Новосибирская открытая образовательная сеть




Сейчас

 

Все новости

Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Август 2015 Июль 2015 Июнь 2015 Май 2015 Апрель 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015

 

Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Август 2014 Июль 2014 Июнь 2014 Май 2014 Февраль 2014 Январь 2014

 

Декабрь 2013 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Январь 2013

 

Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Март 2012 Февраль 2012 Январь 2012

 

Декабрь 2011 Ноябрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 Июнь 2011 Май 2011 Апрель 2011 Март 2011 Февраль 2011 Январь 2011

 

Декабрь 2010 Ноябрь 2010 Октябрь 2010 Сентябрь 2010 Август 2010 Июль 2010 Июнь 2010 Май 2010 Апрель 2010 Март 2010 Февраль 2010 Январь 2010

 

Декабрь 2009 Ноябрь 2009 Октябрь 2009 Сентябрь 2009 Август 2009 Июль 2009 Июнь 2009 Май 2009 Апрель 2009 Март 2009 Февраль 2009 Январь 2009

 

Декабрь 2008 Ноябрь 2008 Октябрь 2008 Сентябрь 2008 Август 2008 Июль 2008 Июнь 2008 Май 2008 Апрель 2008 Март 2008 Февраль 2008 Январь 2008

 

Декабрь 2007 Ноябрь 2007 Октябрь 2007 Сентябрь 2007 Август 2007 Июль 2007 Июнь 2007 Май 2007 Апрель 2007 Март 2007 Февраль 2007 Январь 2007

 

Декабрь 2006 Ноябрь 2006 Октябрь 2006 Сентябрь 2006 Август 2006 Июль 2006 Июнь 2006 Май 2006 Апрель 2006 Март 2006 Февраль 2006 Январь 2006

 

Декабрь 2005 Ноябрь 2005 Октябрь 2005 Сентябрь 2005 Август 2005 Июль 2005 Июнь 2005 Май 2005 Апрель 2005 Март 2005 Февраль 2005 Январь 2005

 

Декабрь 2004 Ноябрь 2004 Октябрь 2004 Сентябрь 2004 Август 2004 Июль 2004 Июнь 2004 Май 2004 Апрель 2004 Март 2004 Февраль 2004 Январь 2004

 

Декабрь 2003 Ноябрь 2003 Октябрь 2003 Сентябрь 2003 Август 2003 Июль 2003 Июнь 2003 Май 2003 Апрель 2003 Март 2003 Февраль 2003 Январь 2003
31.07.2012

Тише едешь – дальше будешь

 
Ученые НИИ молекулярной биологии и биофизики СО РАМН предложили младшим школьникам компьютерные игры, которые позволят детям легче освоиться в школе. Методика называется «Игровое биоуправление в адаптации младших школьников». 
Суть в том, чтобы ребенок сам научился контролировать свое состояние, управлять эмоциями, концентрироваться и расслабляться.
Что такое биоуправление? Это компьютерная лечебно-оздоровительная технология, которая базируется на биологической обратной связи. Ее принцип: человек с помощью различных устройств получает информацию о состоянии своего организма –  например, температуре тела, пульсе, дыхании, напряжении мышц. Видя перед собой эти параметры и зная, как именно следует их изменить, чтобы решить поставленную задачу, он развивает в себе навыки саморегуляции.
Малышей во все научные нюансы не посвящают. Перед ними ставится простая и увлекательная задача: победить в компьютерной игре. Например, суть игры «Ралли» состоит в следующем: игрок-гонщик «ведет» машину, и чем реже его пульс, тем быстрее движется автомобиль. Цель –  выиграть пять кругов подряд. Если удалось справиться с естественным волнением и победить –  получишь призы.
В игре «Вира» два водолаза погружаются на дно в поисках сокровищ. Ребенок управляет одним из персонажей, второй –  его «конкурент». Перед началом игры замеряется пульс школьника, и его значение присваивается скорости соперника. Чем медленнее пульс, тем быстрее погружается водолаз. После очередной попытки пульс игрока вновь присваивается сопернику, таким образом получается, что ребенок соревнуется сам с собой.
«Для каждого ребенка мы составляем свой протокол тренинга, –  рассказывает научный сотрудник лаборатории компьютерных систем биоуправления НИИМББ СО РАМН кандидат психологических наук Ксения Мажирина. –  Кому-то нужно просто расслабиться –  таким рекомендуем релаксационные игры, управляемые только пульсом. Есть дети, которые умеют расслабляться, но не умеют быстро реагировать, –  им нужен тренинг на внимание. Цель –  научить ребенка, как собраться в стрессовой ситуации, мобилизовать психологические ресурсы».
Первой площадкой, где была опробована методика, восемь лет назад стала школа № 163 Советского района. Потом стали подключаться другие учебные заведения, тренинги заинтересовали педагогов.
Гиперактивные дети с синдромом дефицита внимания есть в каждом классе. Они не могут работать сами и мешают всем остальным, поэтому учителя настоятельно советуют родителям перевести их на индивидуальное обучение. Но есть и другой, куда более действенный способ «встроить» этих школьников в нормальный учебный процесс. О нем рассказывает заведующая лабораторией компьютерных систем биоуправления, кандидат физико-математических наук Ольга Джафарова: «Наш институт предлагает метод безлекарственной коррекции синдрома дефицита внимания средствами нейробиоуправления. Мы создали для него и алгоритмы, и программы, и приборы. Суть метода в том, что «проблемных» первоклашек собирают в специальный класс «психологической комфортности», где они учатся по стандартной школьной программе и проходят сеансы терапии на основе бета-стимулирующего нейробиоуправления. Курс лечения в первый год составляет 30-40 сеансов, с каждым школьником работа ведется индивидуально».
По словам специалиста, чтобы научить ребенка управлять своими мыслительными процессами, нужно сначала ему их продемонстрировать. Активность мозга регистрируется с помощью специальных датчиков, представляется на мониторе в игровой форме, и ребенок учится думать «правильно». Допустим, в предложенной игре ему нужно вырастить сад. Если он будет мыслить в нужном направлении, то цветы будут расти быстрее. Если при этом он еще будет учить стихотворение –  еще быстрее, и так далее. Эффективность реализации методики становится существенно выше за счет многих факторов. «Проблемные» дети выявляются своевременно, значит можно проводить коррекционный курс с первого класса. Ребенок получает ровно столько сеансов терапии, сколько необходимо именно ему. В результате дети выходят из начальной школы совершенно готовыми к обычному учебному процессу, они прекрасно находят общий язык с учителями и одноклассниками и вполне уверены в себе.
Идеологом и вдохновителем разработки стал доктор биологических наук, академик РАМН Марк Штарк, более двадцати лет посвятивший работе над этими технологиями. Игровое биоуправление –  ноу-хау института, за рубежом аналогов такой методики нет.
 
По информации sibkray.ru
Фотоиллюстрация из архива отдела информации ОблЦИТ
 
Подготовила Вера Владимирова, отдел информации ОблЦИТ

Назад