Новосибирская открытая образовательная сеть




Сейчас

 

Все новости

Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Август 2015 Июль 2015 Июнь 2015 Май 2015 Апрель 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015

 

Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Август 2014 Июль 2014 Июнь 2014 Май 2014 Февраль 2014 Январь 2014

 

Декабрь 2013 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Январь 2013

 

Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Март 2012 Февраль 2012 Январь 2012

 

Декабрь 2011 Ноябрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 Июнь 2011 Май 2011 Апрель 2011 Март 2011 Февраль 2011 Январь 2011

 

Декабрь 2010 Ноябрь 2010 Октябрь 2010 Сентябрь 2010 Август 2010 Июль 2010 Июнь 2010 Май 2010 Апрель 2010 Март 2010 Февраль 2010 Январь 2010

 

Декабрь 2009 Ноябрь 2009 Октябрь 2009 Сентябрь 2009 Август 2009 Июль 2009 Июнь 2009 Май 2009 Апрель 2009 Март 2009 Февраль 2009 Январь 2009

 

Декабрь 2008 Ноябрь 2008 Октябрь 2008 Сентябрь 2008 Август 2008 Июль 2008 Июнь 2008 Май 2008 Апрель 2008 Март 2008 Февраль 2008 Январь 2008

 

Декабрь 2007 Ноябрь 2007 Октябрь 2007 Сентябрь 2007 Август 2007 Июль 2007 Июнь 2007 Май 2007 Апрель 2007 Март 2007 Февраль 2007 Январь 2007

 

Декабрь 2006 Ноябрь 2006 Октябрь 2006 Сентябрь 2006 Август 2006 Июль 2006 Июнь 2006 Май 2006 Апрель 2006 Март 2006 Февраль 2006 Январь 2006

 

Декабрь 2005 Ноябрь 2005 Октябрь 2005 Сентябрь 2005 Август 2005 Июль 2005 Июнь 2005 Май 2005 Апрель 2005 Март 2005 Февраль 2005 Январь 2005

 

Декабрь 2004 Ноябрь 2004 Октябрь 2004 Сентябрь 2004 Август 2004 Июль 2004 Июнь 2004 Май 2004 Апрель 2004 Март 2004 Февраль 2004 Январь 2004

 

Декабрь 2003 Ноябрь 2003 Октябрь 2003 Сентябрь 2003 Август 2003 Июль 2003 Июнь 2003 Май 2003 Апрель 2003 Март 2003 Февраль 2003 Январь 2003
28.04.2005

Плох тот учитель, который не мечтает стать мастером

27 апреля в актовом зале школы №17 Заельцовского района прошёл второй отборочный тур областного конкурса «Учитель года». Программа дня включала в себя защиту системы работы каждого из участников и «Педагогический ринг». Во втором туре приняли участие пятнадцать конкурсантов из города и области. Их работы оценивало компетентное жюри, состоявшее из преподавателей различных предметов школ города, среди которых были даже Заслуженные учителя Российской Федерации, а также специалистов Новосибирского государственного педагогического университета и Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования.

«Научить ученика учиться без учителя»?

Учителя-предметники в течение ограниченного регламентом времени поочерёдно защищали свои авторские системы работы. Конечно, то, какой предмет ведёт учитель, играло немаловажную роль в ходе защиты: здесь больше всего повезло педагогам эстетического цикла — их слайды на видеопроекции были наиболее запоминающимися и интересными — детские рисунки, как ни странно, удивительно хорошо дополняли графики и схемы исследований.

Конечно, много в выступлениях было и общего. Все участники выявили схожие элементы качественного обучения. Недаром так много слов было сказано о способах мотивации, раскрытии индивидуальных способностей, формировании самостоятельности и создании психологического контакта между учеником, педагогом и всем классом.

Независимо от того, какой предмет ведёт учитель, обнаружились и полярно разные подходы к обучению детей. И, хотя учителя литературы и искусства склонны были утверждать, что именно гуманитарные науки в первую очередь оказывают влияние на формирование гармоничной личности, укрепление творческих навыков и являются необходимым составляющим для интеллектуального и эмоционального развития ребёнка, но всё же в последствии пришли к выводу: сколько детей — столько и личностей. Кого-то заставит задуматься над вопросами морали литература, а кому-то поможет самореализоваться алгебра! Как сказала в своём докладе учитель литературы средней общеобразовательной школы №5 г. Искитима Марина Юрьевна Пак: «Покажите детям, как вкусно это написано, предложите подумать вместе над удивительной гармонией формы и содержания поэтического слова, и они ответят вам с не меньшим вдохновением, пониманием и энтузиазмом». Ведь миссия педагога в том, чтобы помочь отыскать и раскрыть в ученике те способности, которые в нём заложены, а не пытаться воплотить его индивидуальность во что-то другое.

