Новосибирская открытая образовательная сеть




Сейчас

 

Все новости

Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Август 2015 Июль 2015 Июнь 2015 Май 2015 Апрель 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015

 

Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Август 2014 Июль 2014 Июнь 2014 Май 2014 Февраль 2014 Январь 2014

 

Декабрь 2013 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Январь 2013

 

Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Март 2012 Февраль 2012 Январь 2012

 

Декабрь 2011 Ноябрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 Июнь 2011 Май 2011 Апрель 2011 Март 2011 Февраль 2011 Январь 2011

 

Декабрь 2010 Ноябрь 2010 Октябрь 2010 Сентябрь 2010 Август 2010 Июль 2010 Июнь 2010 Май 2010 Апрель 2010 Март 2010 Февраль 2010 Январь 2010

 

Декабрь 2009 Ноябрь 2009 Октябрь 2009 Сентябрь 2009 Август 2009 Июль 2009 Июнь 2009 Май 2009 Апрель 2009 Март 2009 Февраль 2009 Январь 2009

 

Декабрь 2008 Ноябрь 2008 Октябрь 2008 Сентябрь 2008 Август 2008 Июль 2008 Июнь 2008 Май 2008 Апрель 2008 Март 2008 Февраль 2008 Январь 2008

 

Декабрь 2007 Ноябрь 2007 Октябрь 2007 Сентябрь 2007 Август 2007 Июль 2007 Июнь 2007 Май 2007 Апрель 2007 Март 2007 Февраль 2007 Январь 2007

 

Декабрь 2006 Ноябрь 2006 Октябрь 2006 Сентябрь 2006 Август 2006 Июль 2006 Июнь 2006 Май 2006 Апрель 2006 Март 2006 Февраль 2006 Январь 2006

 

Декабрь 2005 Ноябрь 2005 Октябрь 2005 Сентябрь 2005 Август 2005 Июль 2005 Июнь 2005 Май 2005 Апрель 2005 Март 2005 Февраль 2005 Январь 2005

 

Декабрь 2004 Ноябрь 2004 Октябрь 2004 Сентябрь 2004 Август 2004 Июль 2004 Июнь 2004 Май 2004 Апрель 2004 Март 2004 Февраль 2004 Январь 2004

 

Декабрь 2003 Ноябрь 2003 Октябрь 2003 Сентябрь 2003 Август 2003 Июль 2003 Июнь 2003 Май 2003 Апрель 2003 Март 2003 Февраль 2003 Январь 2003
24.08.2012

ОБЗОР ПРЕССЫ №436

Закон об образовании: нововведения
 
О нововведениях закона «Об образовании в Российской Федерации» рассказывает статс-секретарь – заместитель министра образования и науки Российской Федерации Наталья Третьяк.
 
