Новосибирская открытая образовательная сеть




Сейчас

мебель для руководителя стол с приставкой ольха

 

Все новости

Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Август 2015 Июль 2015 Июнь 2015 Май 2015 Апрель 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015

 

Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Август 2014 Июль 2014 Июнь 2014 Май 2014 Февраль 2014 Январь 2014

 

Декабрь 2013 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Январь 2013

 

Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Март 2012 Февраль 2012 Январь 2012

 

Декабрь 2011 Ноябрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 Июнь 2011 Май 2011 Апрель 2011 Март 2011 Февраль 2011 Январь 2011

 

Декабрь 2010 Ноябрь 2010 Октябрь 2010 Сентябрь 2010 Август 2010 Июль 2010 Июнь 2010 Май 2010 Апрель 2010 Март 2010 Февраль 2010 Январь 2010

 

Декабрь 2009 Ноябрь 2009 Октябрь 2009 Сентябрь 2009 Август 2009 Июль 2009 Июнь 2009 Май 2009 Апрель 2009 Март 2009 Февраль 2009 Январь 2009

 

Декабрь 2008 Ноябрь 2008 Октябрь 2008 Сентябрь 2008 Август 2008 Июль 2008 Июнь 2008 Май 2008 Апрель 2008 Март 2008 Февраль 2008 Январь 2008

 

Декабрь 2007 Ноябрь 2007 Октябрь 2007 Сентябрь 2007 Август 2007 Июль 2007 Июнь 2007 Май 2007 Апрель 2007 Март 2007 Февраль 2007 Январь 2007

 

Декабрь 2006 Ноябрь 2006 Октябрь 2006 Сентябрь 2006 Август 2006 Июль 2006 Июнь 2006 Май 2006 Апрель 2006 Март 2006 Февраль 2006 Январь 2006

 

Декабрь 2005 Ноябрь 2005 Октябрь 2005 Сентябрь 2005 Август 2005 Июль 2005 Июнь 2005 Май 2005 Апрель 2005 Март 2005 Февраль 2005 Январь 2005

 

Декабрь 2004 Ноябрь 2004 Октябрь 2004 Сентябрь 2004 Август 2004 Июль 2004 Июнь 2004 Май 2004 Апрель 2004 Март 2004 Февраль 2004 Январь 2004

 

Декабрь 2003 Ноябрь 2003 Октябрь 2003 Сентябрь 2003 Август 2003 Июль 2003 Июнь 2003 Май 2003 Апрель 2003 Март 2003 Февраль 2003 Январь 2003
15.06.2005

Зачем учить русский язык

В рамках курсов повышения квалификации учителей начальной школы от издательства «Вентан-Граф» и Московской академии повышения квалификации работников образования слушателей познакомили с «Курсом русского языка в комплекте «Начальная школа XXI века» и его особенностями». Лекции читал Станислав Викторович Иванов, преподаватель Московского государственного педагогического университета, автор учебника по русскому языку для начальной школы в комплекте «Начальная школа XXI века».

За два последних дня семинаров, отведённых для общения со Станиславом Викторовичем, учителя узнали об этом комплекте, лично пообщались с автором учебника по русскому языку, разобрали непонятные вопросы и, самое главное, узнали, зачем же преподавать русский язык в школе. Кроме того, большинство слушателей, кто ещё не успел попробовать новый комплект, теперь говорят, что обязательно перейдут на него.

Ниже предлагаем тезисный вариант выступления Станислава Викторовича Иванова по своему учебнику, входящему в комплект «Начальная школа XXI века».

Об учебнике

Нельзя приступать к работе по учебнику, не прочитав программу. Например, в нашем учебнике есть комментарии к каждому уроку. Кроме того, в сентябре выйдет новое издание, т. к. по закону раз в пять лет мы, как авторы учебников, обязаны вносить правку.

О ребёнке

Поступая в школу, ребёнок уже говорит на русском языке. Эту особенность не учитывает ни методика, ни учителя. По большому счёту, учить ребёнка русскому языку не надо. Он им уже владеет. Он с полутора лет более-менее нормально разговаривает с мамой, с друзьями и получает всё, что ему надо. А значит, язык для него выполняет основную функцию общения.

Неплохо, если бы каждый из вас (учителей) представлял себе следующее: на уроке русского языка вы не учите детей русскому языку. Иначе получается абсурд. Приходит малыш на собеседование, он уже владеет русским языком, но — как пользователь. А что произойдёт в жизни Василия Васильевича Сидорова, 95-летнего старика, который в жизни никогда не учил русский язык в школе, если он только на 96-м году жизни узнал, что стол — имя существительное. А в начале ХХ века население России на 96% было неграмотным...

О поступлении в вуз

Встаёт вопрос, чем мы занимаемся на уроках русского языка 10 лет, обучаясь в школе? Результативность этих уроков нулевая. Тем не менее, русский язык в журнале стоит на первом месте. А сочинение нынешние выпускники написали в среднем по стране на «2» за грамотность.

