Новосибирская открытая образовательная сеть




Сейчас

 

Все новости

Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Август 2015 Июль 2015 Июнь 2015 Май 2015 Апрель 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015

 

Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Август 2014 Июль 2014 Июнь 2014 Май 2014 Февраль 2014 Январь 2014

 

Декабрь 2013 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Январь 2013

 

Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Март 2012 Февраль 2012 Январь 2012

 

Декабрь 2011 Ноябрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 Июнь 2011 Май 2011 Апрель 2011 Март 2011 Февраль 2011 Январь 2011

 

Декабрь 2010 Ноябрь 2010 Октябрь 2010 Сентябрь 2010 Август 2010 Июль 2010 Июнь 2010 Май 2010 Апрель 2010 Март 2010 Февраль 2010 Январь 2010

 

Декабрь 2009 Ноябрь 2009 Октябрь 2009 Сентябрь 2009 Август 2009 Июль 2009 Июнь 2009 Май 2009 Апрель 2009 Март 2009 Февраль 2009 Январь 2009

 

Декабрь 2008 Ноябрь 2008 Октябрь 2008 Сентябрь 2008 Август 2008 Июль 2008 Июнь 2008 Май 2008 Апрель 2008 Март 2008 Февраль 2008 Январь 2008

 

Декабрь 2007 Ноябрь 2007 Октябрь 2007 Сентябрь 2007 Август 2007 Июль 2007 Июнь 2007 Май 2007 Апрель 2007 Март 2007 Февраль 2007 Январь 2007

 

Декабрь 2006 Ноябрь 2006 Октябрь 2006 Сентябрь 2006 Август 2006 Июль 2006 Июнь 2006 Май 2006 Апрель 2006 Март 2006 Февраль 2006 Январь 2006

 

Декабрь 2005 Ноябрь 2005 Октябрь 2005 Сентябрь 2005 Август 2005 Июль 2005 Июнь 2005 Май 2005 Апрель 2005 Март 2005 Февраль 2005 Январь 2005

 

Декабрь 2004 Ноябрь 2004 Октябрь 2004 Сентябрь 2004 Август 2004 Июль 2004 Июнь 2004 Май 2004 Апрель 2004 Март 2004 Февраль 2004 Январь 2004

 

Декабрь 2003 Ноябрь 2003 Октябрь 2003 Сентябрь 2003 Август 2003 Июль 2003 Июнь 2003 Май 2003 Апрель 2003 Март 2003 Февраль 2003 Январь 2003
18.07.2013

Обзор прессы № 463

 
Учителя должны уметь оказывать первую медицинскую помощь
 
Мы решили задать старшеклассникам вопрос, который звучал коротко: «Что бы вы хотели изменить в школе?» Ответы получились самыми разными, хотя отвечали ученики одной и той же школы, произвольно выбранной для опроса. Старшеклассники школы №14 Великого Новгорода, прежде чем сообщить свое мнение, обсудили наш вопрос со своими друзьями из разных учебных заведений города. 
 
