Новосибирская открытая образовательная сеть




Сейчас

 

Все новости

Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Август 2015 Июль 2015 Июнь 2015 Май 2015 Апрель 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015

 

Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Август 2014 Июль 2014 Июнь 2014 Май 2014 Февраль 2014 Январь 2014

 

Декабрь 2013 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Январь 2013

 

Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Март 2012 Февраль 2012 Январь 2012

 

Декабрь 2011 Ноябрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 Июнь 2011 Май 2011 Апрель 2011 Март 2011 Февраль 2011 Январь 2011

 

Декабрь 2010 Ноябрь 2010 Октябрь 2010 Сентябрь 2010 Август 2010 Июль 2010 Июнь 2010 Май 2010 Апрель 2010 Март 2010 Февраль 2010 Январь 2010

 

Декабрь 2009 Ноябрь 2009 Октябрь 2009 Сентябрь 2009 Август 2009 Июль 2009 Июнь 2009 Май 2009 Апрель 2009 Март 2009 Февраль 2009 Январь 2009

 

Декабрь 2008 Ноябрь 2008 Октябрь 2008 Сентябрь 2008 Август 2008 Июль 2008 Июнь 2008 Май 2008 Апрель 2008 Март 2008 Февраль 2008 Январь 2008

 

Декабрь 2007 Ноябрь 2007 Октябрь 2007 Сентябрь 2007 Август 2007 Июль 2007 Июнь 2007 Май 2007 Апрель 2007 Март 2007 Февраль 2007 Январь 2007

 

Декабрь 2006 Ноябрь 2006 Октябрь 2006 Сентябрь 2006 Август 2006 Июль 2006 Июнь 2006 Май 2006 Апрель 2006 Март 2006 Февраль 2006 Январь 2006

 

Декабрь 2005 Ноябрь 2005 Октябрь 2005 Сентябрь 2005 Август 2005 Июль 2005 Июнь 2005 Май 2005 Апрель 2005 Март 2005 Февраль 2005 Январь 2005

 

Декабрь 2004 Ноябрь 2004 Октябрь 2004 Сентябрь 2004 Август 2004 Июль 2004 Июнь 2004 Май 2004 Апрель 2004 Март 2004 Февраль 2004 Январь 2004

 

Декабрь 2003 Ноябрь 2003 Октябрь 2003 Сентябрь 2003 Август 2003 Июль 2003 Июнь 2003 Май 2003 Апрель 2003 Март 2003 Февраль 2003 Январь 2003
06.06.2005

Каникулы не для учителей

В то время как школьники сдают выпускные экзамены, в информационно-методическом отделе Областного центра информационных технологий начались курсы повышения квалификации учителей начальной школы. Их проводит издательство «Вентана-Граф», специально приглашённое в Новосибирск в рамках Договора о сотрудничестве Департамента образования Новосибирской области с Издательским центром. Тема курсов — «Начальная школа XXI-го века: цели, задачи, инновационные технологии» (по УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой), они продлятся до 10-го июня.

Первая встреча состоялась с Татьяной Борисовной Соколенко, методистом издательства «Вентана-Граф». Она рассказала о новых учебно-методических комплектах, выпускаемых данным издательством для начальной школы. Коллективом авторов под руководством одного из самых известных авторитетов в области педагогики начальной школы — Натальи Фёдоровны Виноградовой — был разработан комплект учебно-методических пособий «Начальная школа XXI века». Н. Ф. Виноградова активно сотрудничает с Управлением общего среднего образования по созданию концепции перспективной начальной школы, по обновлению методических документов с учётом современных требований к начальному образованию. Поэтому не случайно новый комплект был признан победителем конкурса «Лучшие издания» XIV Московской международной выставки-ярмарки в номинации «Учебник XXI века», стал победителем конкурса по созданию учебников нового поколения для средней школы, а авторский коллектив под руководством Н. Ф. Виноградовой получил Премию президента РФ в области образования за 2001 год за создание комплекта УМ пособия «Начальная школа XXI века» для общеобразовательных учреждений.

В основе УМК — целостная концепция начального образования, где каждый учебный предмет в соответствии со спецификой и особенностями направлен на достижение главной цели — полноценное индивидуальное развитие каждого ребёнка и его успешное обучение. «Начальная школа XXI века» уделяет особое внимание творческой деятельности учащихся, основанной на инициативе и самостоятельности каждого школьника.

Пришедших на курсы учителей, познакомившихся с новинками издательства «Вентана-Граф», конечно, в первую очередь интересовал вопрос «Как работать с новыми учебно-методическими комплектами?». Авторы, сотрудничающие с издательством, дают совершенно чёткий ответ: работать нужно только дифференцированно. Только индивидуальный подход к ученику, только дифференцированная работа на уроке позволят учителю добиться поставленных целей, успешно решить задачи каждого урока. Никто, кроме учителя, не знает возможностей каждого ученика, возможностей класса в целом.

Если учитель не учитывает этих возможностей, не выбирает для конкретного ученика или для всего класса заданий, соответствующих уровню подготовленности или темпу работы, то происходит элементарная перегрузка учеников, появляется раздражение у учителей и усталость у учеников. В своих комментариях к учебникам авторы постоянно обращают внимание учителя на то, какое упражнение адресовано для фронтальной работы, какое для индивидуальной или работы в парах. Но и без комментариев понятно, что если темп работы учеников низкий или уровень подготовленности невысокий, то выполнить четыре или пять упражнений за урок невозможно. Однако многие учителя так делают, руководствуясь принципом: всё, что написано в учебнике, должно быть выполнено. Это неверный подход.

Учебники и рабочие тетради создавались именно для того, чтобы облегчить учителю возможность проведения дифференцированной работы, чтобы предоставить выбор заданий, упражнений. Отсюда понятно, что механическое выполнение всего объёма учебника недопустимо. То же относится и к темам, которые впервые изучаются в начальной школе: они представлены для ознакомления с тем или иным языковым фактом, но никак не для запоминания или заучивания. Здесь учителю необходимо изменить подход к самому себе: не всякая информация, рассказанная им на уроке, должна быть воспроизведена учениками в полном объёме. Например, темы «Фразеологизмы» во 2 классе или «Качественные прилагательные» — в 3-м, «Наклонение глаголов», «Имя числительное», «Словосочетание» — в 4-м и многие другие. Об этих языковых единицах учитель может просто рассказать, выполнить с учениками одно упражнение или разобрать проблемную ситуацию рубрики «Давай подумаем»; этого вполне достаточно в классе с невысоким темпом работы. Если же ученики хорошо подготовлены или в классе есть «сильные» ученики, можно предложить ещё одно или два упражнения, а потом обсудить выполнение со всем классом.

Курсы только начались и впереди целая неделя. А за это время планируется провести не только семинары с сотрудниками издательства и авторами курсов, но и экскурсии по выставочному залу, медиацентру, круглые столы. А по итогам курсов учителям будет вручено удостоверение Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования (Москва).

Желающие подробнее познакомиться с учебниками, рабочими тетрадями и методическими и дидактическими материалами УМК «Начальная школа века» найдут информацию здесь.

Светлана Кителёва и Евгения Анискевич, редакция ОблЦИТ
Фотоиллюстрации С. Кителёвой

Назад