Новосибирская открытая образовательная сеть




Сейчас

 

Все новости

Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Август 2015 Июль 2015 Июнь 2015 Май 2015 Апрель 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015

 

Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Август 2014 Июль 2014 Июнь 2014 Май 2014 Февраль 2014 Январь 2014

 

Декабрь 2013 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Январь 2013

 

Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Март 2012 Февраль 2012 Январь 2012

 

Декабрь 2011 Ноябрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 Июнь 2011 Май 2011 Апрель 2011 Март 2011 Февраль 2011 Январь 2011

 

Декабрь 2010 Ноябрь 2010 Октябрь 2010 Сентябрь 2010 Август 2010 Июль 2010 Июнь 2010 Май 2010 Апрель 2010 Март 2010 Февраль 2010 Январь 2010

 

Декабрь 2009 Ноябрь 2009 Октябрь 2009 Сентябрь 2009 Август 2009 Июль 2009 Июнь 2009 Май 2009 Апрель 2009 Март 2009 Февраль 2009 Январь 2009

 

Декабрь 2008 Ноябрь 2008 Октябрь 2008 Сентябрь 2008 Август 2008 Июль 2008 Июнь 2008 Май 2008 Апрель 2008 Март 2008 Февраль 2008 Январь 2008

 

Декабрь 2007 Ноябрь 2007 Октябрь 2007 Сентябрь 2007 Август 2007 Июль 2007 Июнь 2007 Май 2007 Апрель 2007 Март 2007 Февраль 2007 Январь 2007

 

Декабрь 2006 Ноябрь 2006 Октябрь 2006 Сентябрь 2006 Август 2006 Июль 2006 Июнь 2006 Май 2006 Апрель 2006 Март 2006 Февраль 2006 Январь 2006

 

Декабрь 2005 Ноябрь 2005 Октябрь 2005 Сентябрь 2005 Август 2005 Июль 2005 Июнь 2005 Май 2005 Апрель 2005 Март 2005 Февраль 2005 Январь 2005

 

Декабрь 2004 Ноябрь 2004 Октябрь 2004 Сентябрь 2004 Август 2004 Июль 2004 Июнь 2004 Май 2004 Апрель 2004 Март 2004 Февраль 2004 Январь 2004

 

Декабрь 2003 Ноябрь 2003 Октябрь 2003 Сентябрь 2003 Август 2003 Июль 2003 Июнь 2003 Май 2003 Апрель 2003 Март 2003 Февраль 2003 Январь 2003
19.10.2004

Введение в науку о языке (11часов)
Урок 1:

Русский язык как одна из основных национально-культурных ценностей русского народа. Русский язык в Российской Федерации. Русский язык в современном мире.

  1. Упр. 267 У, первые 5 абзацев; упр. 269 У, доп. задания 1,2, II; с. 135-136 У, задания 1-5; упр. 73 У; с. 143 У, вопросы 5, 6, 7; упр. 177 Д; упр. 188 Д; с. 94-95 М.
  2. Энциклопедия для детей. – Том 10: Языкознание. Русский язык. – М., 1998. – С. 52-55.
  3. Быстрова Е. А. Диалог культур на уроках русского языка. – СПб., 2002.

Урок 2:
Взаимосвязь языка и культуры. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Отражение в современном русском языке культуры других народов.

  1. Упр. 268 У; с. 136 У, задание 6; упр. 277 У – 280 У; с. 143 У, задания 1,2,3,4; с. 36-37 У; упр. 58 У -60 У; упр. 178 Д; с. 93-94 М.
  2. Энциклопедия для детей. – Том 10: Языкознание. Русский язык. – М., 1998. – С. 334-337.
  3. Быстрова Е. А. Диалог культур на уроках русского языка. – СПб., 2002.
  4. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. – М., 2000. – С. 10-15.
  5. Брагина А. А. Лексика языка и культура страны. – М., 1986.

Уроки 3, 4:
Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Понятие о старославянском языке. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Старославянизмы в современном русском языке и их признаки. Ученые-лингвисты, внесшие заметный вклад в изучение истории русского языка: М. В. Ломоносов, А. Х. Востоков, А. И. Соболевский, А. А. Шахматов, С. П. Обнорский, Э. В. Виноградов, Р. И. Аванесов и др.

