Новосибирская открытая образовательная сеть




Сейчас

 

Все новости

Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Август 2015 Июль 2015 Июнь 2015 Май 2015 Апрель 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015

 

Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Август 2014 Июль 2014 Июнь 2014 Май 2014 Февраль 2014 Январь 2014

 

Декабрь 2013 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Январь 2013

 

Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Март 2012 Февраль 2012 Январь 2012

 

Декабрь 2011 Ноябрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 Июнь 2011 Май 2011 Апрель 2011 Март 2011 Февраль 2011 Январь 2011

 

Декабрь 2010 Ноябрь 2010 Октябрь 2010 Сентябрь 2010 Август 2010 Июль 2010 Июнь 2010 Май 2010 Апрель 2010 Март 2010 Февраль 2010 Январь 2010

 

Декабрь 2009 Ноябрь 2009 Октябрь 2009 Сентябрь 2009 Август 2009 Июль 2009 Июнь 2009 Май 2009 Апрель 2009 Март 2009 Февраль 2009 Январь 2009

 

Декабрь 2008 Ноябрь 2008 Октябрь 2008 Сентябрь 2008 Август 2008 Июль 2008 Июнь 2008 Май 2008 Апрель 2008 Март 2008 Февраль 2008 Январь 2008

 

Декабрь 2007 Ноябрь 2007 Октябрь 2007 Сентябрь 2007 Август 2007 Июль 2007 Июнь 2007 Май 2007 Апрель 2007 Март 2007 Февраль 2007 Январь 2007

 

Декабрь 2006 Ноябрь 2006 Октябрь 2006 Сентябрь 2006 Август 2006 Июль 2006 Июнь 2006 Май 2006 Апрель 2006 Март 2006 Февраль 2006 Январь 2006

 

Декабрь 2005 Ноябрь 2005 Октябрь 2005 Сентябрь 2005 Август 2005 Июль 2005 Июнь 2005 Май 2005 Апрель 2005 Март 2005 Февраль 2005 Январь 2005

 

Декабрь 2004 Ноябрь 2004 Октябрь 2004 Сентябрь 2004 Август 2004 Июль 2004 Июнь 2004 Май 2004 Апрель 2004 Март 2004 Февраль 2004 Январь 2004

 

Декабрь 2003 Ноябрь 2003 Октябрь 2003 Сентябрь 2003 Август 2003 Июль 2003 Июнь 2003 Май 2003 Апрель 2003 Март 2003 Февраль 2003 Январь 2003
20.06.2005

«Сигнальная» математика

Тот, кто осваивает предлагаемую Марком Воловичем методику преподавания математики в школе, редко отказывается от неё в дальнейшем. Этого не происходит даже тогда, когда учителю не предлагают поддерживающий материал — учебники, пособия, рабочие тетради. Марк Бенцианович в Новосибирске частый гость, но впервые он приехал не с семинарами и не на простую встречу с учителями. В рамках курсов повышения квалификации учителей математики, организованную издательством «Вентана-Граф» и Московской академией повышения квалификации и переподготовки работников образования он вместе с соавтором Натальей Лукановой провёл для учителей Сибири занятия и открытие уроки на тему «Подготовка к переходу на новый учебно-методический комплект «Математика. 5-6 класс» М. Б. Воловича».

Среди его книг особой популярностью пользуются такие издания, как «Ключ к пониманию математики 5-6», «Ключ к пониманию геометрии 7-9», «Ключ к пониманию алгебры 7-9», брошюры «Обыкновенные дроби. Проценты», «Решаем уравнения», «Математика без перегрузок», «Наука обучать: технология преподавания математики», «О пользе педагогической психологии» и др. Марк Бенцианович регулярно публикует статьи в различных газетах и журналах, но живое общение с автором даёт намного больше, нежели простое прочтение его работ! Это могут подтвердить 36 учителей математики Новосибирска и Новосибирской области, прошедшие курсы повышения квалификации на прошлой неделе в Областном центре информационных технологий.

