Новосибирская открытая образовательная сеть




Сейчас

 

Все новости

Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Август 2015 Июль 2015 Июнь 2015 Май 2015 Апрель 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015

 

Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Август 2014 Июль 2014 Июнь 2014 Май 2014 Февраль 2014 Январь 2014

 

Декабрь 2013 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Январь 2013

 

Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Март 2012 Февраль 2012 Январь 2012

 

Декабрь 2011 Ноябрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 Июнь 2011 Май 2011 Апрель 2011 Март 2011 Февраль 2011 Январь 2011

 

Декабрь 2010 Ноябрь 2010 Октябрь 2010 Сентябрь 2010 Август 2010 Июль 2010 Июнь 2010 Май 2010 Апрель 2010 Март 2010 Февраль 2010 Январь 2010

 

Декабрь 2009 Ноябрь 2009 Октябрь 2009 Сентябрь 2009 Август 2009 Июль 2009 Июнь 2009 Май 2009 Апрель 2009 Март 2009 Февраль 2009 Январь 2009

 

Декабрь 2008 Ноябрь 2008 Октябрь 2008 Сентябрь 2008 Август 2008 Июль 2008 Июнь 2008 Май 2008 Апрель 2008 Март 2008 Февраль 2008 Январь 2008

 

Декабрь 2007 Ноябрь 2007 Октябрь 2007 Сентябрь 2007 Август 2007 Июль 2007 Июнь 2007 Май 2007 Апрель 2007 Март 2007 Февраль 2007 Январь 2007

 

Декабрь 2006 Ноябрь 2006 Октябрь 2006 Сентябрь 2006 Август 2006 Июль 2006 Июнь 2006 Май 2006 Апрель 2006 Март 2006 Февраль 2006 Январь 2006

 

Декабрь 2005 Ноябрь 2005 Октябрь 2005 Сентябрь 2005 Август 2005 Июль 2005 Июнь 2005 Май 2005 Апрель 2005 Март 2005 Февраль 2005 Январь 2005

 

Декабрь 2004 Ноябрь 2004 Октябрь 2004 Сентябрь 2004 Август 2004 Июль 2004 Июнь 2004 Май 2004 Апрель 2004 Март 2004 Февраль 2004 Январь 2004

 

Декабрь 2003 Ноябрь 2003 Октябрь 2003 Сентябрь 2003 Август 2003 Июль 2003 Июнь 2003 Май 2003 Апрель 2003 Март 2003 Февраль 2003 Январь 2003
19.10.2004

Задачи – новые. Учебники – прежние…

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ». 10 КЛАСС (32 ЧАСА)
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ». 11 КЛАСС (31 ЧАС)
ОРИЕНТИРОВОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ». 10 КЛАСС (32 ЧАСА)
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК. ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ». 10 КЛАСС (94 ЧАСА)
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК. ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ». 11 КЛАСС (95 ЧАСОВ)
ОРИЕНТИРОВОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК. ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ». 10 КЛАСС (94 ЧАСА)

В связи с проведением эксперимента по профильному обучению в 10-11 классах, новости Новосибирской открытой образовательной сети при поддержке издательства «Просвещение» начинают знакомить педагогов с методическими рекомендациями по использованию действующих учебников в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования. Отметим, что материалы, на основе которых НООС предлагает серию публикаций, рассмотрены на Федеральном экспертном совете и рекомендованы Министерством. Сегодня речь пойдёт об учебнике авторов А. Власенкова и Л. Рыбченковой «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы».

Итак, с сентября 2004 года планируется проведение эксперимента по профильному обучению в 10-11 классах общеобразовательных учреждений. В соответствии с новым Базисным учебным планом русский язык в старшей школе становится обязательным предметом, на его изучение на базовом уровне отводится 1 час в неделю, на изучение русского языка на профильном уровне – 3 часа в неделю.

Предлагаемые методические рекомендации показывают, как можно использовать учебный комплект по русскому языку А. И. Власенкова и Л. М. Рыбченковой при организации профильного обучения (на базовом и профильном уровне), реализуя федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования по русскому языку.

Учебник «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 кл.» использовался при организации профильного обучения (на базовом и профильном уровнях) в рамках эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования в 2001-2002 гг. В учебный предмет входят: программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень); учебник «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 кл.» (9-е изд., М.; Просвещение, 2003); методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 кл.» (5-е изд., М.; Просвещение, 2002); дидактические материалы к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 кл.» (М.; Просвещение, 2003). Материал учебного комплекта в целом соответствует целям обучения русскому языку, определенным в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования по русскому языку. Дополнительный материал (тот, которого нет в комплекте), касается тем, связанных с речевым общением, языковыми нормами, введением в науку о языке. В ориентировочном планировании (базовый уровень, 10 класс) указаны источники, которыми можно воспользоваться, чтобы компенсировать недостающий в учебнике материал. Список литературы, дополняющей сведения учебника, дан также в программе для 10 класса (профильный уровень).