Некоторые учителя подчеркивали важность коллективной работы как необходимого условия для социализации ребёнка, другие же говорили о том, что плодотворной является индивидуальная деятельность. На это направлен, например, «метод проектов» Елены Владимировны Казаковой, преподавателя английского языка школы №2 г. Оби. Несколько её учеников самостоятельно подготовили на английском языке проект «Мой город, моё будущее» по созданию спортивного комплекса местного значения.

Ирина Александровна Дягилева, учитель музыки, подняла в защите своей системы работы проблему преподавания искусства. К сожалению, сейчас во многих школах не преподаётся музыка, изобразительное искусство и основы мировой художественной культуры из-за отсутствия специалистов-предметников. Либо эти дисциплины ведутся как второстепенные, «добавочные» к основным школьным предметам. «Мы должны воспитывать творцов, а не ремесленников, — говорит Ирина Александровна, — предметы эстетического цикла — это основа для всех специальностей. Будущим инженерам тоже нужны воображение, эстетический вкус и эмоциональность восприятия!» Действительно, о межпредметных связях говорили большинство из выступавших педагогов — школьные предметы все, так или иначе, взаимосвязаны, и нельзя категорично сказать, что в обучении является главным, а что — второстепенным.

Большую роль в представленных на конкурс работах педагоги уделили и фактору здоровья. Печальная статистика о том, сколько детей сейчас приходят здоровыми в школу, общеизвестна. Состояние экологии заставляет вносить изменения и в работу педагога — так, Елена Владимировна Казакова включила в изучение темы «Здоровье» занимательный урок, на котором ребята учились готовить полезную пищу, сами придумывая новые блюда здоровой кухни и попутно запоминая английские названия продуктов. И это только одна из форм развития детского творчества!

Рисунки, сочинения, различные тематические дневники, проектные работы и многое другое — этим наши учителя стараются развивать творческие задатки детей. Важным фактором в оценке проводимой учителем внеклассной работы стало и привлечение родителей к участию в школьных мероприятиях.

 

Педагоги на ринге

Вторая часть состязаний этого дня именовалась «Педагогическим рингом». Название этой части конкурса было выбрано не случайно: каждый вопрос содержал в себе провокацию.

После жеребьёвки участники разделились на три пятёрки. Каждой группе были заданы вопросы о новшествах российской педагогики, системе образования в целом, необходимости образовательных реформ, реализации учительской власти. Действительно, обсуждение было жарким, но, как известно, в спорах рождается истина. Выступления каждого участника оценивалось по адекватности ответов, их аргументированности, образности, оригинальности и умению вести дискуссию.

Так, на вопрос-утверждение жюри «Наше образование — лучшее в мире. Наши ученики — победители международных олимпиад. Для чего же нужны перемены в российской системе образования?», конечно, сложно в течение одного педагогического ринга и считанных минут найти верный ответ. Пусть педагоги и не сумели предложить чёткой системы возможного реформирования, но их слова «Для того, чтобы работать ещё лучше» по праву можно назвать искренним ответом людей, для которых педагогика не просто работа, а нужное и любимое дело. Говорят, что мастером не так сложно стать, как им оставаться. В профессии учителя в равной мере важно как вдохновение, любовь к своей работе, так и постоянное, упорное самосовершенствование, ведь учитель всегда в первую очередь сам учится, узнаёт что-то новое.

 

На конкурсе педагогам пришлось быть одновременно и практиками, и теоретиками, защищать авторские планы предметных уроков и вновь и вновь задумываться над прописными истинами педагогики. Напоследок хочется повторить не раз звучавшие на конкурсе слова: «Учить может тот, кто учится». Очень важно, что наши педагоги первой задачей конкурса видят возможность поделиться своим опытом и научиться методикам своих коллег.

Екатерина ФИЛАТОВА, редакция ОблЦИТ
Фотоиллюстрации Анжелики ЗАСЯДЬКО

Назад