Новосибирская открытая образовательная сеть




Сейчас

 

Все новости

Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Август 2015 Июль 2015 Июнь 2015 Май 2015 Апрель 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015

 

Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Август 2014 Июль 2014 Июнь 2014 Май 2014 Февраль 2014 Январь 2014

 

Декабрь 2013 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Январь 2013

 

Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Март 2012 Февраль 2012 Январь 2012

 

Декабрь 2011 Ноябрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 Июнь 2011 Май 2011 Апрель 2011 Март 2011 Февраль 2011 Январь 2011

 

Декабрь 2010 Ноябрь 2010 Октябрь 2010 Сентябрь 2010 Август 2010 Июль 2010 Июнь 2010 Май 2010 Апрель 2010 Март 2010 Февраль 2010 Январь 2010

 

Декабрь 2009 Ноябрь 2009 Октябрь 2009 Сентябрь 2009 Август 2009 Июль 2009 Июнь 2009 Май 2009 Апрель 2009 Март 2009 Февраль 2009 Январь 2009

 

Декабрь 2008 Ноябрь 2008 Октябрь 2008 Сентябрь 2008 Август 2008 Июль 2008 Июнь 2008 Май 2008 Апрель 2008 Март 2008 Февраль 2008 Январь 2008

 

Декабрь 2007 Ноябрь 2007 Октябрь 2007 Сентябрь 2007 Август 2007 Июль 2007 Июнь 2007 Май 2007 Апрель 2007 Март 2007 Февраль 2007 Январь 2007

 

Декабрь 2006 Ноябрь 2006 Октябрь 2006 Сентябрь 2006 Август 2006 Июль 2006 Июнь 2006 Май 2006 Апрель 2006 Март 2006 Февраль 2006 Январь 2006

 

Декабрь 2005 Ноябрь 2005 Октябрь 2005 Сентябрь 2005 Август 2005 Июль 2005 Июнь 2005 Май 2005 Апрель 2005 Март 2005 Февраль 2005 Январь 2005

 

Декабрь 2004 Ноябрь 2004 Октябрь 2004 Сентябрь 2004 Август 2004 Июль 2004 Июнь 2004 Май 2004 Апрель 2004 Март 2004 Февраль 2004 Январь 2004

 

Декабрь 2003 Ноябрь 2003 Октябрь 2003 Сентябрь 2003 Август 2003 Июль 2003 Июнь 2003 Май 2003 Апрель 2003 Март 2003 Февраль 2003 Январь 2003
31.08.2012

ОБЗОР ПРЕССЫ №437

Общественный совет при Минобрнауки задает новый стиль работы
 
В предпоследний день лета в Москве состоялось первое заседание нового состава Общественного совета при Министерстве образования и науки РФ. Участники заседания обменялись мнениями относительно будущих направлений деятельности Совета и обсудили ряд запланированных тем.
 