При распределении часов на изучение русского языка на базовом и профильном уровне учитывалось, что 10 процентов учебного времени должно отводиться на реализацию национально-регионального компонента в содержании образования. Методические рекомендации включают в себя:

а) программу по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень); б) ориентировочное планирование уроков русского языка в 10 классах общеобразовательных учреждений (базовый уровень). В планировании к каждому уроку указано, какой материал учебника можно исключить при изучении русского языка на базовом уровне, (этот материал дан в п. 2 планирования), каким материалом следует дополнить учебник при изучении русского языка на базовом уровне (этот материал дан в п. 3 планирования); в) программу по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (профильный уровень); г) ориентировочное планирование уроков русского языка в 10 классах общеобразовательных учреждений (профильный уровень). В планировании к каждому уроку указан материал, которым следует дополнить учебник при изучении русского языка на профильном уровне (10 кл.).

Предложенное планирование является ориентировочным, упражнения даны в ряде случаев с избытком, выбор осуществляет учитель. В списке дополнительной литературы (планирование и программа) названы книги, рекомендуемые по той или иной теме (разделу). Вполне возможно воспользоваться одной из названных.

В программе по русскому языку для профильного уровня не назван материал, который следует исключить при изучении русского языка в 10 классе: он перечислен в программе для 11 класса.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ».
10 КЛАСС (32 ЧАСА):

Общие сведения о языке (2 часа)
Русский язык в Российской Федерации.
Русский язык сегодня. Проблемы «экологии языка».

Взаимосвязь языка и культуры. Русский язык в кругу языков народов России. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов.
Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разнорвидности, жаргон, арго).

Культура речи, понятие о системе языка (11 часов)
Культура речи. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический.
Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского литературного языка.
Понятие о системе языка, его уровнях и единицах, взаимосвязях и отношениях единиц языка разных уровней. Совершенствование умений опознавать, анализировать и классифицировать факты языка разных уровней. Разборы языковых единиц разных уровней.

Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы. Роль орфоэпии в устном общении.

Лексические нормы. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением — важное условие речевого общения. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта; историзмы: фольклорная лексика и фразеология; русские имена. Русские пословицы и поговорки.

Лексика, заимствованная русским языком из других языков, особенности ее освоения.
Синонимы и речевая культура. Выбор из синонимического ряда нужного слова с учетом его значения и стилистических свойств.
Нарушения лексических норм, характерные для современной речи.

Грамматические нормы. Нормативное употребление форм слова.
Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний.

Орфографические нормы. Разделы русской орфографии и основные принципы написания.
Правильное построение предложений. Нормативное согласование сказуемого с подлежащим. Правильное построение предложений с обособленными членами, придаточными частями.
Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые возможности.

Пунктуационные нормы. Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации. Типичные речевые нарушения грамматических норм.
Нормативные словари современного русского языка и справочники: орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографический словарь и справочники по русскому правописанию. Использование нормативных словарей русского языка.
Соблюдение норм литературного языка в речевой практике.

Культура речи. Речевое общение (16 часов)
Язык и речь. Речь устная и письменная. Текст и его место в системе языка и речи.
Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Речевая ситуация и ее компоненты. Невербальные средства общения. (3 часа).

Культура речи. Функциональные разновидности языка (1 час)
Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка. Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи.

Культура разговорной речи (2 часа)
Разговорная речь, сферы ее использования, назначение. Основные признаки разговорной речи: неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, автоматизм, обыденность содержания, преимущественно диалогическая форма. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи. Невербальные средства общения. Говорение. Культура разговорной речи. Совершенствование умений вести беседу, разговор, спор; рассказать об увиденном, услышанном, прочитанном в ситуациях повседневного обиходно-бытового общения.

Культура научной (учебно-научной) речи (10 часов)
Научный стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки научного стиля: логичность, точность, отвлеченность и обобщенность, объективность изложения. Лексические. морфологические. синтаксические особенности научного стиля. Интернациональная терминология как результат взаимодействия национальных культур.
Разновидности научного стиля: учебно-научный, научно-популярный. Их особенности. Основные жанры научного (учебно-научного) стиля. Структура текстов разных жанров. Лингвистический анализ текстов научного (учебно-научного) стиля.

Слушание (аудирование) научных и учебно-научных текстов.
Совершенствование умений восприятия устной научной речи (монологической). Развитие умений написания конспектов лекции.
Чтение. Изучающее чтение научной, научно-популярной статьи. Просмотровое и ознакомительное чтение справочной литературы, энциклопедий, научно-популярной литературы.
Письмо. Написание доклада, реферата по учебно-научной проблеме, теме.
Редактирование. Использование синонимических замен как один из способов редактирования.
Информационная переработка научных и учебно-научных текстов. Написание аннотаций, рефератов, конспектов, тезисов.
Развитие языковой рефлексии по отношению к собственной речи в учебно-научной сфере общения, а также умений осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.
Совершенствование умений оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления и эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.
Применение орфографических и пунктуационных норм при создании и воспроизведении текстов научного стиля.

Повторение в конце года (З часа)

На протяжении всего курса русского языка в целом и в 10 классе в частности предусматривается работа над орфоэпическими, орфографическими и пунктуационными нормами. При изучении научного (учебно-научного) стиля необходимо внимание уделять и данным аспектам языковой нормы. Работа по орфоэпии, орфографии и пунктуации проводится попутно, с привлечением тренировочных тестов (как на бумажных, так и на электронных носителях).

Материал для сопутствующего повторения и обобщения
Орфоэпия. Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств. Нормы ударения в современном русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения. Типичные ошибки в произношении и ударении.