Женя Морозова, 11-й класс:
«В школе нужно больше устраивать дебатов. Я на своем опыте это говорю – дебаты всегда очень интересны. Только к ним не надо заранее готовиться или делать так, что выходит избранный, а именно для всех в обычном школьном процессе постоянно это использовать. И пусть еще будет больше игр с интересными вопросами. В начальной школе таких игр было много, а теперь учителя думают, что мы уже взрослые, а на самом деле нам такие формы урока тоже необходимы. 
Это важно, я считаю, потому что из-за ЕГЭ получается так, что мы учим только те предметы, которые надо сдавать в будущем. А кругозор уменьшается. И очевидно, что это плохо. А дебаты и игры для расширения кругозора можно применять на любом предмете. У нас еще была игра на тему «избирательное право». Вроде бы избирательное право – о чем тут спорить? А очень интересный разговор получился! Это к тому же развивает речь и умение показать себя. Потому что очень многие ребята стесняются отвечать при всех, а на такой игре даже самые скромные дети выходили и могли сообщить свою точку зрения. Это очень важно в жизни. Только на таких уроках оценки лучше ставить не надо. Единственная цель учителя на таких уроках, мне кажется, должна быть регулирование. Чтобы дети научные знания демонстрировали, а не съезжали на личности. Оценки ставить нужно на других уроках.
Во всех школах, мне кажется, есть проблема со столовыми. Это мечта всех школьников, чтобы в наших столовых, как в Европе, было самообслуживание. Конечно, потом, наверное, весело будет вспоминать, как мы стояли в очередях, но сейчас это нерадостно. 
Насчет школьной формы. Мы за деловой стиль одежды, но не одинаковый. 
Проблема медиков очень большая в школах. Знаю примеры, когда девочки в выпускных классах из-за волнения падали в обморок, и каждый раз почему-то медика в школе не оказывалось. Приходилось вызывать «скорую помощь». Я считаю, что учителя обязательно должны уметь оказывать первую медицинскую помощь минимальную. И в школах большая проблема найти аптечку. Если только в кабинетах химии или физики. Да и лекарства в них могут быть просроченными, к сожалению. Эту проблему нужно решать».
 
Дарья Лапухова, 10-й класс:
«Я считаю, что было бы лучше, если бы некоторые учителя проявляли больше внимания к детям. Бывают такие ситуации, когда дети не понимают что-то, но в классе есть более сильные ученики, и учитель ориентируется на них, продолжая объяснять материал дальше. И, хотя дети все еще не понимают предыдущий материал, учитель уже переходит к новому. Я считаю, учителя должны спрашивать, кто не понял и пытаться помочь таким ученикам, чтобы они освоили данный раздел».
 
Алина Угоренкова, 10-й класс:
«Было бы неплохо обустроить пришкольную территорию, сделать мини-сквер, поставить скамейки, чтобы можно было весной или осенью выйти погулять, расслабиться на больших переменах, подышать воздухом. Если нужно будет ухаживать за этим мини-сквером, мы были бы на это согласны, устроили бы дежурство. А еще большинство из моих друзей за пятидневную неделю, чтобы в субботу не учиться, потому что тяжеловато. Еще чтобы не было разделения на профильные классы. Нет, если кому-то надо, то пусть будут для них профили, но ведь многие даже в десятом классе еще не определились с будущей профессией. ГИА и ЕГЭ нужно перенести на начало мая. Напряжение растет к концу учебного года. А вот если бы в начале мая сдать экзамены, а потом продолжить учиться – было бы здорово».
 
Кристина Трофимова, 11-й класс:
«Хотелось бы, чтобы в школьных коридорах были диваны, кресла. Стоять все время на переменках не очень удобно. Хочется, чтобы учителя помнили, что они приходят в школу ради детей, а не наоборот, и что у учителей не должно быть любимчиков, они ко всем должны относиться одинаково. Хорошо бы для досуга учеников сделать различные спортивные секции – не только обычный волейбол и баскетбол, но и теннис малый и большой, гимнастику. Нужно давать побольше времени на перемены и на обед минут 40. Нужны уютные столовые. 
Нужны другие учебники. Вообще у нас, мы заметили, каждый год есть какой-то конкретный неудачный учебник. В этом году обществознание. В прошлые годы были неудачные учебники по истории и алгебре. По истории и обществознанию учебники написаны очень сложным языком, недоступным для детей. А по алгебре в учебнике мало образцов с решениями после изучения новых тем».
 