  1. С. 132 У, пункты 1,2, задания 1-3; упр. 269 У, задания 3-6; c. 34-36 У; упр. 61 У-64 У; упр. 342 У, дополнить заданием: Расскажите о вкладе М. В. Ломоносова в развитие науки о русском языке; упр. 499 У; упр. 178Д – 181 Д; упр. 197 Д.
  2. Горшков А. И. Старославянский (древнецерковнославянский) язык. – М., 2002. – С. 6-8, § 1-4; с. 9-12, § 5-7.
  3. Дроздова О. Е. Уроки языкознания для школьников. – М., 2001. – С. 72-77, с. 64-69.
  4. Энциклопедия для детей. -Том 10: Языкознание. Русский язык. – М., 1998. – С. 405-422.
  5. Энциклопедия: Русский язык/ гл. редактор Караулов Ю. Н. – М., 1998. – С. 536-537.
  6. Ященко В. Д. Занимательное путешествие по страницам истории русской лингвистической науки. – М., 2002.

Уроки 5, 6:
Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита. Реформы в истории русского письма.

  1. Упр. 196 Д.
  2. Энциклопедия: Русский язык/ гл. редактор Караулов Ю. Н. – М., 1998. – С. 343-344.
  3. Горшков А. И. Старославянский (древнецерковнославянский) язык. – М., 2002, § 10-16.
  4. Энциклопедия для детей. – Том 10: Языкознание. Русский язык. – М., 1998. – С. 105-108.
  5. Горшков А. И. Русская словесность. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М., 2000, § 7-9.

Урок 7:
Формы существования русского национального языка. Понятие о современном русском литературном языке и его диалектах. Диалекты как историческая база литературных языков.

  1. Упр. 267 У, начиная с предпоследнего абзаца на с. 131; с. 104-105 М; с. 43 У; упр. 71 У, 72 У; с. 45 У; упр. 549 У.
  2. Энциклопедия: Русский язык/Гл. редактор Караулов Ю. Н. – М., 1998. – С. 221-223; 112, 114. Энциклопедия для детей. – Том 10:Языкознание. Русский язык. – М., 1998. – С. 308-310; 433-434.
  3. Горшков А. И. Русская словесность: От слова к словесности. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М., 2000, § 27, 29. Язык русской деревни: Школьный диалектологический атлас. – М., 1994.

Уроки 8-10:
Языковая норма, ее основные признаки и функции. Кодификация нормы; фиксация нормы в грамматиках, словарях справочниках. Норма обязательная и допускающая выбор, вариантная; общеязыковая (с вариантами или без них) и ситуативная (стилистическая). Варианты норм. Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского литературного языка.

  1. Упр. 8 У, 12 У, 25 У, 76 У, 85 У, 144 У, 145 У, 215 У, 216 У; упр. 180 Д, 181 Д.
  2. Энциклопедия: Русский язык/ гл. редактор Караулова Ю. Н. – М., 1998. – С. 270-272.
  3. Дроздова О. Е. Уроки языкознания для школьников. – М., 2001. – С. 280-282.
  4. Горбачевич К. С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 1989. – С. 23-32.

Урок 11:
Проблемы экологии русского языка на современном этапе его развития. Современные нормативные словари, справочники, пособия.

  1. Упр. 270 У, 271 У, 138 У, 139 У, 273 У, 276 У.
  2. Скворцов Л. И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи. – М., 1996.
  3. Костомаров В. Г Языковой вкус эпохи. – М., 1994.
  4. Козырев В. А., Черняк В. Д. Вселенная в алфавитном порядке: Очерки о словарях русского языка. – СПб., 2000. Нормативные словари и справочники.
Языковая система. Культура речи (42 часа)
Урок 12:

Взаимосвязь единиц языка разных уровней.
  1. Упр. 194Д, Додополнить заданием: На примере одного из слов упражнения докажите, что единицы разных уровней языка взаимосвязаны.
  2. Энциклопедия для детей. – Том 10: Языкознание. Русский язык. – М., 1998. – С. 23-31. Энциклопедия: Русский язык/ гл. редактор Караулов Ю. Н. – М., 1998. – С. 477-478; 126-128.

