не покроют».

«Трибуна»

Страну захлестнула эпидемия фальшивых документов. Каждый десятый диплом в стране – фиктивный, сообщает газета «Трибуна» от 13 октября. Купить фальшивый диплом в Москве не проблема. В переходах метро, на рынках и вокзалах часто можно встретить предприимчивых молодых людей с картонными табличками, на которых написано «Дипломы, аттестаты». Обратившись к этим ребятам, можно за несколько сотен долларов получить свидетельство об окончании альма-матер. А с недавних пор торговцы фальшивками облюбовали и просторы Интернета. Существуют сотни сайтов, на которых можно заказать практически любой документ – от школьного аттестата до удостоверения доктора наук. «За деньги мы можем напечатать любую бумагу, — говорят по телефону, указанному на одной из таких веб-страниц. – Диплом регионального вуза стоит 300-400 долларов, а «корочка» ведущего московского университета обойдется на 200 долларов дороже. От оригинала не отличите, мы печатаем на гербовой бумаге с тиснением. Через три дня уже можете приходить за заказом. Если не понравится — переделаем».

Единственный недостаток фальшивого диплома – отсутствие данных о нем в базе Министерства образования. Иными словами, установить, что документ является подделкой, нетрудно. Правда, дотошные работодатели, которые досконально проверяют подлинность сертификатов своих сотрудников, встречаются нечасто. Впрочем, в подпольной типографии можно заказать и дипломы, «проведенные» по всем официальным источникам. Но стоить это будет значительно дороже – 20-30 тысяч долларов. Мошенники выдают не только документы об образовании. Они могут «оформить» удостоверение о повышении квалификации, «наградить» заказчика государственной премией и даже сделать его «Героем России»…

Как рассказал «Трибуне» сотрудник УБЭП Москвы Виталий Денисов, размах подпольного бизнеса огромен: «До недавнего времени изучением ситуации на рынке поддельных документов мы почти не занимались. Так, в период с 2001 по 2002 год в Москве были задержаны всего 14 человек, которые поставили на поток реализацию фальшивок. Но вот в рамках операции «Образование-2003», которую мы проводили совместно с Министерством образования РФ, выяснились истинные масштабы этого бизнеса. И они нас просто ужаснули – только в одной Москве ликвидировано 11 сетей, распространявших поддельные «корочки». Изъято около 3 тысяч фиктивных документов, в основном дипломов различных вузов. Причем качество подделок удивило даже экспертов-криминалистов. Так, в одной из партий найдены сертификаты МАИ, которые были заверены печатью института, полностью повторяющей оригинал вплоть до микроскопических трещинок и потертостей».

Примерно половина изъятых подделок – дипломы медицинских вузов, второе место по распространенности делят свидетельства об окончании экономических и юридических институтов. Встречались и настоящие бланки, списанные из учебных заведений и впоследствии похищенные. Очень много было дипломов региональных институтов, в частности Казанского государственного университета. Оборот «липового» бизнеса составляет до 25 миллионов долларов в год, и это только в Москве. Цифра огромная, но она не удивляет, если принять во внимание то, что подделывать дипломы куда выгоднее, чем, скажем, штамповать фальшивые дензнаки. Государство не устанавливает для свидетельств об образовании никаких особых признаков подлинности, так что при нынешнем уровне техники типографский процесс их изготовления предельно прост, да и себестоимость невысока. А вот, например, у американских долларов — около десятка различных степеней защиты… Сотрудники милиции говорят, что основная проблема при привлечении мошенников к ответственности – доказать что они действительно печатали фальшивые дипломы на продажу. По статье 327 УК РФ уголовная ответственность наступает только в том случае, если правоохранительным органам удается установить, что изготовили бланк диплома для дальнейшего использования или сбыта. А удается это не всегда – примерно в половине случаев мошенников отпускают домой, даже не взяв подписку о невыезде. К тому же максимум, что предусматривает Уголовный кодекс за торговлю подделками, – 4 года лишения свободы. Обычно приговоры менее суровы – штраф в размере 100 минимальных окладов. Понятно, что эта сумма для жуликов, ворочающих миллионами, несущественна. Получается, действуют они в условиях полной безнаказанности.

Эпидемия «липы» — настоящее национальное бедствие. Сегодня каждый десятый диплом о высшем образовании в стране – поддельный. Единственный выход в данной ситуации – ужесточить законодательство в отношении изготовителей фальшивок, ввести систему обязательной проверки дипломов и аттестатов при приеме на работу. Ведь даже ассенизатор, устроившийся по фиктивной «корочке», может нанести немало вреда, что уж говорить о врачах или строителях… А таких прецедентов тысячи. Удивительно, но даже некоторые политики покупают свидетельства об образовании на черном рынке. Так, во Владивостоке на фальшивом дипломе, приобретенном по случаю в Москве, попался один из бывших вице-мэров. А около года назад досрочно были прекращены полномочия представителя Законодательного собрания Ленинградской области в Совете Федерации Дамира Шадаева. Диплом сенатора также оказался фальшивым.