Закон «Об образовании в Российской Федерации» в силу своего предмета и значимости затрагивает интересы каждого жителя нашей страны. Этот законопроект стал всенародным и с точки зрения важности гарантируемого права на образование и механизмов его реализации, и с точки зрения вовлеченности всех заинтересованных лиц в его подготовку. Обсуждение проходило в Государственной думе, в Совете Федерации, в Общественной палате, на конференции Российского союза ректоров. Законопроект рассматривался общественно-профессиональными объединениями, профсоюзами сферы образования и общероссийскими объединениями работодателей, органами исполнительной власти субъектов РФ, трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений. В рамках открытого общественного обсуждения в Интернете поступило порядка 11 тысяч предложений.
Думаю, ни один закон за последнее время не проходил столь широкого общественного обсуждения, и, безусловно, за два года законопроект существенно изменился. Но острую необходимость принятия нового закона подчеркивали все без исключения участники общественного обсуждения.
Действующий закон «Об образовании» был принят в 1992 году. Многие юристы признают его одним из самых прогрессивных для своего времени, позволившим выполнить очень непростые задачи. Закон «Об образовании» создал новые правовые условия для функционирования системы образования в условиях рыночной экономики, заложил фундамент для формирования современной модели образования. Но он принят 20 лет назад. По сути, он принимался в совершенно другой стране. За это время изменился мир, изменилась Россия, изменились мы сами, появились технологии, которых ранее не было, и действующий закон перестал удовлетворять современным требованиям и общественным отношениям, которые складываются сегодня в системе образования.
Политика внесения поправок в существующий законодательный акт уже исчерпала свою силу. И мы логически и плавно подошли к необходимости принятия нового закона, который создаст необходимые условия для дальнейшего развития системы образования и в котором будет учитываться, что эта отрасль требует постоянного динамического обновления.
Позволю себе остановиться на некоторых аспектах предлагаемого законопроекта. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» сохраняет и развивает базовые принципы и социальные гарантии, заложенные в законе 1992 года, предлагая конкретные механизмы реализации этих принципов в современных условиях. Новый законопроект закрепляет все лучшие практики и образовательные технологии, которые сложились и были отработаны за 20-летний период.
Так, например, в обучении уже длительное время используются дистанционные образовательные технологии, и у студентов появилась возможность одновременного обучения в нескольких образовательных учреждениях. Законодательно закреплены основы использования в образовательном процессе сетевого взаимодействия образовательных учреждений и учреждений культуры, спорта. Выравнивается правовое положение государственных (муниципальных) и частных образовательных учреждений.
Впервые на законодательном уровне вводится возможность организации образовательного процесса на основе кредитно-модульной системы (системы зачетных единиц); регламентированы условия ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования. Закрепляется система мониторинга, которая позволит комплексно оценивать развитие отрасли в динамике. Предусматриваются нормы, обеспечивающие открытость образовательных организаций.
Принципу открытости в законе уделяется достаточно большое внимание. Этот принцип подразумевает участие в образовательном процессе представителей общества, в том числе участие работодателей в оценке эффективности образовательной деятельности, в процедурах лицензирования и аккредитации программ профессионального образования. Закон закрепляет перечень необходимой информации, которую образовательное учреждение должно довести до потребителей образовательных услуг. Вводятся процедуры независимой оценки качества, которые позволят специализированным организациям давать оценку деятельности образовательных учреждений, в том числе оценивать достоверность и полноту открыто публикуемой информации о качестве образования, предлагаемого потребителям.
Правовая модель, закрепляемая законопроектом, предполагает активное участие в формировании системы образования всех субъектов образовательных отношений: педагогических работников, обучающихся, родителей, образовательных организаций, органов управления образованием разных уровней, общественных организаций и работодателей.
Значительное внимание в законе уделяется правовому статусу участников образовательных отношений. Особо хочу сказать о внимании закона к фигуре учителя. Впервые на законодательном уровне закреплен особый статус педагогического работника в обществе, введены обязательства государства по созданию условий для осуществления профессиональной деятельности педагогических работников. Детально урегулированы академические и трудовые права педагогических работников и меры их социальной поддержки. Предусматривается принятие кодекса профессиональной этики, а также механизмы защиты педагогов от неправильного поведения со стороны учащихся, родителей, от произвола администрации.
Законопроект закрепляет дополнительные гарантии деятельности педагогов, устанавливает реальные механизмы, обеспечивающие уровень оплаты труда педагогических работников не ниже среднего по экономике соответствующего региона, предусматривает гарантии повышения квалификации и профессиональной переподготовки за счет работодателей. Устраняется правовой пробел в части аттестации педагогических работников частных образовательных учреждений.