Фонетика (8 часов)
Уроки 13, 14, 15:

Классификация фонетических единиц русского языка. Исторический комментарий: фонетические процессы в древнерусском языке, оставившие свет в современной системе гласных и согласных. Понятие о звуке речи и фонеме.

  1. С. 6-7 У, упр. 5 У-7 У, 9 У, 13 У.
  2. Энциклопедия: Русский язык/ гл. редактор Караулов Ю. Н. – М., 1998. – С. 596-597; 135-136.
  3. Энциклопедия для детей. – Том 10: Языкознание. Русский язык. – М., 1998. – С. 95-96; 84-87.
  4. Дроздова О. Е. Уроки языкознания для школьников. – М., 2001. 96 – 112.

Урок 16:
Позиционные чередования фонем. Исторический комментарий.

  1. Упр. 5 У-9 У, 16 У, 25 У, 27 У, 28 У; упр. 3 Д – 6 Д.
  2. Энциклопедия: Русский язык/ гл. редактор Караулов Ю. Н – М., 1998. – С. 350-351.
  3. Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание). – М., 1984. – С. 223-226.
  4. Энциклопедия для детей. – Том 10: Языкознание. Русский язык. – М., 1998. – С. 97-100; 93; 94; 45; 98; 108; 115-119.
  5. Горбачевич К. С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 1989. – С. 71-110.

Урок 17:
Ударение в русском языке. Особенности ударения в изучаемом иностранном языке.

  1. С. 13 У, упр. 12 У; с. 14 У, упр. 14 У, 15 У.
  2. Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание). – М., 1984. – С. 313,314.
  3. Энциклопедия для детей. – Том 10: Языкознание. Русский язык. – М., 1998. – С. 92-93; 342-345.
  4. Плунгян В. А. Почему языки такие разные? – М., 2001. – С. 98-103.
  5. Энциклопедия: Русский язык/ гл. редактор Караулов Ю. Н. – М., 1998. – С. 574-575.

Урок 18:
Интонационные особенности русской речи. Основные элементы интонации. Смыслоразличительная функция интонации. Основные требования к интонационно правильной и выразительной речи.

  1. Упр. 220 У. 222 У. 223 У. 224 У; упр. 48 Д (дополнительное задание: прочитать вслух, интонационно выделяя вводные и вставные конструкции); упр. 53 Д.
  2. Дроздова О. Е. Уроки языкознания для школьников. – М., 2001. – С. 112-114.
  3. Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание). – М., 1984. – С. 114-117.
  4. Энциклопедия для детей. – Том 10: Языкознание. Русский язык. – М., 1998. – С. 100-104.
  5. Энциклопедия: Русский язык/ гл. редактор Караулов Ю. Н. – М., 1998. – С. 157, 568.

Уроки 19, 20:
Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы. Роль орфоэпии в устном общении. Трудные случаи орфоэпической нормы.

  1. С. 11, 13 У, упр. 10, 11, 16, 19, 22 У; упр. 11, 16 Д (дополнительное задание: правильно произнесите слова).
  2. Дроздова О. Е. Уроки языкознания для школьников. – М., 2001. – С. 283-285.
  3. Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание). – М., 1984. – С. 200-202.
  4. Энциклопедия для детей. – Том 10: Языкознание. Русский язык. – М., 1998. – С. 90-91.
  5. Энциклопедия: Русский язык/ гл. редактор Караулов Ю. Н – М., 1998. – С. 305-308.
  6. Горбачевич К. С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 1989. – С. 111-131.
  7. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. – М., 2001. – С. 332-336.

Лексика и фразеология (14 часов)
Урок 21:

Системные отношения в лексике русского языка.

  1. С. 20 У; упр. 29, 30 У.
  2. Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание). – М., 1984. – С. 144-147.
  3. Энциклопедия: Русский язык/ гл. редактор Караулов Ю. Н – М., 1998. – С. 207-208.
  4. Реформаторский А. А. Введение в языковедение. – М., 2003. – С. 139-151.

Уроки 22, 23:
Многозначность, омонимия, синонимия, антонимия, паронимия.