Анна Козлова, 10-й класс:
«Школам в материальном плане не хватает того, что нужно для творчества. Например, если технически оснастить школу, в ней могли бы открыться хорошие кружки по моделированию. Если говорить об учебной программе, то ученикам не хватает, чтобы к нам приходили другие люди, которые могут больше рассказать о предмете. Например, по истории это могут быть сотрудники музеев, по математике – профессора университетов, по литературе – известные писатели. То есть такие гости, которые могли бы по-новому осветить то, что о чем говорит учитель. 
Нужно проводить ГИА и ЕГЭ в своей школе. Чужая школа – дополнительный стресс, и результаты получаются хуже».
 
Дети тем и отличаются от взрослых, что понятия не имеют о рамках и ограничениях. В опубликованном опросе подростки говорили о школе, какой им хотелось бы ее видеть, а взрослые отвечают, что многое изменить нельзя, есть федеральный регламент. И все-таки, возможны ли перемены? Разве не говорим мы на всех уровнях: то, что делается в школе, делается ради детей?! Детям не важно, откуда возьмутся деньги на кружки авиамоделирования и большого тенниса, огромные спортзалы и уютные кафе вместо столовых с очередями. Они хотят видеть все это в каждой школе, и они правы. Сейчас, на фоне все еще недостаточно высоких учительских зарплат, нехватки денег в муниципальных бюджетах даже на самые необходимые ремонты школ, такие мечты кажутся роскошью. Придет ли время, когда детские фантазии станут реальностью?
 
«Учительская газета» (сетевое издание), «Чего хотят дети от школы», 8 июля 2013
 
 
 
Ассоциация педагогов как консультант при органах власти
 
Общественные ассоциации учителей действуют не только на федеральном уровне, но и в регионах. В Москве за последние два года были созданы ассоциации учителей основных школьных предметов, а недавно – еще и единая ассоциация педагогов. О том, чем занимаются учителя, объединившись в ассоциации, в интервью «Вестнику образования» рассказала учитель английского и французского языков школы №19 Екатерина Морозова, возглавляющая одновременно Ассоциацию учителей иностранных языков города Москвы Единую независимую ассоциацию педагогов города Москвы.
 
– Екатерина Павловна, начнем с Ассоциации учителей иностранных языков. Как она создавалась? Кто был инициатором?
– Предметные ассоциации педагогов появились в Москве в 2011 году – есть ассоциации словесников, математиков, библиотекарей и другие. Инициатива их создания исходила от департамента образования города Москвы и Московского института открытого образования. Ассоциация учителей иностранных языков начала работать в сентябре 2011 года.
К работе по созданию ассоциации были привлечены активные школы, которые хорошо себя зарекомендовали в преподавании иностранных языков. Школа № 19 имени В.Г. Белинского – одна из них: она является ресурсным центром по иностранным языкам, сотрудничает с Кафедрой иностранных языков МИОО, проводит мастер¬-классы для учителей других школ, принимала участие в проекте Британского совета Connecting Classrooms, объединяющего школьников из разных стран.
– Зачем, на ваш взгляд, нужны учительские ассоциации на уровне города? И какие задачи решает Ассоциация учителей иностранных языков?
– Ассоциации учителей – это и есть профессиональное сообщество. Учителя сегодня зачастую теряются в обилии методик и литературы, у многих из них ограничены или вообще отсутствуют возможности профессионального общения за рамками своей школы. А это общение очень важно: есть потребность обсудить проблемы, которые возникают на работе, узнать, как работают учителя тех же предметов в других школах. 
Мы работаем на общественных началах. Проводим конференции, конкурсы, мастер-¬классы. Участники наших мероприятий не только учителя, но и дети. Например, в апреле состоялся театральный конкурс – 20 площадок по Москве, более 100 детских театральных коллективов, выступавших на четырех языках, итоги подводились в Доме учителя, где победители еще раз показывали свои спектакли. У ассоциации налажены отношения с университетами, с издательствами, мы организуем встречи с известными методистами, авторами учебников – как российскими, так и зарубежными.
Ещё одна функция – оценка деятельности и конкретных работ учителей, которые участвуют в профессиональных конкурсах. Например, недавно наши эксперты оценивали портфолио участников московского этапа конкурса «Учитель года» и претендентов на получение грантов нацпроекта «Образование». Чтобы претендовать на грант, учитель должен иметь заключение общественной организации педагогов.
Ассоциация может выполнять функцию коллективного консультанта при органах власти. Мы знаем проблемы учителей иностранных языков, готовы предлагать варианты их решения.
 