Орфография. Правописание морфем. Слитные, дефисные и раздельные написания. Употребление прописных и строчных букв. Правила переноса слов. Правила графического сокращения слов.

Пунктуация. Знаки препинания в конце предложений. Знаки препинания внутри простого предложения. Знаки препинания между частями сложного предложения. Знаки препинания при передаче чужой речи. Знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ».
11 КЛАСС (31 ЧАСА):

Общие сведения о языке (1 час)
Русский язык в современном мире. Взаимосвязь человека и культуры. Межкультурная коммуникация в современных условиях (особенности русского речевого этикета, информационно-регуляторных текстов в сравнении с родным языком учащегося или с изучаемым иностранным языком).

Культура речи. Функциональные разновидности языка (27 часов). Публицистический стиль (10 часов)
Публицистический стиль и сферы его использования, назначение. Основные признаки публицистического стиля: сочетание экспрессивности и стандарта, логичности и образности. эмоциональности. оценочности. Лексические, морфологические, синтаксические особенности публицистического стиля. Основные жанры публицистического стиля: заметка, репортаж, интервью, статья, корреспонденция, рецензия, очерк.

Лингвистический анализ текстов публицистического стиля. Оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения коммуникативных задач. Совершенствование умений слушания (аудирования) текстов массовой коммуникации. Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. Говорение. Совершенствование умений выступать публично в ситуациях социально-культурного, учебно-научного и официально-делового общения. Выбор языковых средств оформления публичного выступления с учетом его цели, особенностей адресата, ситуации и сферы общения. Учебно-речевая практика участия в диспутах и дискуссиях.

Чтение. Изучающее чтение текстов массовой коммуникации различных жанров. Просмотровое, ознакомительное, ознакомительно-реферативное чтение текстов массовой коммуникации определенной тематики, интересующей учащегося. Письмо. Письменное изложение прослушанного текста публицистического стиля. Написание тезисов выступления, доклада; написание рецензии.

Культура официально-деловой речи (4 часа)
Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки официально-делового стиля: точность, неличный характер, стандартизированность, стереотипность построения текстов и их предписывающий характер. Лексические, морфологические, синтаксические особенности делового стиля. Структура официально-деловых текстов разных жанров. Формы деловых документов. Лингвистический анализ текстов официально-делового стиля. Письмо. Написание заявления, доверенности, расписки, резюме, делового письма, объявления. Особенности составления делового письма, объявления на электронном носителе (электронная почта). Редактирование собственных текстов официально-делового характера.

Развитие языковой рефлексии по отношению к собственной речи в официально-деловой сфере общения, а также умений осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию. Совершенствование умений оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления и эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. Применение орфографических и пунктуационных норм при создании и воспроизведении текстов официально-делового стиля.

Язык художественной литературы (13 часов)
Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, а также языковых средств других функциональных разновидностей языка.

Язык как первоэлемент художественной литературы, один из основных элементов художественного произведения. Источники богатства и выразительности русской речи. Общее представление о тропах и стилистических фигурах, их использовании мастерами русского слова. Синонимия как источник средств художественной выразительности. Индивидуально-авторский стиль писателя. Повседневный, обиходный, «практический» язык и язык художественной литературы, поэтический язык. Роль мастеров художественного слова в становлении. развитии и совершенствовании языковых норм (В. Г. Белинский, Л. В. Щерба, В. В. Виноградов, Н. М. Шанский). Анализ текста художественного произведения – прозаического, стихотворного (произведения малой формы или отрывка из произведения крупной формы).
Повторение (3 часа).

Материал для сопутствующего повторения
Орфоэпия. Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств. Нормы ударения в современном русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения. Типичные ошибки в произношении и ударении.

Орфография. Правописание морфем. Слитные, дефисные и раздельные написания. Употребление прописных и строчных букв. Правила переноса слов. Правила графического сокращения слов.

Пунктуация. Знаки препинания в конце предложений. Знаки препинания внутри простого предложения. Знаки препинания между частями сложною предложения. Знаки препинания при передаче чужой речи. Знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.

ОРИЕНТИРОВОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ».
10 КЛАСС (32 ЧАСА):

Общие сведения о языке (2 часа)
Уроки 1, 2:

Русский язык в Российской Федерации. Русский язык сегодня. Проблемы «экологии языка». Взаимосвязь языка и культуры. Русский язык в кругу языков народов России. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго).

  1. ¹ Упр. 267 У, дополнить заданием: Прочитайте текст. Составьте план и тезисы по теме «Русский язык в Российской Федерации»; с. 196 У (первые три абзаца); с. 43 У, 71 У; с. 45. 74 У; упр. 179 Д, 182 Д и доп. задания 1,2,3,6; С. 36-37У. упр. 58 У., 70 У, упр. 187 Д; с. 135-136 У задания 1, 3, 5, 6 (Подготовьте сообщение о взаимосвязи языка с обществом, культурой и историей народа); упр. 270 У осн. задания. ; доп. задания 2, 3: упр. 271 У, с. 138-139 У, доп. задания 1, 2.
    Задание 1 дополнить: Определите главную мысль текста. ; упр. 272 У.
  2. ² Доп. задание 1 к упр. 267 У; упр. 72 У, 73 У, 75 У, 76 У; упр. 182 Д. доп. задания 4, 5; упр. 59 У, 64 У; с. 136 У, задания 2, 4. 6 (Что общего и различного в содержании текстов И. И. Срезневского и К. Д. Ушинского?); упр. 270 У. доп. задание 1; c. 139 У, доп. задания 3, 4, 5.
  3. ³ Скворцов Л. И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи. – М. 1996 .

