Новосибирская открытая образовательная сеть




Сейчас

 

Все новости

Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Август 2015 Июль 2015 Июнь 2015 Май 2015 Апрель 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015

 

Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Август 2014 Июль 2014 Июнь 2014 Май 2014 Февраль 2014 Январь 2014

 

Декабрь 2013 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Январь 2013

 

Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Март 2012 Февраль 2012 Январь 2012

 

Декабрь 2011 Ноябрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 Июнь 2011 Май 2011 Апрель 2011 Март 2011 Февраль 2011 Январь 2011

 

Декабрь 2010 Ноябрь 2010 Октябрь 2010 Сентябрь 2010 Август 2010 Июль 2010 Июнь 2010 Май 2010 Апрель 2010 Март 2010 Февраль 2010 Январь 2010

 

Декабрь 2009 Ноябрь 2009 Октябрь 2009 Сентябрь 2009 Август 2009 Июль 2009 Июнь 2009 Май 2009 Апрель 2009 Март 2009 Февраль 2009 Январь 2009

 

Декабрь 2008 Ноябрь 2008 Октябрь 2008 Сентябрь 2008 Август 2008 Июль 2008 Июнь 2008 Май 2008 Апрель 2008 Март 2008 Февраль 2008 Январь 2008

 

Декабрь 2007 Ноябрь 2007 Октябрь 2007 Сентябрь 2007 Август 2007 Июль 2007 Июнь 2007 Май 2007 Апрель 2007 Март 2007 Февраль 2007 Январь 2007

 

Декабрь 2006 Ноябрь 2006 Октябрь 2006 Сентябрь 2006 Август 2006 Июль 2006 Июнь 2006 Май 2006 Апрель 2006 Март 2006 Февраль 2006 Январь 2006

 

Декабрь 2005 Ноябрь 2005 Октябрь 2005 Сентябрь 2005 Август 2005 Июль 2005 Июнь 2005 Май 2005 Апрель 2005 Март 2005 Февраль 2005 Январь 2005

 

Декабрь 2004 Ноябрь 2004 Октябрь 2004 Сентябрь 2004 Август 2004 Июль 2004 Июнь 2004 Май 2004 Апрель 2004 Март 2004 Февраль 2004 Январь 2004

 

Декабрь 2003 Ноябрь 2003 Октябрь 2003 Сентябрь 2003 Август 2003 Июль 2003 Июнь 2003 Май 2003 Апрель 2003 Март 2003 Февраль 2003 Январь 2003
10.06.2005

Всё дело в учителе! Надо себя переломить

«Учитель, работающий по УМК «Начальная школа XXI века», видит свои результаты и понимает, что для того, чтобы провести урок по курсу «Грамота», который включает в себя и лингвистическую часть, и математическую, надо себя переломить…» Об особенности работы учителя с первоклассниками в адаптационный период и построении интегрированных уроков курса «Грамота» шла речь на курсах повышения квалификации от издательства «Вентана-Граф».

Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Института содержания и методов обучения Российской академии образования, автор упомянутого курса «Грамота», а также курса «Математика», Елена Эдуардовна Кочурова иллюстрирует свою лекцию на экране. Это, кстати, и является одной из особенностей ведения уроков курса «Грамота», что позволяет развивать у детей наглядно-образное мышление. Также, к особенностям работы учителя с первоклассниками в адаптационный период относятся: максимальное применение дидактических игр, игр с правилами и ролевых игр, целостность восприятия ребёнка и максимальный учёт возрастных особенностей детей. Поскольку ребёнок воспринимает мир в целом, он не расчленяет необходимость одновременно изучать материал. Это обстоятельство и стало основанием для интегрированного курса.

— Я впервые в Новосибирске и очень рада, что так много учителей приехало на семинары, — поделилась своими впечатлениями Елена Эдуардовна после лекции. — Так много слушателей у меня тоже впервые. В основном, все заинтересованно слушали, учителей это волнует, они хотят всё понять и увидеть, как это происходит. Но на таком семинаре, когда надо показать методику работы, мне кажется, лучше организовывать работу в группах, чтобы можно было записывать хотя бы на столе, а не на коленях. А заполнять таблицу на руках очень сложно.

Учителя уже давно работают по нашему учебно-методическому комплекту. В Самарской области — с 1998 года, есть экспериментальные школы в городе Черноголовка. Если у учителя творческий подход к обучению, то он всё это реализует и сделает. А если его заставили работать по этому курсу, а он этого не хочет, то, конечно, учитель найдёт массу причин, чтобы этого не делать, чтобы показать это в нехорошем свете. Поэтому мы вынуждены лично встречаться с учителями и доносить основные аспекты курса. Тем более, что наши встречи — это не просто семинары, учителя получат документ о том, что они прослушали курс. Некоторые наши слушатели уже работают по нашей методике, и они видят результат. Они понимают, что для того, чтобы провести урок, который включает в себя и лингвистическую часть, и математическую, надо себя переломить.

Есть и небольшие проблемы, например, с курсом «Математика». Принят новый стандарт, где некоторые темы по математике сокращены. Поэтому наш курс «Математика» будет улучшаться: появятся дополнительные дидактический материал и контрольные работы. Кроме этого, сам учебник по математике будет переиздан.

Авторы учебников — сотрудники Центра начальной школы Института содержания методов обучения Российской академии образования. Весь комплект был концептуально выстроен, исходя из тех задач, которые ставились ещё в 1992 году в концепции четырёхлетнего начального образования. В нём должны быть рабочие тетради для детей, а это более затратный механизм для родителей. Но более эффективный. У детей быстрее формируются знания, умения, навыки. Задача авторов — не показать, что мы лучше, а дать понять, что хотя бы первый класс посвящён полностью ребёнку. В наших тетрадях будет широкая разлиновка, где ребёнок ориентируется на строке, видит, где начало буквы, в каком направлении вести букву, начиная от чёрной точки и по голубой стрелочке. Это уже помощь! Ученик комментирует свои действия. Благодаря этому формируется хороший почерк. А если писать в узенькой разлиновке, то ребёнок не успеет зафиксировать то, что сделал, — считает Елена Эдуардовна.

Есть трудности и для учителя. Он вынужден не оставаться в рамках того, что он знает, постоянно учиться, овладевать новыми знаниями. Эти задачи не каждый приемлет. Если ему нравится одна методика преподавания, он не хочет переходить на другую. А в случае с УМК «Начальная школа XXI века» надо себя преодолевать. Ведь главная задача учителя — формировать учебные умения у своих учеников. Но среди учебных умений выделяются и творческие способности, и даже желание учиться. В вышеназванном комплекте этот вопрос решён. Дело только за учителем — как он реализует и воплотит в жизнь данную методику.

Светлана Кителёва, редакция ОблЦИТ
Фотоиллюстрации автора

Назад