  1. С. 22, 23 (теория), упр. 30 У, 32 У, 34 У-36 У; с. 24 (теория) У, упр. 39 У-43 У; с. 25, 27, 29, 30, 32 У; упр. 45 У, 46 У, 48 У, 52 У, 53 У, 56 У-65У, 67У-76У:С. 36-37 (а-г) М.
  2. Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание). – М., 1984. – С. 174-175; 198-199; 269-270; 28-30; 213-214.
  3. Энциклопедия для детей. – Том 10: Языкознание. Русский язык. – М., 1998. – С. 63-77.
  4. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. – М., 2001. – С. 266-271.
  5. Дроздова О. Е., Уроки языкознания для школьников. – М., 2001. – С. 124-154.

Урок 24:
Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения, активного и пассивного запаса. Слова с национально-культурным компонентом значения.

  1. С. 34 У; 35 У-37 У; с. 11-15, 20 У; упр. 58 У-64 У; с. 40 У; упр. 65 У; с. 42 У, упр. 67 У-70 У; упр. 125 (II) Д; 77 (I) Д;
  2. Дроздова О. Е., Уроки языкознания для школьников. – М., 2001. – С. 165-179.
  3. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. – М., 2000. – С. 55-60.
  4. Быстрова Е. А. Диалог культур на уроках русского языка. – СПб, 2002.

Урок 25:
Лексика русского языка с точки зрения ее употребления. Стилистическая дифференциация лексики.

  1. С. 43, 45 У, упр. 71 У-76 У; упр. 119 (I, II, III) Д, 121 Д, 129 (I, III. 4) Д,162 Д, 89 Д.
  2. Дроздова О. Е., Уроки языкознания для школьников. – М., 2001. – С. 155-165.
  3. Голуб И. Б. Стилистика русского языка. – М., 2001. – С. 57-71.

Урок 26:
Фразеологические единицы русского языка: фразеологические сочетания, пословицы и поговорки, крылатые выражения. Основные признаки фразеологизмов.

  1. С. 47 У; упр. 77, 79, 80-85, 88-92, 94, 95 У; упр. 157 Д, 160 Д.
  2. Дроздова О. Е., Уроки языкознания для школьников. – М., 2001. – С. 179-185.
  3. Голуб И. Б. Стилистика русского языка. – М., 2001. – С. 5125-128.

Урок 27:
Источники фразеологизмов. Национальная специфика русской фразеологии.

  1. С. 48 У, упр. 78 У, 86 У, 87 У, 93 У.
  2. Дроздова О. Е., Уроки языкознания для школьников. – М., 2001. – С. 185-191.
  3. Мокиенко В. М. Образы русской речи: Историко-этимологические очерки фразеологии. – СПб, 1999.

Уроки 28, 29:
Лексические нормы. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения.

  1. Упр. 122 Д, 125 Д, 128 Д, 130 Д-132 Д, 139 Д, 143 Д, 154 Д, 159 Д, 161 Д,168 Д, 174 Д.
  2. Горбачевич К. С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 1989. С. 34-70.
  3. Голуб И. Б. Стилистика русского языка. – М., 2001. – С. 4-24;297-300.
  4. Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1974. – С. 75-80.
  5. Граудина Л. К., Кочеткова Г. И. Русская риторика. – М., 2001. – С. 347-350.

Уроки 30, 31:
Синонимы и речевая культура. Выбор из синонимического ряда нужного слова с учетом его значения и стилистических свойств.

  1. Упр. 109 (1, 2) У.
  2. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. – М., 2001. – С. 270-273.
  3. Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1974. – С. 82-86; 100-101.
  4. Голуб И. Б. Стилистика русского языка. – М., 2001. – С. 25-33.

Уроки 32-34:
Нарушения лексических норм, характерные для современной речи. Работа по совершенствованию нормативного словоупотребления.

  1. Скворцов Л. И. Культура русской речи. – М., 1995. – С. 11-13; 90-253.
  2. Русский язык и культура речи/ под ред. В. Д. Черняк. – СПб, 2002. – С. 105-111.
  3. Голуб И. Б. Стилистика русского языка. – М., 2001. – С. 39-41; 46-50; 53-57;63-67;81-82;85-86;99-100;109-113.

Морфемика и словообразование (6 часов)
Уроки 35, 36:

Морфемы корневые и аффиксальные.

