Новосибирская открытая образовательная сеть




Сейчас

 

Все новости

Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Август 2015 Июль 2015 Июнь 2015 Май 2015 Апрель 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015

 

Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Август 2014 Июль 2014 Июнь 2014 Май 2014 Февраль 2014 Январь 2014

 

Декабрь 2013 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Январь 2013

 

Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Март 2012 Февраль 2012 Январь 2012

 

Декабрь 2011 Ноябрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 Июнь 2011 Май 2011 Апрель 2011 Март 2011 Февраль 2011 Январь 2011

 

Декабрь 2010 Ноябрь 2010 Октябрь 2010 Сентябрь 2010 Август 2010 Июль 2010 Июнь 2010 Май 2010 Апрель 2010 Март 2010 Февраль 2010 Январь 2010

 

Декабрь 2009 Ноябрь 2009 Октябрь 2009 Сентябрь 2009 Август 2009 Июль 2009 Июнь 2009 Май 2009 Апрель 2009 Март 2009 Февраль 2009 Январь 2009

 

Декабрь 2008 Ноябрь 2008 Октябрь 2008 Сентябрь 2008 Август 2008 Июль 2008 Июнь 2008 Май 2008 Апрель 2008 Март 2008 Февраль 2008 Январь 2008

 

Декабрь 2007 Ноябрь 2007 Октябрь 2007 Сентябрь 2007 Август 2007 Июль 2007 Июнь 2007 Май 2007 Апрель 2007 Март 2007 Февраль 2007 Январь 2007

 

Декабрь 2006 Ноябрь 2006 Октябрь 2006 Сентябрь 2006 Август 2006 Июль 2006 Июнь 2006 Май 2006 Апрель 2006 Март 2006 Февраль 2006 Январь 2006

 

Декабрь 2005 Ноябрь 2005 Октябрь 2005 Сентябрь 2005 Август 2005 Июль 2005 Июнь 2005 Май 2005 Апрель 2005 Март 2005 Февраль 2005 Январь 2005

 

Декабрь 2004 Ноябрь 2004 Октябрь 2004 Сентябрь 2004 Август 2004 Июль 2004 Июнь 2004 Май 2004 Апрель 2004 Март 2004 Февраль 2004 Январь 2004

 

Декабрь 2003 Ноябрь 2003 Октябрь 2003 Сентябрь 2003 Август 2003 Июль 2003 Июнь 2003 Май 2003 Апрель 2003 Март 2003 Февраль 2003 Январь 2003
05.05.2012

Педагогические технологии должны взрослеть вместе с детьми

 Сегодня уже очевидно, что модернизация образования – это, как минимум, пять крупных направлений реформирования отрасли: от перехода на новые системы оплаты труда и аттестации кадров и до получения школами нового юридического статуса. Все эти направления на первый взгляд не связаны между собой, развиваются каждое в отдельности, ими занимаются разные специалисты. Есть ли у них общая цель? 
По мнению Ирины Логвиновой, замдиректора Института стратегических исследований в образовании РАО, координатора апробации ФГОС общего образования, общая цель есть, так как ФГОС основного общего образования –задача, адресованная и школе, и обществу, а вовсе не отдельно взятому учительскому корпусу или бюрократическому профильному ведомству. «Стоит напомнить: именно в стандарте заданы те ключевые результаты и критерии, по которым, собственно, и следует судить об уровне профессионализма учителя, скажем, при выплате ему стимулирующей надбавки по новой НСОТ, – полагает специалист. – И по этим же критериям – о качестве преподавания, достигнутом всей школой, если речь идет о подписании соглашения с ее учредителем. Вольно или невольно низводя стандарт до уровня спущенной сверху кампании, очередного пункта в списке обязательных мероприятий, мы рискуем формализовать, свести на нет его универсальные возможности в качестве инструмента реформирования общества».
Еще одним фактором риска при введении ФГОС, достойном самого пристального внимания региональных и федеральных властей, Ирина Логвинова считает так называемый «опережающий контроль»: «Мне кажется, что органы, занятые управлением в сфере образования, часто бегут впереди паровоза, тем самым отнюдь не содействуя включению учителей в процессы обновления школьных устоев. Школьные коллективы еще только-только приступают к освоению смысла нового стандарта, входят во вкус, осматриваются, постепенно привыкают к новым перспективам профессионального роста, которые несет в себе ФГОС, а к ним уже, глядишь, заторопились контролеры, управленцы со своими свежесозданными «мониторингами качества». Абсурд».
 
Следующий фактор риска связан с формальным участием родителей в реализации стандартов. Хотя давно известно и во всех законах зафиксировано, что они являются такими же равноправными участниками образовательного процесса, как учителя и дети, это почему-то никого не убеждает. К сожалению, ситуация складывается в последнее время таким образом, что родители превратились в откровенных оппонентов перемен. Во всяком случае, в СМИ они обвиняют школу и в неоправданных денежных поборах, и в перегибах с ЕГЭ, и в несъедобном ассортименте школьных столовых. Родители накопили очень много претензий к образованию.
Специалисты даже говорят отчасти об определенном кризисе доверия – отсюда панические поиски школы для первоклассников, гипертрофированный страх за их здоровье и психологический комфорт. И все это нужно учитывать, выстраивая диалог с семьей, уверена Ирина Логвинова: «Выход один: включение родителей в совместную с образовательными учреждениями творческую деятельность. Причем, если говорить о ФГОС начальной школы, то семейная общественность, как правило, охотно вовлекается в жизнь класса: найти общий язык с одним педагогом им проще, чем с пятью-семью учителями-предметниками. Поэтому очень важно, чтобы идеи стандарта, связанные с индивидуальными и коллективными проектами, с исследовательской работой, с организацией богато оркестрованной внеурочной детской жизни, не были забыты в подростковой школе, где проектная деятельность становится обязательной».
 
Педагогические технологии, переходя из класса в класс, должны «взрослеть» вместе с детьми. Эта проблема, видимо, особо актуальна на переходе от младшей ступени к основной. Школа сегодня функционирует в условиях действия двух документов: собственно ФГОС и федерального компонента госстандарта, введенного приказом 2004 года. Эти документы идеологически разные. И очень важно, чтобы под руководством директора, завучей, муниципальных и школьных методистов уже сейчас учителя основной школы включались в осмысление этой проблемы.
Сейчас предметники общаются между собой в рамках своего научно-методического объединения. В условиях же введения ФГОС эти объединения должны создаваться по параллели: учителя разных предметных областей должны советоваться, как им совместно выводить детей на новые (личностные и метапредметные) результаты.
 
По информации интернет-издания «Просвещение»
Фотоиллюстрация из архива медиацентра Института развития образования НСО
 
Подготовила Вера Владимирова, медиацентр Института развития образования НСО

Назад