– В Москве проходит реформа методической службы. Какая роль в этих условиях отводится предметным ассоциациям?
– Методические центры, за исключением Городского методического центра, постепенно закрываются – должность предметного методиста в Москве становится анахронизмом. И с теми вопросами, с которыми учителя раньше шли к методистам, – от введения ФГОС до нового федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», – они могут обращаться к нам. Мы готовы на них ответить.
Сегодня вопрос методической поддержки и вообще сопровождения учителя должен рассматриваться иначе. Учитель может взять методическую информацию где угодно, методист уже не является для него единственным источником. Поэтому методическая служба как таковая уходит в прошлое – один-два предметных методиста на административный округ уже не могут выполнять те функции, что в прежние времена. Но учителям по-прежнему нужна содержательная поддержка и главное – живое общение друг с другом: я работаю так, а как работаешь ты? Таким образом, создается новый формат взаимоотношений в профессиональном сообществе. Роль организатора этих взаимоотношений берут на себя такие ассоциации, как наша.
Но перспективы развития ассоциаций, очевидно, будут связаны не только с обменом опытом и методической поддержкой, но и с самыми разными аспектами жизни учителя в школе – например, вопросами трудовых отношений. Учитель ведь не может, да и зачастую не хочет по всем вопросам обращаться в администрацию своей школы, и ему интересно, что делает учитель того же предмета в другой школе, что от него требует администрация.
 
– Теперь несколько слов о Единой независимой ассоциации педагогов города Москвы. Что это за организация? Как она была создана?
– На московском августовском педагогическом форуме 2012 года, который проходил в Доме учителя, обсуждался вопрос о дальнейшем развитии педагогических ассоциаций. В Москве есть 20 предметных ассоциаций, одни работают более активно, другие – менее, и нужна организация, которая бы всех их объединила. Все участники форума поддержали идею создания такой организации, в ноябре был принят ее устав, зарегистрировано юридическое лицо, в Координационный совет Единой независимой ассоциации педагогов города Москвы (ЕНАП) вошли председатели всех предметных ассоциаций.
– О каких результатах работы ЕНАП можно говорить уже сегодня? Что планируется на перспективу?
– Фактически мы только приступили к работе, поэтому подводить итоги рано. Могу сказать, что от имени учителей Москвы ЕНАП вносила свои предложения в проект закона «Об образовании города Москвы», в проект московского стандарта педагогической деятельности.
Одним из мероприятий, которое было организовано ЕНАП, стал «Фестиваль методических чтений», который прошел в Москве 15–16 марта. В нем приняли участие около 500 человек, члены всех предметных ассоциаций, особенно активны были ассоциации словесников, учителей начальных классов, информатики, иностранных языков, географии, причем к нам приехали учителя не только из Москвы, но и из других годов (Казань, Санкт-Петербург, Рыбинск). 
– Зачем все-таки нужна единая ассоциация, если есть предметные ассоциации учителей?
– У педагогического сообщества Москвы должно быть сформировано единое, коллективное видение проблем, которые стоят перед столичным образованием, а оно всегда более грамотное, чем личное, индивидуальное. Так что если ассоциации, объединяющей всех учителей Москвы, удастся сформировать такое коллективное видение, то департамент образования города Москвы, которому необходима экспертная оценка по тем или иным вопросам, может обращаться не только к научному сообществу – педагогическим вузам или МИОО, но и через ЕНАП – к учителям-практикам.
 
«Вестник образования», «Коллективное мнение всегда более грамотное», 28 июня 2013
 

Назад