Новосибирская открытая образовательная сеть




Сейчас

 

Все новости

Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Август 2015 Июль 2015 Июнь 2015 Май 2015 Апрель 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015

 

Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Август 2014 Июль 2014 Июнь 2014 Май 2014 Февраль 2014 Январь 2014

 

Декабрь 2013 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Январь 2013

 

Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Март 2012 Февраль 2012 Январь 2012

 

Декабрь 2011 Ноябрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 Июнь 2011 Май 2011 Апрель 2011 Март 2011 Февраль 2011 Январь 2011

 

Декабрь 2010 Ноябрь 2010 Октябрь 2010 Сентябрь 2010 Август 2010 Июль 2010 Июнь 2010 Май 2010 Апрель 2010 Март 2010 Февраль 2010 Январь 2010

 

Декабрь 2009 Ноябрь 2009 Октябрь 2009 Сентябрь 2009 Август 2009 Июль 2009 Июнь 2009 Май 2009 Апрель 2009 Март 2009 Февраль 2009 Январь 2009

 

Декабрь 2008 Ноябрь 2008 Октябрь 2008 Сентябрь 2008 Август 2008 Июль 2008 Июнь 2008 Май 2008 Апрель 2008 Март 2008 Февраль 2008 Январь 2008

 

Декабрь 2007 Ноябрь 2007 Октябрь 2007 Сентябрь 2007 Август 2007 Июль 2007 Июнь 2007 Май 2007 Апрель 2007 Март 2007 Февраль 2007 Январь 2007

 

Декабрь 2006 Ноябрь 2006 Октябрь 2006 Сентябрь 2006 Август 2006 Июль 2006 Июнь 2006 Май 2006 Апрель 2006 Март 2006 Февраль 2006 Январь 2006

 

Декабрь 2005 Ноябрь 2005 Октябрь 2005 Сентябрь 2005 Август 2005 Июль 2005 Июнь 2005 Май 2005 Апрель 2005 Март 2005 Февраль 2005 Январь 2005

 

Декабрь 2004 Ноябрь 2004 Октябрь 2004 Сентябрь 2004 Август 2004 Июль 2004 Июнь 2004 Май 2004 Апрель 2004 Март 2004 Февраль 2004 Январь 2004

 

Декабрь 2003 Ноябрь 2003 Октябрь 2003 Сентябрь 2003 Август 2003 Июль 2003 Июнь 2003 Май 2003 Апрель 2003 Март 2003 Февраль 2003 Январь 2003
04.04.2013

«Школа – не Букингемский дворец»

«Белый верх, черный низ» или «боевой раскрас»? «Деловая одежда» или «ободранные джинсы со стразами»? Школьная форма или свободный стиль? Вопрос с введением для учеников строгой формы или дресс-кода может законодательно решиться в ближайшее время, но противников этого по-прежнему много.
 
Сколько людей, столько и мнений. В целом все, кого так или иначе касается проблема школьной формы, разделились на две большие группы: кто «за» и кто «против». Вот, например, позиция одного из сторонников реформы: 
«Современные дети одеты просто ужасно – девочки носят эти ужасные лосины с коротким топом, такое ощущение, будто они дома утром забыли юбку... Обвешаются пластмассовыми цацками, начешут волосы и идут в школу, как на дискотеку. А парни... Нацепят спортивные штаны, точно на урок физкультуры... И ходят в них круглый год. Не прививается детям ни аккуратность, ни вкус». 
А так высказываются противники введения формы для школьников:
«Не в том дело, что форма может быть платной или бесплатной, выгодной или невыгодной, красивой или удобной, черной или бордо, не в «джинсовых днях» дело. Я говорю о моей свободе решать эти вопросы самому, дома, в семье! Даже в том случае, если мне будут навязывать бесплатно то, с чем я не согласен, я считаю себя вправе отказаться. И откажусь. Я не могу как-то иначе сформулировать свою позицию: я хочу в вопросе выбора своего туалета быть полностью свободным». 
 