В законопроекте детально урегулированы вопросы правового статуса обучающихся: их права, обязанности, дисциплинарная ответственность, меры социальной поддержки. Представлены реальные механизмы решения вопросов, касающихся стипендиального обеспечения учащихся, предоставления им мест в общежитии, обеспечения учащихся учебниками, питанием, транспортом для доставки к месту обучения.
Закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет приоритет родителей в воспитании и обучении детей. Родителям предоставляются широкие полномочия для участия в образовательной деятельности. Зафиксировано право родителей на получение полной информации о всех видах обследования учащихся, присутствие на проводимых обследованиях, право отказаться от проведения обследований. Родители могут выбирать для ребенка формы получения образования в конкретном образовательном учреждении.
На законодательном уровне введены нормы, регулирующие вопросы защиты прав обучающихся и их родителей. В частности, предусмотрено создание в образовательных организациях комиссий по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.
Особое внимание уделено образованию детей с ограниченными возможностями здоровья. Закон устанавливает приоритетность инклюзивного образования таких детей, то есть обучения в общеобразовательных учреждениях, сохраняя при этом возможность создания сети специализированных образовательных учреждений, когда обучение в общеобразовательных учреждениях является труднодоступным либо невозможным.
Закон закрепляет особенности получения образования детьми, проявившими выдающиеся способности. Существенно систематизируется система внеконкурсного поступления в образовательные учреждения. Предлагаются реальные механизмы в обеспечении доступности высшего образования для лиц, которые в силу разных жизненных обстоятельств не смогли получить необходимый для поступления в вузы уровень образования. Я имею в виду создание подготовительных бесплатных отделений для широкой категории граждан: дети с проблемами здоровья, участники военных действий, военнослужащие, дети погибших сотрудников правоохранительных органов и так далее. После бесплатного обучения на этих отделениях и прохождения вступительных испытаний они получают преимущества при поступлении в вуз.
Закон предлагает учащимся широкое разнообразие образовательных программ и образовательных траекторий. Теперь каждый ребенок сможет определить свой набор предметов для изучения в образовательном учреждении либо получить подготовку по каким-то отдельным направлениям за пределами образовательного учреждения. Закон впервые фиксирует возможность и необходимость сетевого обучения, когда в обучении участвует не только образовательное учреждение, в котором непосредственно учится ребенок, но и другие образовательные учреждения как в России, так и за рубежом, а также учреждения, для которых образовательная деятельность не является основной, например учреждения культуры, спорта и так далее.
Закон реагирует на современные запросы общества в области профессионального образования. Структура профессионального образования приводится в соответствие с Конституцией РФ. В частности, среднее профессиональное образование становится общедоступным для всех граждан. Этой нормы не было в ФЗ «Об образовании» 1992 года. Предлагается широкий спектр программ профессионального обучения квалифицированных рабочих кадров, которые позволят гражданину неоднократно в течение своей трудовой деятельности повышать свою квалификацию.
Закон достаточно полно использует механизмы, которые позволяют обеспечить дальнейшее развитие системы образования. Впервые на законодательном уровне закреплена возможность опытно-экспериментальной деятельности в системе образования. В последние годы мы сталкивались с тем, что интересные образовательные технологии, интересные модели не могли быть реализованы в силу ограниченности законодательства. Нормы нового закона позволяют вести опытно-экспериментальную деятельность в образовательном учреждении и при наличии положительного результата внедрять инновационные образовательные технологии в систему образования.
Особо отмечу введение педагогической экспертизы. Приведу пример. Все мы сталкиваемся с требованиями СанПиНов и понимаем, что не всегда они могут быть совместимы с технологиями организации образовательного процесса в школе. Закон предусматривает предварительную экспертизу проектов нормативных актов с целью устранения их негативного влияния на развитие системы образования, устранения конфликта интересов различных нормативных актов.
Система образования не может рассматриваться как самодостаточная замкнутая система. Принятие закона об образовании должно сопровождаться внесением изменений в законодательные акты, регулирующие отношения с другими отраслями экономики и социальной сферы. В этих целях подготовлен проект закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”». Этот законопроект предусматривает внесение изменений более чем в 100 федеральных законов и приводит иные законодательные акты в соответствие с нормами закона об образовании в части использования терминологии, трудовых отношений педагогических работников, межсоциальной поддержки учащихся, полномочий органов государственной власти и местного самоуправления.
Законопроект «Об образовании в Российской Федерации» одобрен Правительством РФ и внесен на рассмотрение в Государственную думу. Но его обсуждение продолжится и, надеюсь, позволит улучшить предлагаемый вариант и отработать те механизмы, в отношении которых пока нет модели реализации.
 