  1. С. 55 У, упр. 96 У-98 У; с. 56 У, упр. 99 У, 111 У; упр. 1 Д; упр. 18 Д, 20 Д.
  2. Дроздова О. Е., Уроки языкознания для школьников. – М.,2001. – С. 210-214.
  3. Энциклопедия для детей. – Том 10: Языкознание. Русский язык. – М., 1998. – С. 24-27; 129-130.
  4. Ш а н с к и й Н. М. Очерки по русскому словообразованию и лексикологии. – М., 1959.

Урок 37:
Морфемы словоизменительные и словообразовательные.

  1. Упр. 106 У, 110 У, 112 У; с. 61 У; упр. 117 У-119 У, 122 У, 123 У.
  2. Дроздова О. Е. Уроки языкознания для школьников. – М., 2001. С. 214-217.
  3. Энциклопедия для детей. – Том 10: Языкознания. Русский язык. – М., 1998. – С. 131; 132-0135; 150-155.
  4. Энциклопедия: Русский язык/ гл. редактор Караулов Ю. Н. – М., 1998. – С. 499-500.

Урок 38:
Варианты морфем.

  1. Упр. 105 У- 109 У; 113 У, 120 У, 121 У; упр. 20 Д.
  2. Дроздова О. Е. Уроки языкознания для школьников. – М., 2001. С. 207-210.
  3. Шанский Н. М. Занимательный русский язык. – М., 1996.
  4. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание). – М., 1984. – С. 177-178.
  5. Энциклопедия для детей. – Том 10: Языкознание. Русский язык. – М., 1998. – С. 131.
  6. Энциклопедия: Русский язык./ Гл. редактор Караулов Ю. Н. – М., 1998. – С. 241-242.

Уроки 39,40:
Система современного русского словообразования.

  1. С. 64У, упр. 126У-130У; 65У; упр. 131У-134У.
  2. Русский язык и культура речи/ под ред. В. Д. Черняк. – СПб, 2002. – С 113-119.
  3. Дроздова О. Е. Уроки языкознания для школьников. – М., 2001. С. 218-225.
  4. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание). – М., 1984. – С. 289-290, 242.
  5. Энциклопедия: Русский язык/ гл. редактор Караулов Ю. Н. – М., 1998. – С. 500-505.
  6. Энциклопедия для детей. – Том 10: Языкознание. Русский язык. – М., 1998. – С. 135-150; 155-156.

Морфология (9 часов)
Уроки 41, 42:

Классификация частей речи в русском языке. Исторический комментарий. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки знаменательных частей речи.

  1. С. 67У; упр. 135У-137У, 139У, 146У, 148У; с. 73У, упр. 149У; с. 74У, упр. 150У, 152У, 153У, 156У, 157У, 160У; с. 80У, 161У, с. 83-84У; упр. 169У; 170(2)У; 175У, 177У, 179У; с. 88У; упр. 180У-183У; с. 89У; упр. 180У-183У; с. 89У; 184У, 187У; с. 92; 188У, 189У, 190У; упр. 25Д, с. 13-14 (задания 1-5); упр. 38Д; 44Д; 45Д, 48Д.
  2. Дроздова О. Е. Уроки языкознания для школьников. – М., 2001. – С. 241-243.
  3. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание). – М., 1984. – С. 329.
  4. Энциклопедия для детей. – Том 10: Языкознание. Русский язык. – М., 1988. – С. 157-167; 273-307.
  5. Энциклопедия: Русский язык/ гл. редактор Караулов Ю. Н. – М., 1998. – С. 618-620.

Урок 43:
Служебные части речи и их грамматические признаки.

  1. С. 94У; с. 15Д, упр. 27Д; с. 16Д, упр. 32Д.

Уроки 44, 45:
Грамматическая омонимия. Переходные явления в области частей речи.

  1. Упр. 40Д, 41Д, 44Д, 45Д.
  2. Бабайцева В. В. Явления переходности русского языка. – М., 2000. – С. 192-219.
  3. Энциклопедия: Русский язык/ гл. редактор Караулов Ю. Н. – М., 1998. – С. 286.

Урок 46:
Сходство и различия русского и изучаемого иностранного языка (отдельные явления и факты).

  1. Дроздова О. Е. Уроки языкознания для школьников. – М., 2001. – С. 244-250.
  2. Плунгян В. А. Почему языки такие разные? – М., 2001 (ч. II, VII).