Состав Общественного совета, созванного впервые шесть лет назад, в этом году выбирался весьма необычно: каждый желающий мог предложить любую, на его взгляд, достойную кандидатуру на сайте радиостанции «Эхо Москвы». Ее руководитель Алексей Венедиктов также входил и сегодня входит в состав Совета. Таким образом, была выбрана первая половина членов Совета, кандидатуры второй предложил министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов. Председателем Совета избран академик и нобелевский лауреат Жорес Алферов.
Во вступительном слове Дмитрий Ливанов отметил, что Общественный совет должен привнести новый стиль в работу министерства. У него будут новые функции и полномочия. Основная задача Совета, по его мнению, состоит в том, чтобы вовлечь в обсуждение проблем в образовании всех – родителей, экспертов, тех, кому это важно. Общественный совет должен будет не только проводить экспертизу принимаемых решений, но и самостоятельно рассматривать ряд вопросов, круг которых будет определен в дальнейшем.
Министр по связям с открытым правительством РФ Михаил Абызов подчеркнул, что обязательных рамок для Общественного совета никто задавать не будет. «Важно, чтобы такие органы сами определяли свои задачи, поддерживали взаимодействие между общественностью и исполнительной властью, вовлекали общественность в процесс преобразований», – сказал Михаил Абызов.
Планируется, что в течение года Совет будет собираться ежеквартально. На каждом заседании будут обсуждаться две темы. Члены Совета уже предложили девятнадцать тем, шесть предложил министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов. По его мнению, важно обсудить такие проблемные вопросы, как облик современного учителя, экспертиза учебников, дошкольное образование и поступление в детские сады, прием в первый класс, необходимость, формы и содержание ЕГЭ. Естественно, будут обсуждаться и новые ФГОС.
Один из основных вопросов, рассмотренных на первом заседании Совета, касался «обвала отчетности» в учительской среде. Разговор на эту тему начала директор гимназии №56 Санкт-Петербурга Майя Пильдес. «Всем хорошо известно, что закрытая система погибает. Сегодня каждая школа открыта и имеет собственный сайт. Так почему же РОНО запрашивает ту информацию, которую они сами могут оттуда извлечь? Это бессмысленная работа, на которую они обрекают педагогов», – подчеркнула Майя Пильдес.
«Действительно, сегодня школа порой превращается в место, где дети мешают учителям работать с бумагами. Однако на самом деле есть проблемы и посерьезнее. Необходимо отменить такой показатель успешности работы губернаторов, как уровень баллов ЕГЭ по регионам. Его использование порождает много неприятных вещей», – отметил директор московского центра образования №109 Евгений Ямбург.
Поддержал разговор об этой проблеме и Алексей Венедиктов: «Действительно, почему этот критерий входит в оценку работы губернаторов? Они же не учат детей. Но следить за подготовкой школ к 1 сентября обязаны. Вот и спросите их по этому критерию».
Академик Георгий Георгиев высказался по тому же вопросу – необходимости упрощения отчетности и снижения административного бремени, – только уже в науке, которая страдает от этого не меньше, чем школьное образование. По его словам, ученые ежегодно пишут такое множество отчетов, что их общий объем может быть сопоставим с двумя-тремя диссертациями.
Второй вопрос заседания был посвящен не менее проблемной теме – оптимизации числа вузов.
«Ситуация с системой высшего образования критическая. Все чувствуют, как она пострадала за последние двадцать лет. В СССР было 500 вузов, в которых обучали 1 миллион студентов. Сегодня вузов в два раза больше, а студентов – 6,5 миллиона.  Это при том, что численность населения уменьшилась. В массовости высшего образования нет ничего плохого, это общемировой тренд. Но нам нужно лучше следить за качеством. И сегодня Минобрнауки РФ занимается этим вопросом и осуществляет мониторинг вузов на основе почти 50 показателей. Вариантов, что делать с неэффективными вузами, много: можно закрыть или объединить их с более сильными, можно поменять руководство, а можно и как-то поддержать. Наша задача – провести экспертную работу так, чтобы понять, что с ними делать. Учитывая, что студенты пострадать не должны», – высказал свою позицию по этому вопросу Дмитрий Ливанов.
В свою очередь Евгений Ямбург попросил внимательно отнестись к педагогическим вузам. «Учитель – не просто специалист, а специалист по ребенку. Если педвузы закрывают или сливают с классическими, то педагогический компонент из них нередко уходит», – подчеркнул он.
«В стране закрыто 30 педагогических вузов. Многие начинают стесняться своей педагогической «вывески». А ведь педагог – это системообразующая профессия. Я считаю, что в данной ситуации количество педагогических вузов необходимо не «сократить», а скорее «санировать», – отметил доцент РГПУ имени Герцена Сергей Рукшин.
С каждой репликой дискуссия становилась все более острой. Очевидно, в новом составе Общественного совета при Министерстве образования и науки РФ собрались действительно те, кому не все равно, что педагог, профессор, ученый сегодня настолько перегружены различными запросами и проблемами, что у них не остается времени на свое основное занятие – работу с подрастающим поколением.
Первое заседание показало, что Совет начал свою работу достаточно активно, и остается надеяться, что членам Совета удастся решить те вопросы, которые были на нем затронуты, и, как и предполагалось, привлечь к этой работе широкие слои общественности.
 
«Учительская газета», «Новый Общественный совет начал работу при Минобрнауки РФ», 30 августа 2012 г.
 
Тонкая грань между гуманитариями и естественниками 
 
Перед российскими вузами поставлена серьезная задача – как минимум пять должны быть в ведущих мировых рейтингах. У кого есть шансы? С таким вопросом корреспондент «РГ» обратился к ректору РГГУ Ефиму Пивовару.
 