 
Немаленькая часть общественности поддерживает идею ввести свою форму одежды для учащихся. А правда, что же тут плохого? Переступаешь порог какой-нибудь элитной гимназии и видишь: мальчики и девочки, юноши и девушки – все в строгих темных жилетках, на которых красуется эмблема этой самой гимназии. И у учеников невольно распрямляются плечи, выравнивается походка – может, и впрямь деловой стиль одежды дисциплинирует и настраивает на нужный лад? 
Или, например, приходишь на торжественную линейку в школу, а там выстроились в ряд ребята в одежде одной цветовой гаммы – ну не возрадуется ли тут глаз даже не самого утонченного ценителя красоты? 
А одним из самых распространенных аргументов в пользу школьной формы является «выравнивание» детей, сглаживание разницы между богатыми и не очень. Считается, что девочки завидуют красивым кофточкам своих соседок, а мальчики – модным галстукам одноклассников. Так ли это? Детям виднее, но, проходя по школьным коридорам, чаще можно увидеть, как ребята меряются айфонами и айпадами, чем джинсами и блузками.
 
Проблема найдена, цель поставлена, однако, как и любое нововведение, это не обходится без противников. Причем категоричных и принципиальных. Что примечательно: в их ряды входят не только обиженные ученики и возмущенные родители, но и педагоги, и директора учебных заведений. 
Родительское сообщество в большинстве своем огорчает необходимость тратить немалую часть семейного бюджета на покупку отдельной школьной формы. Ведь стоит качественная форма недешево, а в гости к другу и в кино с подружкой в ней не пойдешь…
Но помимо чисто практических недостатков делового дресс-кода противники этого нововведения находят и морально-этические. 
Дискутировать на эту тему можно бесконечно, чем и занимается общественность на различных чатах и форумах. Заглянув на один из них, мы обнаружили там ряд полярных, но интересных и аргументированных мнений. 
 
«Мне кажется, что форма – это благо, но только в том случае, когда она красива, качественна и вариативна. Если все дети одеты одинаково, это исключает зависть и немного сглаживает неравенство (хотя способов «выпендриться» у современных детей достаточно: от ручки до телефона, от сумки до автомобиля родителей, забирающих его (или ее) из школы)». 
 
«Форма не сглаживает социальное неравенство. Любой класс, где больше 3-х человек, копирует модель поведения, принятую в обществе. Так как общество многолико и в любой группе есть лидеры и аутсайдеры, то такие отношения и останутся, как были. Форма не решает проблему «что надеть». Ребенок не может ходить 24 часа в сутки / 7 дней в неделю в одной одежде. В чем-то надо будет отправиться в магазин, кино, в гости... Часто приходится слышать «школа – не дискотека», но, позвольте, школа и не Букингемский дворец, чтобы чопорно одеваться».
 
«Когда я была в Нью-Йорке, заметила такую вещь: есть школы, где ходят в чем попало, а есть школы с формой. Так вот форма – это знак принадлежности к хорошей школе, к определенной «касте», у каждой школы свои фирменные цвета, эмблема, и дети гордятся тем, что они часть чего-то целого и важного».
 
«Школа, вообще-то, для кого? Вроде бы должна быть для детей? У детей в первую очередь и нужно спрашивать, хотят ли они форму, а не в угоду и удобство себе, любимым, на радость глаз. Я еще не встречала ни одного ребенка, который бы сказал: «О, да, хочу ходить в форме, и чтобы все были одинаковые». 
 
«У меня ребенок, ученица 3 класса. С первого класса ввели форму, все, что мне осталось купить, – 6 блузок-водолазок («шестидневка» у нас) и 6 пар светлых колготок. Где экономия?»
 
«Я, кстати, не понимаю: чем джинсы не угодили школе? Смотрятся очень даже скромно, не мнутся в течение дня, легко счищается грязь, если испачкались по дороге в школу, смотрятся практически с любым «верхом». Да и родителям проблем нет – дешевые, простые в уходе...» 
 
Поможет ли форма привести в порядок дисциплину в классе? Станут ли двоечники и хулиганы, облаченные в пиджак и галстук, прилежными и успешными? Решение за высшими органами власти.
А последнее сообщение особенно берет за душу. Обидно за джинсы, обидно…
 
Алена Юдина, отдел информации ОблЦИТ
 
Фотоиллюстрации из архива отдела информации ОблЦИТ
 

Назад