Уроки 47-49:
Морфологические нормы. Вариантные нормы имени существительного, имени прилагательного, местоимения, имени числительного, глагола. Нормативное употребление форм слова.

  1. С. 69У, упр. 140У; с. 70У; упр. 141У, 151У, 162У; с. 81У; 163У, с. 81, 82У; упр. 165У, 167У, 168У, 170(1)У, 176У, 178У.
  2. Горбачевич К. С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 1989. – С. 136-159.
  3. Русский язык и культура речи/Под ред. В. Д. Черняк. – СПб, 2002. – С. 164-259.
  4. Голуб И. Б. Стилистика русского языка. – М., 2001. – С. 237-239; 255-256; 266-269; 286-288; 329-333; 341-343.
  5. Милославский И. Г. Зачем нужна грамматика? – М., 2001.

Орфография (4 часа)
Урок 50:

Орфографические нормы. Разделы русской орфографии и основные принципы написания. Употребление прописных и строчных букв; правила графического сокращения слов.

  1. С. 7У, упр. 1У, 2У; упр. 26Д; упр. 10Д, 11Д, 26Д, 68Д.
  2. Русский язык и культура речи / Под ред. В. Д. Черняк – СПб, 2002. – С. 321-336.
  3. Голуб И. Б. Стилистика русского языка. – М., 2001. – С104-107; 108-110.
  4. Энциклопедический словарь юного филолога (Яыкознание). – М., 1984. С. 199-200.
  5. Энциклопедия: Русский язык./ гл. редактор Караулов Ю. Н. – М., 1998. – С303-305.
  6. Энциклопедия для детей. – Том 10: Языкознание. Русский язык. – М., 1998. – С 115-127; 289-292.

Урок 51:
Правописание морфем. Правила переноса слов.

  1. С. 70 У, упр. 142У, с. 71 У; упр. 143 У, с. 77 У, упр. 154 У; с. 78 У, упр. 158 У, 159 У; с. 82 У, упр. 166 У, 171 У; с. 85 У; упр. 172 У – 174 У, 176 У; с. 89 У, упр. 182 У, 183 У с. 90, 93 У, упр. 191 У, 192У, 194 У, 195 У; с. 95 У, упр. 196 У – 198У, 203 У, 206 У; упр. 19 Д-24 Д, 29 Д -31 Д, 34 Д -37Д, 42 Д,43 Д, 49 Д, 50 Д.
  2. Селезнева Л. Б. Русское правописание. – М., 2002. – С. 12-84.

Уроки 52, 53:
Слитные, дефисные и раздельные написания.

  1. C. 95 У; упр. 193 У, 196 У – 200 У; упр. 37 Д.
  2. Селезнева Л. Б. Русское правописание. – М., 2002. – С. 99-146. Речевое общение. Культура речи (5 часов).

Урок 54:
Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное.

  1. Энциклопедия: Русский язык/ гл. редактор Караулов Ю. Н. – М., 1998. С. 418-419.
  2. Энциклопедия для детей. – Том 10: Языкознание. Русский язык. – М., 1998. – С. 466-470
  3. Казарцева О. М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. – М., 2003. – С. 8-18; 122 – 129.

Уроки 55, 56:
Речевая ситуация и ее компоненты (говорящий и слушающий, их социальная и речевая роли, речевые намерения; условия и обстоятельства). Официальные и неофициальные ситуации общения.

  1. Энциклопедия: Русский язык/ гл. редактор Караулов Ю. Н. – М., 1998. – С. 480-481
  2. Энциклопедия для детей. – Том 10: Языкознание. Русский язык. – М, 1998. – С. 471-474.
  3. Михальская А. К. Основы риторики. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М., 2000. – С. 48-55; 35-40;
  4. Штрекер Н. Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. – М., 2003. – С. 25-27; 29; 32-33.

Урок 57:
Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический.

  1. С. 189, 190, 191 Д.
  2. Штрекер Н. Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. – М., 2003. – С. 35-38.
  3. Культура речи/ отв. редакторы Граудина Л. К., Ширяев E. H. – M., 2000. – С. 12-18.

Урок 58:
Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи.

  1. Упр. 192 Д, 193 Д.
  2. Горшков А. И. Русская словесность: От слова к словесности. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М., 2000. – С. 120-139.
  3. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. – М., 2001. – С. 248-253;256-293;338-341.
  4. Граудина Л. К., Кочеткова Г. И. Русская риторика. – М., 2001. – С. 361-365.