Культура речи. Понятие о системе языка (11 часов)
Урок 3:

Культура речи. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского литературного языка.

  1. Упр. 274 У. упр. 190 Д; упр. 273 У, 275 У, упр. 180 Д.
  2. Русский язык: Энциклопедия/ гл. ред. Караулов Ю. Н. – М. 1998, с. 270-272. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. – М. 2001, с. 13-14. Головин Б. Н. Основы культуры речи. – М. 1988. Дроздова О. Е. Уроки языкознания для школьников. – М. 2001. с. 281-285.



¹ Материал учебника (У), Дидактических материалов (Д), Методических рекомендаций (М), рекомендуемый для изучения на базовом уровне.
² Материал учебника, который следует исключить при изучении русского языка на базовом уровне
³ Материал, дополняющий содержание темы с указанием на источники.

Урок 4:
Понятие о системе языка, его уровнях и единицах, взаимосвязях и отношениях единиц языка разных уровней. Совершенствование умений опознавать, анализировать и классифицировать факты языка разных уровней.
Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы. Роль орфоэпии в устном общении.

  1. Упр. 9 У, доп. задания 1, 2; упр. 10 У, 186 У; 11 У (теория), упр. 8 У (выборочно), 14 У (теория), упр. 15 У, 17 У.
  2. Упр. 11 У – 14 У, 16 У, 18 У – 21 У.
  3. Энциклопедия для детей. – Том 10: Языкознание. Русский язык. – М., 1998. С. 23-31.
  4. Русский язык: Энциклопедия. /гл. ред. Ю. Н. Караулов. – М., 1998. С. 477-478.

Уроки 5, 6:
Лексические нормы. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта; историзмы; фольклорная лексика и фразеология; русские имена.
Русские пословицы и поговорки. Лексика, заимствованная русским языком из других языков, особенности ее освоения. Синонимы и речевая культура. Выбор из синонимического ряда нужного слова с учетом его значения и стилистических свойств. Нарушения лексических норм, характерные для современной речи.

  1. С. 20 У (вопросы 1, 2. 4. 6. 7. 9. 14, 16. 17): упр. 29 У; стр. 22 У (теория); упр. 31 У, 33 У., 2З У – 24 У (теория); упр. 37 У, 38 У; 27 У (теория); упр. 44 У (выборочно); упр. 49 У, 50 У; 30 У (теория); упр. 51 У; 32 У (теория); ynp. 54 У, 55 У; 40 У; упр. 66 У; упр. 277 У, 278 У, 95 У.
  2. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. – М., 2001. – С. 265-277.
  3. Дроздова О. Е. Уроки языкознания для школьников. – М., 2001. – С. 286-290.
  4. 20 У (вопросы 3,5,8,10-13,15, 18); упр. 30, 32, 34, 35, 36, 39-43, 45,46, 48, 52, 53, 56-65, 67-76 (все из учебника). Штрекер Н. Ю. Русский язык и культура речи. – М., 2003. С. 239-244.

Уроки 7, 8, 9:
Грамматические нормы. Нормативное употребление форм слова. Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний. Орфографические нормы. Разделы русской орфографии и основные принципы написания.

  1. Упр. 144 У, 145 У, 149 У, 151 У, 152 У, 158 У, 162 У, 163 У, 178 У, 188 У, 94 У; упр. 209 У, 215 У, 216 У, 218 У; упр. 38 Д, 46 Д; 48-49, задания 1-6 М (по выбору); 7 У (теория); упр. 1 У; упр. 6 У (доп. задания 1, 2), упр. 7 У (основное задание, дополнительные задания 1, 2), упр. 20 У, упр. 25 У (осн. задание, доп. задания 2, 3), 26 У, 28 У, (осн. задание, доп. задание 3).
  2. Упр. 2 У, 6 У (осн. задание, доп. задания 3, 4), упр. 7 У (доп. задания 2-4), упр. 20 У (доп. задание 3), упр. 25 У (доп. задания 1, 4, 5), упр. 28 (доп. задания 1, 2, 4-6), упр. 2 У, 5 У, 8 У, 24 У, 27 У.

Уроки 10, 11:
Правильное построение предложений. Нормативное согласование сказуемого с подлежащим. Правильное построение предложений с обособленными членами, придаточными частями. Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые возможности. Пунктуационные нормы. Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации.

  1. С. 107 У, упр. 241 У, 239 У, 244 У, 250 У; упр. 67 Д, 69 Д, 70 Д, 73 Д, 75 Д, 89 (осн. задание), 98 Д.
  2. Упр. 89 Д (доп. задание).
  3. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи, – М; 2001. – С. 300-330.
  4. Солганик Г. Я., Дроняева Т. С. Стилистика современного русского языка и культура речи. – М., 2002. – С. 194-229.
  5. Горбачевич К. С. Нормы современного русского литературного языка, – М; 1981.