Кандидат педагогических наук Наталья Юрьевна Луканова провела ряд занятий и открытых уроков, познакомила слушателей с особенностями комплекта под редакцией Воловича. Среди них — активное использование средств обратной связи на уроке, так называемые «сигнальные линеечки» и рабочие тетради. Автор считает, что для педагогов, которые любят взаимодействовать с учащимися, открывается огромный простор для творчества, активности, экспериментирования. Тем же, кто не склонен «с распростёртыми объятиями» принимать всё новое, было предложено действовать по привычной схеме, используя из предлагаемой методики то, что кажется наиболее приемлемым, интересным, эффективным.

Есть и свои трудности для учителей, решивших перейти на этот комплект. Первая существенная причина трудностей, которые испытывает учитель, решившийся использовать на уроке «сигнальные линеечки», — необходимость каждый раз в ожидании реакции в ответ на реплики учащихся сдерживать себя, запрещать себе оценивать ответы учеников, переадресовывая эту функцию самим ученикам. Вторая причина, приводящая отдельных учителей к отказу от использования средств обратной связи на уроке — страх перед реальностью. С линеечками все свои ошибки педагог видит сразу же. Он задал простой вопрос после только что проведенного объяснения, и вдруг перед ним возникает лес линеечек с неправильными ответами. Подобная «наглядная демонстрация» эффективности (точнее, неэффективности) обучения сильно бьёт не только по глазам, но и по нервам.

Правильное использование средств обратной связи даёт возможность получить ответ на каждый поставленный вопрос от любого ученика в классе! Более того, даже при ответе ученика у доски ход рассуждений оценивает не учитель, а класс — не важно, на каком этапе изучения темы. То есть использование средств обратной связи на уроке позволяет решить проблему осуществления контроля не только результатов обучения, но и самого процесса усвоения учебного материала.

Рабочие тетради, составленные по уникальной технологии, разработанной Марком Бенциановичем, позволяют приступить к работе сразу же, в процессе изучения нового, ничего предварительно не заучивая. Это необходимо для того, чтобы проверить, насколько понятен ученикам материал (в который входят, в частности, формулировки правил, определений, алгоритмы действий), насколько сознательно они ознакомились с текстом учебника (или прослушали объяснение учителя). В ходе выполнения заданий рабочей тетради происходит уточнение и конкретизация представлений учащихся и, одновременно, — усвоение новых сведений. Именно этим предлагаемый учебный комплект принципиально отличается от всех остальных ныне действующих учебных изданий. Ведь если обычная методика организации изучения материала может быть представлена в виде схемы: пойми — выучи — приступай к решению задач, то комплект М. Б. Воловича позволяет принципиально изменить технологию обучения, привести её к более естественной и эффективной схеме: пойми — проверь, насколько правильно ты понимаешь суть изучаемого материала, — приступай к решению задач, в ходе которого материал запомнится.

Один из дней учебной недели был посвящён теме «Взаимообучение. Влияние парной и групповой форм работы на качество усвоения учебного материала и развитие личности учащихся». Наталья Юрьевна рассказывала о классической работе в группах на уроках математики и некоторых нововведениях.

Бригадная работа в классе организовывается учителем. Например, после проведения самостоятельной работы, можно выявить сильных учеников, которые и будут бригадирами. Для этого достаточно определить их по отметкам «4» и «5». Если таких детей много, некоторые из них будут запасными. А запасные пригодятся тогда, когда один из действующих не справится с домашним заданием. На одного бригадира в классе должно приходиться от двух до тёх подчинённых. У них будут проверяться задания, они будут опрашиваться бригадирами, и уже все вместе, в одной бригаде — тренировать друг друга.

В субботу, 18 июня, слушатели получили удостоверения Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования (Москва), не выезжая за пределы Новосибирской области! Но на этом работа над УМК не заканчивается, а скорее только начинается. Из слушателей создана творческая группа, которая будет работать на базе средней школы №173 (Калининский район) и ОблЦИТа. В будущем учебном году издательство «Вентана-Граф» планирует провести педагогический марафон, в рамках которого осенью пройдут первые встречи рабочей группы. Научно-методическое руководство будут осуществлять М. Б. Волович и Н. Ю. Луканова, организационно-методическое — Вера Алексеевна Бубнова (ОблЦИТ) и Людмила Ивановна Соснина (издательство «Вентана-Граф»).

Светлана КИТЕЛЁВА, редакция ОблЦИТ
Фотоиллюстрации Анжелики ЗАСЯДЬКО

Назад