Новосибирская открытая образовательная сеть




Сейчас

 

Все новости

Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Август 2015 Июль 2015 Июнь 2015 Май 2015 Апрель 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015

 

Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Август 2014 Июль 2014 Июнь 2014 Май 2014 Февраль 2014 Январь 2014

 

Декабрь 2013 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Январь 2013

 

Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Март 2012 Февраль 2012 Январь 2012

 

Декабрь 2011 Ноябрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 Июнь 2011 Май 2011 Апрель 2011 Март 2011 Февраль 2011 Январь 2011

 

Декабрь 2010 Ноябрь 2010 Октябрь 2010 Сентябрь 2010 Август 2010 Июль 2010 Июнь 2010 Май 2010 Апрель 2010 Март 2010 Февраль 2010 Январь 2010

 

Декабрь 2009 Ноябрь 2009 Октябрь 2009 Сентябрь 2009 Август 2009 Июль 2009 Июнь 2009 Май 2009 Апрель 2009 Март 2009 Февраль 2009 Январь 2009

 

Декабрь 2008 Ноябрь 2008 Октябрь 2008 Сентябрь 2008 Август 2008 Июль 2008 Июнь 2008 Май 2008 Апрель 2008 Март 2008 Февраль 2008 Январь 2008

 

Декабрь 2007 Ноябрь 2007 Октябрь 2007 Сентябрь 2007 Август 2007 Июль 2007 Июнь 2007 Май 2007 Апрель 2007 Март 2007 Февраль 2007 Январь 2007

 

Декабрь 2006 Ноябрь 2006 Октябрь 2006 Сентябрь 2006 Август 2006 Июль 2006 Июнь 2006 Май 2006 Апрель 2006 Март 2006 Февраль 2006 Январь 2006

 

Декабрь 2005 Ноябрь 2005 Октябрь 2005 Сентябрь 2005 Август 2005 Июль 2005 Июнь 2005 Май 2005 Апрель 2005 Март 2005 Февраль 2005 Январь 2005

 

Декабрь 2004 Ноябрь 2004 Октябрь 2004 Сентябрь 2004 Август 2004 Июль 2004 Июнь 2004 Май 2004 Апрель 2004 Март 2004 Февраль 2004 Январь 2004

 

Декабрь 2003 Ноябрь 2003 Октябрь 2003 Сентябрь 2003 Август 2003 Июль 2003 Июнь 2003 Май 2003 Апрель 2003 Март 2003 Февраль 2003 Январь 2003
26.08.2005

Мы — за социальное партнёрство

В Новосибирске прошла традиционная конференция инженерно-педагогических работников профессионального образования. Для того, чтобы обсудить перспективы и проблемы профильного образования, на конференцию собрались руководители и инженерно-педагогические работники профессиональных училищ, лицеев и средних специальных учебных заведений Новосибирской области, а также социальные партнёры — представители различных предприятий. Ключевой темой конференции стала тема сотрудничества предприятий и учреждений среднего профессионального образования: «Организация производственного обучения и практики в общеобразовательных учреждениях, как важнейшая составляющая системы обеспечения качества начального и среднего профессионального образования». В рамках конференции прошла методическая выставка, на которой были представлены презентации училищ, различные методические разработки и макеты продукции.

Кого учить?

Среди самых острых проблем стоит проблема самой системы профессионального технического образования.

— Средние профессиональные учреждения не престижны, и сейчас зачастую сюда идут учиться те молодые люди, которые не поступили в вузы, — говорит заместитель генерального директора «БЭМЗ» Лариса Владимировна Яркова.

— Мы часто сталкиваемся с тем, что учащиеся, которые приходят к нам на завод для прохождения практики, не представляют себя в профессии, не имеют практических навыков и не мотивированны их получать.

Таким образом, часто оказывается, что училища набирают изначально не заинтересованных в овладении специальностью людей, которые пришли в ссузы скорее по ряду социальных факторов: нет знаний, чтобы поступить в вуз, или училище выбирается как «меньшее зло» по сравнению со службой в армии и так далее. Создаётся весьма неутешительная картина: средние общеобразовательные учреждения сейчас «на подхвате» у вузов, не являясь отдельной системой обучения со своей аудиторией, как это должно быть. Училищами «пугают» даже школьные учителя — «не будешь хорошо заниматься, пойдешь после школы в училище».

Эта проблема, пожалуй, самая сложная. Её решение складывается из множества факторов, и не последнее место занимают поднятие престижа средних профессиональных училищ, создание позитивного имиджа, мотивирование молодёжи. Действия для решения этой непростой проблемы предлагались разные, но стоит отметить, что в большинстве случаев мотивация учиться тесно перекликалась с мотивацией работать: всё-таки профессиональные училища более близки к производству, конкретной практической работе, чем вузы, и более ориентируют на работу учащихся уже во время обучения. Для мотивации школьников предлагалось проводить профориентационные беседы, презентации училищ и профессиональных лицеев, экскурсии, встречи со студентами, педагогами.