Интернет-издание «Просвещение», «Всенародный законопроект», 22 августа 2012 г.
 
Документ о допуске вместо диплома
 
Студентам медицинских вузов могут разрешить работать в больницах до окончания университета. Они могут получить возможность войти в средний или младший персонал больниц.
 
Министерство здравоохранения РФ утвердило новые правила допуска к медицинской практике лиц, не завершивших обучение. Согласно приказу, после третьего курса вуза студенты смогут быть сотрудниками младшей категории: санитарами, сиделками и нянями. После четвертого курса университета юных медиков могут допустить на должности средней категории. Это фельдшеры, медсестры, акушеры, стоматологи, зубные техники, лаборанты, физиотерапевты. Кроме того, после четвертого курса студент сможет стать фармацевтом, то есть его могут допустить к изготовлению лекарств.
Вместо диплома медики, решившие работать после 3-4 курсов, будут получать так называемый документ о допуске. Его будет выдавать специальная комиссия. В нее войдут представители медвуза, организаций среднего медицинского и фармацевтического образования, территориальных органов Минздрава и Росздравнадзора, а также ведущие специалисты здравоохранения и медицинской науки.
После представления всех документов в комиссию студент должен будет пройти три этапа экзамена: тесты, оценку практических навыков и собеседование. Если испытуемый получит «двойку», то пересдать экзамен он сможет не раньше чем через три месяца после последней попытки.
Если же студент сможет успешно пройти все испытания, он на пять лет получит документ о допуске к медицинской или фармацевтической деятельности. По истечении этого срока необходимо будет заново подтверждать квалификацию.
 
«Учительская газета», «Студентам-медикам позволили работать в больницах без диплома», 23 августа 2012 г.
 
«Рашн инглиш»: всегда есть что улучшить
 
Российские выпускники школ начнут повсеместно сдавать три обязательных Eдиных госэкзамена. К русскому языку и математике добавится иностранный язык – это прописано в новых федеральных государственных образовательных стандартах для старшей школы. Зачем понадобился третий экзамен? Какими будут контрольные материалы по новому ЕГЭ? Как правильно учить иностранный язык сегодня? Об этом обозреватель «РГ» беседует с президентом факультета иностранных языков и регионоведения МГУ им. Ломоносова, профессором Светланой Тер-Минасовой.
 