Ефим Пивовар: В рейтинги могут попасть лишь университеты, где представлены все или подавляющая часть программ подготовки, т.е. подобные классическим университетам Запада. На этом основана принятая в мире система рейтингования. Именно поэтому в свое время многие наши вузы «записывались» в университеты. Но, скажем, Московская консерватория никогда не войдет в подобный рейтинг. Хотя во всем мире знают, что наше музыкальное образование одно из лучших. Это же касается театральных, хореографических училищ, гуманитарных, архитектурных, лингвистических вузов и т.д.
Может, в рейтингах нужна отдельная графа для гуманитарного образования?
Ефим Пивовар: В приоритетных направлениях развития науки нет ни одного гуманитарного, хотя гуманитарная наука сейчас активно сотрудничает и с математикой, биологией, генетикой. И эти исследования сугубо гуманитарными уже не назовешь. Например, РГГУ вместе с Институтом прикладной математики им. Келдыша РАН работает над созданием интеллектуальных роботов. Мы сотрудничаем с Курчатовским институтом в когнитивных программах.
Грань между гуманитарными и естественными дисциплинами будет стираться. Генетика уже пересекается с археологией и антропологией. Методы естественных наук используются в искусствоведении. Одно из популярных направлений у молодежи – математическая лингвистика, появляется много исследований, связанных с Интернетом. Что касается рейтингов для гуманитарного образования, то сейчас началась работа по созданию международного рейтинга, учитывающего европейский и российский опыт высшего образования.
На какие специальности в этом году у вас был самый большой конкурс? Как зачисляли олимпиадников, которые могли лишь один раз использовать льготу?
Ефим Пивовар: На рекламу и связи с общественностью, социологию, журналистику, политологию, переводоведение, фундаментальную и прикладную лингвистику, интеллектуальные системы в гуманитарной сфере. На некоторых специальностях олимпиадников было больше, чем мест. Принимали тех, кто раньше подал документы, остальные шли на общих основаниях. Инвалидов и сирот поступило немного – не больше 70 человек.
Как относитесь к предложению Дмитрия Ливанова сократить количество вузов, увеличив оставшимся финансирование?  
Ефим Пивовар: Поддерживаю. Я – за кластеры, в которых может быть реализовано непрерывное образование от начального профессионального до высшего и послевузовского. Но к ведущим вузам надо присоединять не слабые, без материальной базы, а нормальные региональные вузы и колледжи. Экономически эффективное управление возможно, когда при вузе собрано 5-10 колледжей.
С этого года в школах появятся «Основы религиозных культур и светской этики». Времени на эксперимент отпущено мало, и у директоров школ по-прежнему много вопросов: кто и как должен вести эти уроки?
Ефим Пивовар: Считаю, что учителя истории. Во время эксперимента курс ввели в двух классах – четвертом и пятом. По-моему, его надо начинать в пятом классе, когда учеников знакомят с историей человечества, возникновением всех мировых религий. Мы, кстати, участвовали в подготовке учебника «История мировых религий», и считаю его неплохим. Вообще курс истории мировых религий совместим с курсом школьной истории. И в его рамках можно дать представление о православии, исламе, иудаизме, буддизме, не сталкивая предметы.
В этом году на «религиоведение» у нас был конкурс 13 человек на место. Но на бюджетные места взяли всего 6 человек. Плюс контрактники. Если будет заказ от государства на подготовку таких специалистов, можем готовить гораздо больше. Можно даже выделить в наших программах особое направление, связанное с преподаванием в школе «Основ религиозных культур и светской этики».
В новых стандартах есть еще один новый предмет – «Россия в мире», которым предлагается в том числе и заменить историю...
Ефим Пивовар: Этот предмет может преподаваться в профильной гуманитарной школе как историческая дисциплина, то есть это не замена, а иное содержание. Что мы и предлагали разработчикам стандартов. «Россия в мире» должен быть широким курсом, включающим теорию истории, методы исторического познания, определение места российской истории в мировой.
Изымать историю из школы как предмет нельзя. Это основа мировоззрения. Один-два часа в неделю на историю необходимо выделять. Абитуриенты сейчас, к сожалению, гораздо хуже знают этот предмет. И школа тут не одна виновата. Сказываются перемены в обществе и способы получения исторической информации. Если раньше ее источниками были учитель и учебник, то сейчас гораздо большую роль играют социальные сети, Интернет, телевидение.
 
«Российская газета», «Дай пять!», 29 августа 2012 г.

Назад