Уроки 12, 13:
Типичные нарушения орфоэпических, лексических и грамматических норм, характерные для современной речи. Нормативные словари современного русского языка и справочники: орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографический словарь и справочники по русскому правописанию. Использование нормативных словарей русского языка.

  1. Упр. 45 У (доп. задание), 78 У, упр. 202 Д, 203 Д , упр. 265 У, 276 У, 212 У (теория), упр. 354 У – 356 У.
  2. Упр. 276 У, доп. задание.
  3. Нормативные словари, справочники, материалы СМИ.

Культура речи. Речевое общение (16 часов)

Уроки 14, 15, 16:
Язык и речь. Речь устная и письменная. Текст и его место в системе языка и речи. Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Речевая ситуация и ее компоненты. Невербальные средства общения.

  1. Упр. 189 Д, 144-145 У (теория), упр. 281 У, 146 У (теория), упр. 285 У, 287 У.
  2. Упр. 282 У – 284 У, 286 У, 288 У, 289 У.
  3. Дроздова О. Е. Уроки языкознания для школьников. – М; 2001. – С. 279-281.
  4. Штрекер Н. Ю. Русский язык. Культура речи. – М; 2003. – С. 25-27, 29, 32-33.
  5. Введенская Л. А. Культура речи. – М; 2003. – С. 24-40.
  6. Введенская Л. А., Пономарева А. М. Русский язык: культура речи, текст, функциональные стили, редактирование. – М; 2003. – С. 29-34, 50-52.
  7. Казарцева О. М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. – М; 2003. – С. 19-30, 122-129.
  8. Энциклопедия для детей: Т. 10: Языкознание. Русский язык. – М; 1998. – С. 30-31.

Культура речи. Функциональные разновидности языка
Урок 17:

Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка. Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи.

  1. С. 196-197 У, 192 Д, упр. 275 У, изменить задание: снять последние два вопроса; упр. 337 У – 340 У.
  2. Упр. 275 У, снять дополнительные задания.
  3. Культура русской речи/ под ред. Л. К. Граудиной, Е. Н. Ширяева. – М, 2000. – С. 18-19.
  4. Горшков А. И. Русская стилистика. – М; 2001. – С. 267-2 72.
  5. Горшков А. И. Русская словесность. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М; 2000. – С. 120-138.

Уроки18, 19:
Культура разговорной речи. Разговорная речь, сферы ее использования, назначение. Основные признаки разговорной речи: неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, автоматизм, обыденность содержания, преимущественно диалогическая форма. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи. Совершенствование умений вести беседу, разговор, спор, рассказать об увиденном, услышанном, прочитанном в ситуациях повседневного обиходно-бытового общения.

  1. С. 300-302, 304, 305 У (теория); упр. 477 У- 479 У, 483 У – 486 У, 489 У – 490 У.
  2. Упр. 480 У – 482 У, 487 У, 488 У, 491 У, 495 У.
  3. Сиротинина О. Б. Что и зачем нужно знать учителю о русской разговорной речи. – М; 1996.

Урок 20:
Культура научной (учебно-научной) речи. Научный стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки научного стиля: логичность, точность, отвлеченность и обобщенность, объективность изложения. Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля. Интернациональная терминология как результат взаимодействия национальных культур.

  1. С. 202-204, 207, 210-216, 222-225 У, упр. 342 У, 344 У,. 345 У, 349 У, 350 У, 352 У, 353 У , 359 У, 361 У, 384 У.
  2. Упр. 342 (доп. задания 4, 5), 351, 357, 358, 360, 362, 363-366, 368, 369, 371, 372, 374-376, 378, 380, 381, 383 (все из учебника).

Уроки 21, 22:
Разновидности научного стиля: учебно-научный, научно-популярный. Их особенности. Основные жанры научного (учебно-научного) стиля. Структура текстов разных жанров. Лингвистический анализ текстов научного (учебно-научного) стиля.

  1. Упр. 207 У, 346 У, 347 У, 370 У, 373 У, 377 У, 379 У, 382 У, 202 У, 341 У.
  2. Упр. 348 У.

Урок 23:
Совершенствование умений восприятия устной научной речи (монологической). Развитие умений написания конспектов лекции.

  1. Упр. 322 У, 183-185 У (теория), упр. 123 Д, изменить задание: Прослушать лекцию, составить ее конспект.
  2. Упр. 123 Д (осн. и доп. задания).
  3. Гойхман О. Я., Надеина Т. М. Речевая коммуникация. – М., 2001. – С. 84-90.

Урок 24, 25, 26:
Изучающее чтение научной, научно-популярной статьи. Просмотровое и ознакомительное чтение справочной литературы, энциклопедий, научно-популярной литературы.

  1. Упр. 303 У, изменить задание: Просмотрите первый текст. Выделите в нем главную и второстепенную информацию. Ознакомьтесь со вторым текстом. Какие проблемы затрагиваются в нем? Прочитайте третий текст. В какой части текста заключена главная мысль? Скажите, какая коммуникативная задача стояла перед автором каждого текста?;
  2. Упр. 318 У.
  3. Научная и научно-популярная литература по профилю обучения.
  4. Гойхман О. Я., Надеина Т. М. Речевая коммуникация. – М., 2001. – С. 48-49.