Система функциональных разновидностей современного русского языка.
Культура речи (26 часов)

Урок 59:
Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический, разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.

  1. С. 196-197 У; упр. 337 У – 340 У; упр. 121 Д; с. 59-61 М.
  2. . Горшков А. И. Русская стилистика. Учебное пособие. – М., 2001. – С. 261-275.
  3. Культура русской речи. Учебник для вузов/ отв. редакторы Граудина Л. К., Ширяев Е. Н. – М, 2000. – С. 18-25.

Уроки 60, 61, 62:
Закономерности построения текста.

  1. . С. 144-148 У, 150- 152У, 154- 15бУ, 160, 167, 168У; упр. 281-289 У, 290-316 У; с. 52-54 М, с. 55-59 М.
  2. Горшков А. И. Русская словесность: от слова к словесности. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М., 2000. – С. 252-273; 408- 448.
  3. Горшков А. И. Русская стилистика. Учебное пособие. -М., 2001. – С. 53-67; 104-121; 147-168.

Уроки 63, 64:
Культура разговорной речи. Разговорная речь, сферы ее использования, назначение. Основные признаки разговорной речи: неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, автоматизм, обыденность содержания, преимущественно диалогическая форма. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи. Невербальные средства общения. Совершенствование умений вести беседу, разговор, спор, рассказать об увиденном, услышанном, прочитанном в ситуациях повседневного обиходно-бытового общения.

  1. Сиротинина О. Б. Что и зачем нужно знать учителю о русской разговорной речи. – М., 1996.
  2. Дроздова О. Е., Уроки языкознания для школьников. – М., 2001. – С. – 269-273.
  3. Горшков А. И. Русская словесность: От слова к словесности. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М., 2000. – С. 34-37.
  4. Горшков А. И. Русская стилистика Учебное пособие. – М., 2001 – С. 277-309. Солганик Г. Я., Дроняева Т. С. Стилистика современного русского языка и культура речи. Учебное пособие. – М., 2002. – С. 57-66.
  5. Энциклопедия для детей. – Том 10: Языкознание. Русский язык. – М., 1998. – С. 491-492.

Уроки 65, 66:
Культура научной (учебно-научной) речи. Научный стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки научого стиля: логичность, точность, отвлеченность и обобщенность, объективность изложения. Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля. Интернациональная терминология как результат взаимодействия национальных культур. Разновидности научного стиля: учебно-научный, научно-популярный. Их особенности.

  1. С. 202-204, 210-216, 221-224 У; упр. 342 У, 348-384У; с. 61-66 М; упр. 129 Д.
  2. Дроздова О. Е. Уроки языкознания для школьников. – М., 2001. – с. 273-279.
  3. Штрекер Н. Ю. Русский язык и культура речи. Учебное пособие для вузов. – М, 2003. – с. 62-79.
  4. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. – М., 2001. – с. 35-43.
  5. Энциклопедия для детей. – Том 10: Языкознание. Русский язык. – М., 1998. – с. 490-491.

Уроки 67, 68:
Основные жанры научного (учебно-научного) стиля. Структура текстов разных жанров. Лингвистический анализ текстов научного (учебно-научного) стиля.

  1. С. 207-208 У; упр. 343-347 У.
  2. Учебно-научные и научно-популярные тексты по профилю обучения. Культура русской речи. Учебник для вузов. / Отв. редакторы Граудина Л. К., Ширяев Е. Н. – М., 2001,-с. 194-197.
  3. Валгина Н. С. Теория текстаг'Учебное пособие. – М., 2003. С. 195- 201-210.

Уроки 69, 70:
Особенности написания конспекта лекции. Совершенствование умений восприятия устной научной речи. Написание конспектов учебно-научных текстов различной тематики и жанров.

  1. С. 183-185 У, упр. 319-322 У.
  2. Учебно-научные и научно-популярные тексты по профилю обучения. Гойхман О. Я., Надеина Т. М. Речевая коммуникация/ под ред. Гойхмана О. Я. – М., 2001. – С. 78-80, 84-91.

Урок 71:
Просмотровое и ознакомительное чтение справочной и научно-популярной литературы, энциклопедий.