«Вечерний Новосибирск»

Практически в каждой школе, детском саду, вузе есть педагог, а зачастую не один, который чрезмерно придирчив и агрессивен по отношению к детям. В 90 процентах случаев причина — «синдром эмоционального выгорания». Рассказывает газета «Вечерний Новосибирск» от 14 октября.

В мировой психологии термин «burnout» (эмоциональное выгорание) был введен в 1974 году американским психиатром Фрейденбергом. В США, Японии, Швеции, Дании, других странах с высоким уровнем технологий и ускоренным темпом жизни «синдром эмоционального выгорания» стал просто эпидемией. Она грозит превратиться в пандемию, потому что риск «эмоционального выгорания» тем больше, чем выше у человека темп жизни, чем больше информации ему приходится усваивать, чем с большим количеством людей общаться. В России первые исследования на тему эмоционального утомления у учителей, врачей, медсестер были предприняты еще в 20-х годах прошлого века. Но потом эта тема долгое время была под запретом. Отечественные психологи начали открыто изучать и обсуждать «синдром эмоционального выгорания» лет 10 назад.

«Мы редко встречаем эмоционально не выгоревших учителей», — говорят специалисты Новосибирского центра образования и здоровья «Магистр». Специалисты «Магистра» уделяют основное внимание изучению синдрома эмоционального выгорания у учителей. Хотя... «Синдрому «эмоционального выгорания» подвержены не только учителя, но и люди, чьи профессии связаны с проявлением эмпатии, то есть сочувствия другим людям, — рассказывает психолог высшей категории, заместитель директора образовательного центра «Магистр» Надежда Артемова. — В современном мире больше, чем кто-либо, эмоциональному выгоранию подвержены сотрудники социальных служб и служб спасения. В группе риска также врачи, менеджеры, чья работа заключается в постоянном общении с клиентами, журналисты, которым тоже приходится много общаться с разными людьми».

«Эмоциональное выгорание» педагогов наиболее опасно для общества. Люди, страдающие от «эмоционального выгорания», не в состоянии устанавливать нормальный контакт с людьми. Они относятся к ним, как к вещам. Синдром выгорания резко сказывается не только на поведении учителя, но и на стиле обучения. Страдающий этим синдромом учитель, как правило, холоден, нетактичен, авторитарен в отношениях с детьми, позволяет себе игнорировать их права, срывать на них свою злость. Эта модель отношений может впоследствии повлиять на склонность детей к такого же рода эмоциональному сгоранию. «Если в раннем школьном возрасте ребенку не дать почувствовать себя личностью и не научить любить учиться, то есть опасность, что личностью он не почувствует себя никогда», — комментирует Надежда Артемова.

Чаще всего синдром эмоционального выгорания развивается к 40 годам — пику биологического состояния здоровья, когда возникает риск серьезного заболевания или несчастного случая. Однако, что касается профессии педагога, в значительной степени риску «эмоционального выгорания» подвержены и молодые специалисты. «У них высока степень эмоциональной распахнутости, они находятся во власти юношеского максимализма, — объясняет руководитель лаборатории «Психология здоровья» центра «Магистр» Елена Кушнеренко. — Чаще всего «сгорание» происходит у тех, кто работает страстно, с особым интересом и испытывает разочарование, если не удается добиться желаемого результата». «Сгорающие» люди — это люди сочувствующие, гуманные, идеалисты. Согласно наблюдениям психолога Кристины Маслач, автора книги «Сгорание — плата за сочувствие», женщины в большей степени подвержены сгоранию, чем мужчины, интроверты — больше, чем экстраверты. Одинокие люди — отдельная категория. У них риск эмоционального сгорания выше в разы по сравнению с теми, кто имеет полноценную личную жизнь.

Синдром эмоционального выгорания развивается постепенно. Условно можно говорить о трех стадиях. Сначала приглушение эмоций, утрата остроты чувств. Вроде бы все нормально, но скучно и пусто на душе. Потом приходят негативные чувства к людям, с которыми приходится работать. Если на первых порах неприязнь к ученикам, больным, клиентам еще можно сдержать, то затем скрывать свое раздражение удается с трудом и периодически случаются выплески озлобленности. Заключительная стадия — психосоматические нарушения. Само присутствие другого человека вызывает реальное чувство тошноты — вплоть до рвоты, головную боль. Начинается апатия, бессонница, депрессивные состояния, отвращение к пище у одних и переедание у других. Третьи стремятся снять напряжение алкоголем. Многие бизнесмены, работающие с людьми, расслабляются в казино. Внешне состояние эмоционального выгорания выражается в предельной сдержанности и замкнутости — этакий человек в футляре, жаждущий полного покоя. У этих людей наблюдается высокий уровень тревожности.

На Западе абитуриенты вузов, где готовят социальных работников, педагогов, врачей, психологов и прочих специалистов, входящих в группу психологического риска, проходят тесты на определение склонности к эмоциональному сгоранию. В социальные работники или спасатели, к примеру, берут тех, у кого порог эмоциональной чувствительности достаточно высок. У нас количество сторонников раннего профотбора по этим показателям невелико. Поэтому в «Магистре» работают над профилактикой «синдрома эмоционального выгорания» у уже состоявшихся специалистов.

Назад