Уроки 27, 28, 29:
Подготовка доклада по учебно-научной проблеме, теме. Редактирование. Использование синонимических замен как один из способов редактирования. Информационная переработка научных и учебно-научных текстов. Написание аннотаций, рефератов, конспектов, тезисов.

  1. С. 276-277 У (теория), упр. 449 У., 176-177 У (теория), упр. 317 У; 183, 185, 186 У (теория), упр. 319 У, 323 У; 186 У, упр. 324 У – 328 У (выборочно).
  2. С. 179, упр. 318 У, 320 У, 321У.
  3. Борикова Л. В., Виноградова Н. А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу. – М., 2000.
  4. Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. Русский язык и культура речи. – М., 2003. – С. 537.

На проведение контрольных работ отводится 3 учебных часа. На протяжении всего курса русского языка в целом, и в 10 классе в частности, предусматривается работа над орфоэпическими, орфографическими и пунктуационными нормами. При изучении научного (учебно-научного) и официально-делового стилей необходимо внимание уделять и данным аспектам языковой нормы. Работа по орфоэпии, орфографии и пунктуации проводится попутно, с привлечением тренировочных тестов (как на бумажных, так и на электронных носителях).

Материал для сопутствующего повторения и обобщения:
Орфоэпия.
Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств. Нормы ударения в современном русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения. Типичные ошибки в произношении и ударении.

Орфография. Правописание морфем. Слитные, дефисные и раздельные написания. Употребление прописных и строчных букв. Правила переноса слов. Правила графического сокращения слов.

Пунктуация. Знаки препинания в конце предложений. Знаки препинания внутри простого предложения. Знаки препинания между частями сложного предложения. Знаки препинания при передаче чужой речи. Знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК. ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ».
10 КЛАСС (94 ЧАСА):

Введение в науку о языке (12 часов)
Русский язык как одна из основных национально-культурных ценностей русского народа. Взаимосвязь языка и культуры. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Отражение в современном русском языке культуры других народов. Русский язык в Российской Федерации. Русский язык в современном мире.

Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Понятие о старославянском языке. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Старославянизмы в современном русском языке и их признаки. Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита. Реформы в истории русского письма. Формы существования русского национального языка. Понятие о современном русском литературном языке и его диалектах. Диалекты как историческая база литературных языков.

Языковая норма, ее основные признаки и функции. Кодификация нормы; фиксация нормы в грамматиках, словарях, справочниках. Норма обязательная и допускающая выбор, вариантная; общеязыковая (с вариантами или без них) и ситуативная (стилистическая), Варианты норм. Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского литературного языка. Проблемы экологии русского языка на современном этапе его развития. Современные нормативные словари, справочники, пособия.

Языковая система (56 часов)
Взаимосвязь единиц языка разных уровней.

Фонетика (фонология) (9 часов)
Классификация фонетических единиц русского языка. Звук речи и фонема. Позиционные чередования фонем. Ударение в русском языке. Интонационные особенности русской речи. Основные элементы интонации, Смыслоразличительная функция интонации. Основные требования к интонационно правильной и выразительной речи.

Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы
Роль орфоэпии в устном общении.

Лексика и фразеология (14 часов)
Слово – основная единица языка. Системные отношения в лексике русского языки. Многозначность, омонимия, синонимии, антонимия, паронимия. Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения, активного и пассивного запаса, сферы употребления, стилистической дифференциации. Слова с национально-культурным компонентом значения. Фразеологические единицы русского языка: фразеологические сочетания, пословицы и поговорки, крылатые выражения. Основные признаки фразеологизмов. Источники фразеологизмов. Национальная специфика русской фразеологии.

Лексические нормы
Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением — важное условие речевого общения. Синонимы и речевая культура. Выбор из синонимического ряда нужного слова с учетом его значения и стилистических свойств. Нарушения лексических норм, характерные для современной речи.

Морфемика и словообразование (9 часов)
Морфемы корневые и аффиксальные, словоизменительные и словообразовательные. Варианты морфем. Система современного русского словообразования.

Морфология (9 часов)
Классификация частей речи в русском языке. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки знаменательных частей речи. Служебные части речи и их грамматические признаки. Грамматическая омонимия. Переходные явления в области частей речи. Сходство и различия русского и изучаемого иностранного языка (отдельные явления и факты).

Морфологические нормы
Нормативное употребление форм слова.

Орфография (15 часов). Орфографические нормы
Разделы русской орфографии и основные принципы написания: 1) правописание морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила графического сокращения слов.
Трудные случаи анализа языковых явлений и фактов, возможность их различной интерпретации. Исторический комментарий к различным языковым явлениям. Типичные ошибки, вызванные отклонением от литературной нормы.

Речевое общение. Культура речи (8 часов)
Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Вербальные и невербальные средства общения. Речевая ситуация и ее компоненты (говорящий и слушающий, их социальная и речевая роли, речевые намерения; условия и обстоятельства). Официальные и неофициальные ситуации общения. Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи.

Система функциональных разновидностей современного русского языка. Культура речи (18 часов)
Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка. Закономерности построения текста.