  1. Учебно-научная, научно-популярная справочная литература по профилю обучения.
  2. Энциклопедия: Русский язык/ гл. редактор Караулов Ю. Н. – М., 1998.
  3. Гойхман О. Я., Надеина Т. М. Речевая коммуникация/ под ред. Гойхмана О. Я. – М., 2001. – С. 41-46, 48-51,54-55.

Урок 72:
Изучающее чтение научной, научно-популярной статьи. Составление тезисов учебно-научных текстов.

  1. С. 177 У; упр. 317 У; упр. 196 Д.
  2. Учебно-научная, научно-популярная литература по профилю обучения.

Урок 73:
Написание аннотаций.

  1. С. 186 y., ynp. 324-328 У.
  2. Гойхман О. Я., Надеина Т. М. Речевая коммуникация/ под ред. Гойхмана О. Я. – М., 2001. – С. 65-66.

Уроки 74, 75:
Редактирование. Использование синонимических замен как один из способов редактирования. Совершенствование умений оценивать письменные тексты учебно-научного стиля с точки зрения языкового оформления и эффективности достижения Л оставленных коммуникативных задач.

  1. Упр. 276 У.
  2. Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке/ под ред. Голуб И. Б. – М., 2003.
  3. Голуб И. Б. Стилистика русского языка. – М., 2001.
  4. Горшков А. И. Русская стилистика. Учебное пособие. – М., 2001. – С. 26-31.

Урок 76:
Написание доклада, реферата по учебно-научной теме, проблеме.

  1. С. 276-277 У; упр. 449 У.
  2. Гойхман О. Я., Надеина Т. М. Речевая коммуникация/ под ред. Гойхмана О. Я. – М., 2001. – С. 66-74.

Урок 77:
Публицистический стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки публицистического стиля: сочетание экспрессивности и стандарта, логичности и образности, эмоциональности, оценочности. Лексические, морфологические, синтаксические особенности публицистического стиля.

  1. С. 229-230 У; упр. 385 У; с. 232, 237, 239, 241 У.
  2. Солганик Г. Я., Дроняева Т. С. Стилистика современного русского языка и культура речи. Учебное пособие. – М., 2002. – С. 21-50.

Уроки 78, 79:
Основные жанры публицистического стиля: заметка, репортаж, интервью, статья, корреспонденция, рецензия, очерк. Лингвистический анализ текстов публицистического стиля. Оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения коммуникативных задач.

  1. С. 248-249 У, 225- 256 У, 259У, 262 У; упр. 411У-436У; упр. 442 У.
  2. Солганик Г. Я., Дроняева Т. С. Стилистика современного русского языка и культура речи. Учебное пособие. – М., 2002.

Уроки 80, 81:
Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. Совершенствование умений выступать публично в ситуациях социально-культурного,учебно-научного и официально-делового общения. Выбор языковых средств оформления публичного выступления с учетом его цели, особенностей адресата, ситуации и сферы общения.

  1. С. 265У-266У; упр. 437У-444 У.

Урок 82:
Изучающее чтение текстов массовой коммуникации различных жанров. Просмотровое, ознакомительное, ознакомительно-реферативное чтение текстов массовой коммуникации определенной тематики, интересующей учащегося.

Уроки 83, 84:
Учебно-речевая практика участия в диспутах и дискуссиях.

  1. С. 278 У; упр. 452У-456 У.

На проведение контрольных и проверочных работ отводится 109 учебных часов. На протяжении всего курса русского языка в 10 классе предусматривается практическая работа над орфоэпическими, орфографическими и пунктуационными нормами. Работа по орфоэпии, орфографии и пунктуации проводится попутно, с привлечением тренировочных тестов (как на бумажных, так и на электронных носителях).

Материал для сопутствующего повторения и обобщения
Орфоэпия.
Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств. Нормы ударения в современном русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения. Типичные ошибки в произношении и ударении.

Пунктуация. Знаки препинания в конце предложений. Знаки препинания внутри простого предложения. Знаки препинания между частями сложного предложения. Знаки препинания при передаче чужой речи. Знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста. Сочетание знаков препинания. Авторское использование знаков препинания.

К публикации подготовлено редакцией ОблЦИТ.

Назад