Все учителя говорят: «Он же должен поступить в вуз!» А я вас спрошу: с какой стати он должен поступить в вуз? Я — преподаватель вуза, кандидат наук, доцент, и ещё кое-какие награды у меня есть, а моя зарплата — 3600 рублей. Вуз, в котором я работаю — это главный педагогический вуз страны. А дворник, что работает во дворе моего дома, получает 12000 рублей. Вот вам и ответ. Школа не должна готовить выпускника к поступлению в вуз! Это ребёнок должен готовиться к поступлению, если по окончании среднего учебного заведения он примет решение продолжать обучение в вузе. Зайдите сейчас в школу, спросите учителя среднего звена, зачем он учит, и он ответит: мой ученик должен написать тест, он же должен поступить в вуз!

Первая проблема — получается, что мы слабо формулируем, зачем в школе изучается предмет под названием русский язык. Вторая проблема — почему-то большая часть педагогической общественности считает, что средняя школа выполняет основную функцию — подготовку ребёнка к поступлению. Вывод такой: все предметы школьной программы превратились в натаскивание. О каком развитии познавательного интереса, о какой дифференцированной работе может идти речь, когда учитель ставит перед собой задачу: натаскать детей не на знание, а на отметку.

О комплекте

Когда вы посмотрите на наш учебник внимательно, под углом зрения того, что было сказано выше, вы действительно со мной согласитесь. Но я не говорю, что наша методика — это идеал или панацея. Есть прекрасные учебники, существующие параллельно с нашим комплектом. Я не могу к ним относиться лучше, чем к своему, мы бы тогда его просто не написали. Каждый учебник учит чему-то хорошему. Каждый разрабатывает свои концепции и программы. Мы подходили к учебнику с позиции развития познавательного интереса у школьника и дифференцированной работы учителя. Надеюсь, учителя, которые будут работать по нашему учебнику, будут думать так же, как и мы, его авторы.

Зачем в школе изучается русский язык

Вспомните среднюю школу и перечень предметов. Подумайте, какое количество знаний от тех предметов, которые вы вспомнили, вы используете в повседневной жизни? Алгебра, геометрия, физика, астрономия, биология, химия… Логарифмические уравнения часто решаете? А фонетический разбор делали? И каждый день, читая газету, наверное, разбираете слова по составу? Ни один взрослый человек в своей повседневной жизни тем, чему мы 10 лет учим его на уроках русского языка, не пользуется! За исключением правописания и развития речи.

И попутный вопрос: если 99% полученной в школе информации мы не используем на практике в повседневной жизни, значит ли это, что мы должны отменить эти предметы в школе?

Внутри курса русского языка в школе существует две глобальных части всего материала, один из которых мы называем практическим, второй — теоретическим. Так зачем изучать русский язык в школе? Во-первых, для того, чтобы решить практическую цель. То есть то, с чем будет связан взрослый человек в своей повседневной жизни, сделать его культурным человеком. Практическая цель достигается путём формирования навыков грамотного письма и развития речи. Теоретическая цель решается путём ознакомления учеников с основами лингвистических знаний. Каждый должен чётко отдавать себе отчёт в том, что он делает на уроке.

Объясняем имя существительное. Зачем? Мы хотим познакомить ученика с основами лингвистических знаний. Зачем? Чтобы развить его логическое и абстрактное мышление. Потом мы переходим к развитию речи. Зачем? Потому что ученик, став взрослым человеком, в повседневной жизни должен общаться грамотно, и тексты составлять правильно. Почему? Потому что это элемент общей культуры.

Правописание. Зачем грамотно писать? Но ведь и это показатель общей культуры.

Вопрос «Зачем это нужно делать?» есть только в нашей методике. Разница между учебными программами в том и заключается, что традиционные цели — познакомить с основами лингвистических знаний, сформировать навык грамотного письма, развить речь — есть у всех. Но каждый из авторов основание для цели видит своё. Наше основание — иметь чёткий фундамент, который вам, учителям, поможет каждую секунду отдавать себе отчёт в том, что вы делаете на уроке и с какой целью вы это делаете. Только тогда будет правомерным второй шаг — отбор методов, т. е. как вы будете учить.

О зрительной памяти

Можно научить писать человека грамотно, без знания, например, того, что стол — имя существительное. Можно на протяжении 10 лет развивать моторную и зрительную память.

Оперативный словарный запас человека равен 4500 слов. Разделите их на 9 лет учёбы, убирая 1-й класс. В учебный году 9 месяцев с сентября по май; 170 часов, каждый день по 10 слов, это уже 1700 слов за один год. Можно научить грамотно писать, не изучая ни одного правила орфографии и пунктуации и не вводя сведения, что стол — имя существительное.

Например, у англичан нет правил орфографии. Их орфография построена на традиционном принципе. И они всё заучивают списком. И очень часто написание не соответствует произношению. Надо просто знать, как произносятся слова. Но это не значит, что все англичане неграмотные люди. Просто все слова они заучивают наизусть.

О развитии речи

Речь развивает общение. Но какие в школе есть уроки развития речи? Возьмите в учебниках задания по развитию речи: составьте пять предложений со словом «стол»… Но ребёнок, может быть, и не будет никогда употреблять эти слова! Речь развивает общение. А не пять предложений со словом «стол». Чем больше ученик общается, тем больше у него развивается речь. И речь на уроке развивается только тогда, когда учитель моделирует эту ситуацию. Представьте, что вы в театре. Ты, Вася, будешь тем-то, а ты, Маша, тем-то.

Надо учить вести дискуссию! Но это уже задачи курса риторики.

Светлана КИТЕЛЁВА, редакция ОблЦИТ
Фотоиллюстрации автора

Назад