Культура разговорной речи (2 часа)
Разговорная речь, сферы ее использования, назначение. Основные признаки разговорной речи: неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, автоматизм, обыденность содержания, преимущественно диалогическая форма. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи. Невербальные средства общения. Культура разговорной речи. Совершенствование умений вести беседу, разговор, спор, рассказать об увиденном, услышанном, прочитанном в ситуациях повседневного обиходно-бытового общения.

Культура научной (учебно-научной) речи (8 часов)
Научный стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки научного стиля: логичность, точность, отвлеченность и обобщенность, объективность изложения. Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля. Интернациональная терминология как результат взаимодействия национальных культур. Разновидности научного стиля: учебно-научный, научно-популярный. Их особенности. Основные жанры научного (учебно-научного) стиля. Структура текстов разных жанров. Лингвистический анализ текстов научного (учебно-научного) стиля. Совершенствование умений восприятия устной научной речи (монологической). Развитие умений написания конспектов лекции.

Изучающее чтение научной, научно-популярной статьи. Просмотровое и ознакомительное чтение справочной литературы, энциклопедий, научно-популярной литературы. Написание доклада, реферата по учебно-научной проблеме, теме. Редактирование. Использование синонимических замен как один из способов редактирования. Информационная переработка научных и учебно-научных текстов. Написание аннотаций, рефератов, конспектов, тезисов.

Развитие языковой рефлексии по отношению к собственной речи в учебно-научной сфере общения, а также умений осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию. Совершенствование умений оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления и эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. Применение орфографических и пунктуационных норм при создании и воспроизведении текстов научного стиля.

Публицистический стиль (8 часов)
Публицистический стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки публицистического стиля: сочетание экспрессивности и стандарта, логичности и образности, эмоциональности, оценочности. Лексические, морфологические, синтаксические особенности публицистического стиля. Основные жанры публицистического стиля: заметка, репортаж, интервью, статья, корреспонденция, рецензия, очерк. Лингвистический анализ текстов публицистического стиля. Оценивание устных и письменных высказываний текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения коммуникативных задач. Совершенствование умений слушания (аудирования) текстов массовой коммуникации.

Культура публичной речи
Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. Совершенствование умений выступать публично в ситуациях социально-культурного, учебно-научного и официально-делового общения. Выбор языковых средств оформления публичного выступления с учетом его цели, особенностей адресата, ситуации и сферы общения. Учебно-речевая практика участия в диспутах и дискуссиях.

Изучающее чтение текстов массовой коммуникации различных жанров. Просмотровое, ознакомительное, ознакомительно-реферативное чтение текстов массовой коммуникации определенной тематики, интересующей учащегося. Письменное изложение прослушанного текста публицистического стиля. Написание тезисов выступления, доклада; написание рецензии.

На протяжении всего курса русского языка в целом и в 10 классе в частности предусматривается работа над орфоэпическими, орфографическими и пунктуационными нормами. При изучении разговорной речи, научного, (учебно-научного) и официально-делового стилей необходимо уделять внимание и данным аспектам языковой нормы. Работа по орфоэпии, орфографии и пунктуации проводится попутно, с привлечением тренировочных тестов (как на бумажных, так и на электронных носителях).

Материал для сопутствующего повторения и обобщения
Орфоэпия. Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств. Нормы ударения в современном русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения. Типичные ошибки в произношении и ударении.

Пунктуация. Знаки препинания в конце предложений. Знаки препинания внутри простого предложения. Знаки препинания между частями сложного предложения. Знаки препинания при передаче чужой речи. Знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое чтение текста. Сочетание знаков препинания. Авторское использование знаков препинания.

Список литературы, дополняющей содержание темы /раздела/

Введение в науку о языке:

  1. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. – М., 2000.
  2. Мечковская Н. Б. Социальная лингвистика. – М., 2000.
  3. Улуханов И. С. О языке Древней Руси. – М., 2002.
  4. Турбин Г. А., Шулежкова С. Г. Старославянский язык. – М., 2002.
  5. Горшков А. И. Старославянский язык. – М., 2002.
  6. Дроздова О. Е. Уроки языкозания для школьников. – М., 2001.
  7. Головин Б. Н. Основы культуры речи. – М., 1988.
  8. Горбачевич К. С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 1981.
  9. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. – М., 2001.
  10. Скворцов Л. И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи. – М., 1996.

Взаимосвязь единиц разных уровней языка:

  1. Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание). – М., 1984.
  2. Энциклопедия для детей. – Том 10: Языкознание. Русский язык. – М., 1998.

Сведения о фонеме, позиционных чередований фонем, вариантах морфем:

  1. Энциклопедия для детей. – Том 10: Языкознание. Русский язык. – М., 1998.
  2. Дроздова О. Е. Уроки языкознания для школьников. – М., 2001.
  3. Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание). – М., 1984.