Светлана Григорьевна, вы возглавляете предметную комиссию ЕГЭ по иностранным языкам. До сих пор эти экзамены были аутсайдерами в «зачетной» табличке популярности предметов. Скоро ситуация в корне изменится. Зачем нам обязательный экзамен по инязу?
Светлана Тер-Минасова: Мы сегодня полноправные игроки на мировом рынке, где без знания иностранных языков, и в особенности английского, который уверенно претендует на роль глобального, делать нечего. Сейчас все – и образование, и коммерция, и производство завязаны на английский язык. Увы, у нас в стране до сих пор еще не все это понимают. Старшее поколение, в том числе и некоторые вузовские профессора, говорят: я, мол, языка не знаю, ну и что, зато – профессор. Даже на родном моем филологическом факультете, где я училась 5 лет и работала 22 года, попадались такие. Что же тогда говорить о нефилологах старшего поколения?
Как думаете – почему?
Светлана Тер-Минасова: Язык несет в себе мощный заряд культуры, и есть опасность попасть под влияние. Английский язык – так и вовсе язык супердержавы. С ним проникают и культура, и идеология, и система ценностей этой самой супердержавы. Но с другой стороны, закрыть глаза, заткнуть уши, сделать вид, что нам и так хорошо, тоже неверно. Просто надо параллельно с иностранными языками изучать Россию, русский мир, русскую историю. Мы на факультете именно так и делаем. А у нас иностранные языки, в советское время по крайней мере, всегда были где-то между физкультурой и пением. Ненужный предмет: говорить было не с кем, читать нечего и писать некому.
И не только в советское. В моей школе уже в конце 90-х старшеклассникам предложили эксперимент – не изучать один из четырех предметов: химию, биологию, физику или иностранный язык. Я отказалась от физики, а многие на радостях вычеркнули из уроков именно иностранный язык.
Светлана Тер-Минасова: Удивительно. Поэтому я очень надеюсь, что новое правило про обязательный экзамен по иностранным языкам выведет Россию на новый уровень. Знаете, у меня есть целая коллекция ужасов, которые происходили от незнания языка. Не говорю уже о крушении самолетов, пилоты которых путали футы с метрами. Покупалось дорогое оборудование и лежало годами, потому что не могли прочитать инструкцию.
Но сейчас с языками-то получше? Интернет, интернациональный сленг, нет проблемы выехать за границу.
Светлана Тер-Минасова: Да, студенты к нам приходят, уже поездив по разным международным лагерям и курортам. Но их меньшинство. А учителей «старой закалки» – все еще большинство. Преподают в основном люди, которые выучили язык, читая классическую литературу: Диккенса, Шекспира, и никогда в жизни не слышали живых англичан.
Как нужно преподавать язык, чтобы это был не просто проходной экзамен?
Светлана Тер-Минасова: У нас, к счастью, есть время до 2020 года. Помните, все проблемы ЕГЭ начались 10-11 лет назад, когда его ввели без всякой подготовки. Учителей и учеников буквально бросили в него, и половина «утонула». Поднялась волна протестов – это помнят все. Поэтому все нужно делать постепенно, нам на это дается 8 лет. Сегодня много где можно выучить язык. Есть ведущие сильные вузы, есть хорошие частные университеты, интересные курсы, но никто никогда не обобщал этот опыт.
Для языка в рамках новых школьных стандартов предлагается два уровня изучения на выбор – базовый и профильный. Это правильно?
Светлана Тер-Минасова: Да. Те, кто собирается профессионально заниматься языком, – это все-таки малочисленная часть общества по сравнению с многомиллионной армией нефилологов, неспециалистов по языкам. К ним должны быть другие требования. Нам надо избавиться от нашего традиционного перфекционизма. В советское время все начиналось с фонетики – и действительно, это одежка, по которой встречают. Но провожают по другим аспектам. Однако будущих инженеров, физиков, химиков тогда настолько мучили произношением, что у них возникал комплекс. В одной из первых заграничных стажировок-командировок в 70-е годы, где я была единственной женщиной и к тому же единственным гуманитарием в нашей группе, наблюдала печальную картину. Иностранцы всех мастей прекрасно «плевали» на произношение, не пытаясь говорить как Черчилль, не стесняясь своего китайского или шведского акцента, а наши физики и химики, хоть и знали язык лучше других, двух слов связать не могли из-за боязни произнести что-то неправильно. Языковые ошибки никогда не вызывают отрицательной реакции у носителей языка. А вот культурные – напротив, могут испортить настроение надолго. Носителю языка языковые ошибки собеседника дают некое чувство превосходства, и он с радостью поправит вас или просто сделает вид, что не заметил. В базовом и профильном уровне нет ничего плохого, инженеру не нужно знать язык на уровне лингвиста.