В некоторых училищах уже сегодня ведутся программы, поэтому опыт, конечно, был особо значимым и ценным. Так, представители завода «Сибсельмаш» рассказали о своей комплексной работе с училищами, школами и рядом вузов — НГТУ, НГАУ и другими. Они занимаются и материально-техническим сотрудничеством и производственным обучением, и уже сегодня могли убедиться в успешности и перспективности социального партнерства.

Но пока, к сожалению, таких примеров в Новосибирске немного, да и процент выпускников вузов и училищ, приходящих после окончания обучения на предприятия, невысок.

Учись, учитель!

Серьёзной является и проблема кадрового обеспечения. Дефицит педагогических кадров остаётся неизменным. Причины опять не новы: молодые педагоги считают не престижным идти работать в училища. Здесь требуется работа по разрушению сложившихся стереотипов, как и в ситуации с мотивацией школьников. Молодых преподавателей нужно мотивировать не только высокой заработной платой, но и перспективой работать в дружном коллективе с хорошей внутренней атмосферой. Действенны и социальные поощрения — такие, как предоставление общежития, и другое.

— Многое зависит от коллектива, и работать в этом направлении обязательно нужно. Доброжелательное отношение, интересные мероприятия, возможность творчества — всё это мотивирует педагогов, — отметила в своём докладе мастер производственного обучения профессионального училища №16 Галина Васильевна Батракова.

О формировании потенциала педагогических кадров в училище в своём докладе рассказала заместитель директора по учебно-производственной работе профессионального училища №32 Галина Наумовна Ляпина:

— Совершенствование обучения в училищах очень важно: это и повышение квалификации педагогов, их самообразование и введение новых подходов в обучение. Преподаватель должен постоянно учиться сам, совершенствоваться, заниматься самообразованием.

Среди проблем обучения стоит отдельно выделить проблему промежуточной аттестации. Здесь сегодня многое зависит от квалификации преподавателя, а не только от государственного стандарта, и зачастую преподаватели действительно проверяют знания с различной тщательностью. Следствием можно назвать субъективность оценки квалификационных знаний, а значит, невысокий уровень педагогической работы училищ. Здесь важен обмен опытом, и училища в силах проводить мастер-классы, проводить встречи с другими педагогами, и, что не менее важно, владеть информацией о предприятиях, знать новые направления в работе. Важно не только дать профессию, но и помочь учащимся постепенно адаптироваться к производственным условиям.

Выход есть!

Заместитель руководителя департамента образования Новосибирской области Яков Яковлевич Боргено в своём выступлении говорил о перспективах социального партнёрства как возможности попытаться решить целый ряд проблем средних профессиональных учреждений. Когда учащихся училища будут больше ориентировать на работу на конкретных предприятиях, прохождение практики, после выпуска они будут стремиться попасть работать на уже знакомые по практике предприятия. Сегодня нужна прочная связь между учебным заведением и предприятием.

Но на этом круг решения этой проблемы, конечно, не заканчивается. Нужно и проведение конкурсов профессионального мастерства среди учащихся и педагогов, и многое другое. Планирование сотрудничества средних профессиональных училищ и вузов нужно для того, чтобы среднее специальное образование было социально выгодно для молодёжи.

Предприятия в этом случае могут получить молодых специалистов — принять на работу понравившихся специалистов после окончания обучения, а училища и лицеи ждёт производственное обучение, помощь в решении финансовых проблем и многое другое. Но для решения таких вопросов с предприятием должно быть установлено взаимовыгодное крепкое сотрудничество: когда руководство предприятия осознает необходимость в молодых сотрудниках и уверено в качестве их обучения.

Для училищ социальное партнёрство — один из реальных способов решить материальные проблемы. Финансирование на оборудование очень нужно: часто получается, что в училищах учат работать на одной технике, а, устроившись на завод, выпускники сталкиваются совсем с другой. Нужно стремиться не отставать, чтобы специалисты были квалифицированными.

Ярким примером социального партнерства может послужить сотрудничество профессионального лицея №6 и завода «Электрон». Как рассказала директор лицея Людмила Игоревна Вайспапир, завод очень помогает лицею, в том числе и финансово: помог с ремонтом столовой, с оснащением компьютерного класса, мастерских, возможность проходить практику и так далее.

Большую роль играет и материальная сторона — заработная плата, введение различных пособий, коллектив, его атмосфера, и имя предприятия. На многих предприятиях практика — это уже возможность заработать деньги, так как выплачиваются ученические пособия.

Также на многих предприятиях сохранилась система наставничества — форма обучения, позволяющая передать практические знания и опыт от мастера к ученику. Практика полезна не только предприятиям, но и учащимся — это то, что поможет им адаптироваться к производственному процессу и получить необходимый для работы опыт.

Екатерина ФИЛАТОВА, редакция ОблЦИТ
Фотоиллюстрации Светланы КИТЕЛЁВОЙ

Назад