Речевое общение. Культура речи:

  1. Казарцева О. М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. – М., 2003.
  2. Дроздова О. Е. Уроки языкознания для школьников. – М., 2001.
  3. Штрекер Н. Ю. Русский язык. Культура речи. – М., 2003.
  4. Введенская Л. А. Культура речи. – М., 2003.
  5. Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание). – М., 1984.
  6. Энциклопедия для детей. – Том 10: Языкознание. Русский язык. – М., 1998.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК.
ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ».
11 КЛАСС (95 ЧАСОВ):

Введение в науку о языке (7 часов)
Язык как общественное явление. Язык как особая система знаков; её место среди других знаковых систем. Языки естественные и искусственные. Основные функции языка: коммуникативная, когнитивная (познавательная), кумулятивная (культуроносная), эстетическая.
Русский язык в контексте русской культуры. Русистика как наука о русском языке, ее основные разделы. Этимология как раздел лингвистики. Общее представление о развитии русистики. Виднейшие ученые-лингвисты и их работы. Основные направления развития современной русистики. Основные этапы исторического развития русского языка и их связь с историей славянских народов (краткие сведения).

Языковая система (60 часов).
Понятие о системе и структуре языка (10 часов)

Уровневая организация языка. Основные единицы разных уровней языка. Системные отношения между языковыми единицами. Языковая норма и ее динамика. Основные тенденции развития нормы в современном русском языке. Активные процессы в области произношения и ударения, в лексике и грамматике. Мотивированные нарушения нормы и речевые ошибки. Типичные ошибки, вызванные отклонением от литературной нормы.

Синтаксис (25 часов)
Синтаксические единицы. Синтаксические связи и их типы. Средства выражения синтаксической связи. Вопрос о словосочетании. Типы подчинительной связи в словосочетании. Сильное и слабое управление. Синонимия словосочетаний. Предложение как единица синтаксиса. Интонационные и грамматические признаки предложения. Порядок слов в простом предложении, его коммуникативная и экспрессивно-стилистическая роль. Предикативная (грамматическая) основа предложения. Трудные случаи координации подлежащего и сказуемого. Трудные случаи квалификации второстепенных членов предложения. Типы простых и сложных предложений. Вопрос о классификации сложноподчиненных предложений. Прямая и косвенная речь. Несобственно-прямая речь. Синонимия синтаксических конструкций.
Синтаксис текста. Целостность и связность как конструктивные признаки текста. Средства их выражения. Сложное синтаксическое целое (сверхфразовое единство) как семантико-синтаксическая единица текста. Абзац как композиционно-стилистическая единица текста. Разновидности ССЦ: с цепной зависимостью компонентов, с параллельной связью, смешанного типа. Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний. Правильное построение предложений. Нормативное согласование сказуемого с подлежащим. Правильное построение предложений с обособленными членами, придаточными частями.

Пунктуация (25 часов). Пунктуационные нормы
Принципы современной русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них: 1) знаки препинания в конце предложений; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.
Сочетание знаков препинания. Авторское использование знаков препинания. Сходство и различия русского и изучаемого иностранного языка (отдельные явления и факты). Трудные случаи анализа языковых явлений и фактов, возможность их различной интерпретации.

Речевое общение. Культура речи (28 часов)
Правила успешного речевого общения. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление (1 час).

Система функциональных разновидностей современного русского языка.
Культура речи (27 часов).

Официально-деловой стиль (11 часов)
Сферы использования, назначение. Основные признаки официально-делового стиля: точность, неличный характер, стандартизированность, стереотипность построения текстов и их предписывающий характер. Лексические, морфологические, синтаксические особенности делового стиля. Структура официально-деловых текстов разных жанров. Формы деловых документов. Лингвистический анализ текстов официально-делового стиля.
Письмо. Написание заявления, доверенности, расписки, резюме, делового письма, объявления. Особенности составления делового письма, объявления на электронном носителе (электронная почта). Редактирование собственных текстов официально-делового характера. Развитие языковой рефлексии по отношению к собственной речи в официально-деловой сфере общения, а также умений осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию. Совершенствование умений оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления и эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. Применение орфографических и пунктуационных норм при создании и воспроизведении текстов официально- делового стиля.

Язык художественной литературы (16 часов)
Литературный язык и язык художественной литературы. Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, а также языковых средств других функциональных разновидностей языка. Язык как первоэлемент художественной литературы, один из основных элементов художественного произведения.

Источники богатства и выразительности русской речи. Основные виды тропов (перифраза, эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, гипербола, литота, аллегория, ирония) и стилистических фигур (инверсия, градация, антитеза, многосоюзие, бессоюзие, риторическое обращение, параллелизм), их использование мастерами русского слова, использование учащимися. Синонимия как источник средств художественной выразительности. Звучание слова в стихотворной речи: ассонанс, аллитерация, рифма, ритм, поэтическая интонация как изобразительные средства. Индивидуально-авторский стиль писателя. Повседневный, обиходный, «практический» язык и язык художественной литературы, поэтический язык.

Роль мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковых норм (В. Г. Белинский, Л. В. Щерба, В. В. Виноградов). Анализ текста художественного произведения – прозаического, стихотворного (произведения малой формы или отрывка из произведения крупной формы).

Материал для сопутствующего повторения и обобщения

Орфоэпия. Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств. Нормы ударения в современном русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения. Типичные ошибки в произношении и ударении.

Орфография. Правописание морфем. Слитные, дефисные и раздельные написания. Употребление прописных и строчных букв. Правила переноса слов. Правила графического сокращения слов.

ОРИЕНТИРОВОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК. ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ».
10 КЛАСС (94 ЧАСА):

К публикации подготовлено редакцией ОблЦИТ.

Назад