В 16-17 лет школьник уже выбирает вуз, но предугадать, в какой степени ему понадобится иностранный язык, все-таки сложно.
Светлана Тер-Минасова: Я уверена, что к концу школы можно совершенно четко понять: есть ли склонность к изучению языков, будут ли они, выражаясь словами моей младшей дочери, «гарниром» к другой профессии или, так скажем, «основным блюдом». Эта идея очень правильная.
Говорят, что КИМы часто составляются по завышенным вузовским меркам, а с заданиями по иностранным языкам и вовсе в прошлом году были скандалы.
Светлана Тер-Минасова: Мое мнение, что КИМы должны быть составлены не снобистски, исходя из высокого знания профессионалов в этой области, а с учетом нужд и требований потребителя. Они должны быть ориентированы на школьника, а не на демонстрацию глубоких и широких познаний учителя. А в нашей традиции, как я уже говорила, перфекционизм. Те немногие часы, которые у нас были в советских школах, да и сейчас, мы тратили и тратим на изучение грамматики во всем великолепии, особое внимание уделяя редко употребляемым формам. Честно вам скажу – на таком уровне грамматику не знает ни один носитель языка. Я – типичный продукт той школы: знаю устойчивые выражения и грамматические формы, которые остались только у Шекспира. Или, к примеру, абсолютную причастную конструкцию, которую я никогда в жизни не употребила, но зато много и старательно изучала.
Получается, нужно кардинально менять тактику, учить в школе в первую очередь языку разговорному, а не книжному?
Светлана Тер-Минасова: Не нужно ударяться в крайности. Чтобы читать книжки, нужно знать грамматику. Наша задача в Московском университете – научить не только тому, как говорить, но и тому, что говорить. У нас есть отдельный предмет: мир изучаемого языка. Для того, чтобы общаться на иностранном языке, нужно знать не только язык, но и культуру, обычаи, привычки народа, который на этом языке говорит. Культурный барьер гораздо опаснее языкового. Культурные ошибки не прощаются.
Иностранный язык можно сдавать в форме ЕГЭ?
Светлана Тер-Минасова: Англичане говорят: there is always room for improvement. Всегда есть что улучшить. Я изначально была против ЕГЭ. В США к тому времени уже около сорока лет проводился единый тест, и были написаны очень хорошие книги, одна из которых называлась «Стандартизированные умы» – о том, что усреднение умов приводит к оглуплению нации. Прежде чем начинать ЕГЭ, надо было изучить опыт тех, кто делал те же самые ошибки.
Первые КИМы были полной калькой с кембриджских тестов. Конечно, это ориентир, если бы мы начали сочинять сами, получился бы так называемый «рашн инглиш». Но представьте себе, что тесты расходятся на всю Россию, а там задание про мальчика, который решил своей маме на день рождения сделать подарок. Он звонит по телефону и по своей кредитке заказывает торт. И вот это задание читает мальчик в сибирской глубинке, который эти кредитки в глаза не видел, как и его родители. Первые КИМы абсолютно не соответствовали нашему быту, культуре. Сейчас все гораздо лучше, но все равно тесты по языку всегда будут несовершенными. Когда величие и разнообразие естественного человеческого языка втискивают в рамки тестов, искажений не избежать.
Иностранный язык – это все-таки разговор, речь. А ЕГЭ – письменный. Что делать?
Светлана Тер-Минасова: Нужно аудирование. Оно было лет пять назад, но потом его отменили. Никто не был готов, народ стенал: нас никто не учил слушать тексты и воспринимать их. Но как только аудирование убрали, года через два мне начали приходить письма с вопросами, когда же в экзамены включат аудирование. То же самое сообщество, которое было счастливо, когда его отменили, стало говорить, что оно нужно. Я тоже считаю, что только по письменной работе нельзя судить о знании языка. Аудирование должно обязательно стать частью ЕГЭ. Но, учитывая наш печальный опыт, нужно к этому хорошо подготовиться.
 
«Российская газета», «Do you speak ЕГЭ?», 21 августа 2012 г.

Назад