Новосибирская открытая образовательная сеть




Сейчас

 

Все новости

Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Август 2015 Июль 2015 Июнь 2015 Май 2015 Апрель 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015

 

Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Август 2014 Июль 2014 Июнь 2014 Май 2014 Февраль 2014 Январь 2014

 

Декабрь 2013 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Январь 2013

 

Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Март 2012 Февраль 2012 Январь 2012

 

Декабрь 2011 Ноябрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 Июнь 2011 Май 2011 Апрель 2011 Март 2011 Февраль 2011 Январь 2011

 

Декабрь 2010 Ноябрь 2010 Октябрь 2010 Сентябрь 2010 Август 2010 Июль 2010 Июнь 2010 Май 2010 Апрель 2010 Март 2010 Февраль 2010 Январь 2010

 

Декабрь 2009 Ноябрь 2009 Октябрь 2009 Сентябрь 2009 Август 2009 Июль 2009 Июнь 2009 Май 2009 Апрель 2009 Март 2009 Февраль 2009 Январь 2009

 

Декабрь 2008 Ноябрь 2008 Октябрь 2008 Сентябрь 2008 Август 2008 Июль 2008 Июнь 2008 Май 2008 Апрель 2008 Март 2008 Февраль 2008 Январь 2008

 

Декабрь 2007 Ноябрь 2007 Октябрь 2007 Сентябрь 2007 Август 2007 Июль 2007 Июнь 2007 Май 2007 Апрель 2007 Март 2007 Февраль 2007 Январь 2007

 

Декабрь 2006 Ноябрь 2006 Октябрь 2006 Сентябрь 2006 Август 2006 Июль 2006 Июнь 2006 Май 2006 Апрель 2006 Март 2006 Февраль 2006 Январь 2006

 

Декабрь 2005 Ноябрь 2005 Октябрь 2005 Сентябрь 2005 Август 2005 Июль 2005 Июнь 2005 Май 2005 Апрель 2005 Март 2005 Февраль 2005 Январь 2005

 

Декабрь 2004 Ноябрь 2004 Октябрь 2004 Сентябрь 2004 Август 2004 Июль 2004 Июнь 2004 Май 2004 Апрель 2004 Март 2004 Февраль 2004 Январь 2004

 

Декабрь 2003 Ноябрь 2003 Октябрь 2003 Сентябрь 2003 Август 2003 Июль 2003 Июнь 2003 Май 2003 Апрель 2003 Март 2003 Февраль 2003 Январь 2003
08.09.2005

Обзор прессы №158

Ведущая рубрики – Анна Петрова

На сегодняшний день в школах Новосибирска открыты 64 вакансии, сообщает газета «Вечерний Новосибирск» от 6 сентября — в основном городу не хватает учителей начальных классов, преподавателей физкультуры, английского языка и основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ).

«Разумеется, те школы, где есть нехватка кадров, выкручиваются как могут, — рассказывает начальник отдела организации кадровой политики управления образования Ирина Тарасова. — Составляется гибкое расписание: к примеру, уроки английского разбиваются на две смены. Конечно, педагог, который ведет их, работает, как говорится, за двоих, но ничего не сделаешь — школьники должны получать знания в полном объеме». По оценке специалиста управления образования, такая ситуация в школах сложилась по одной-единственной причине: в школах работают учителя пенсионного и предпенсионного возраста, а молодые специалисты не горят желанием пополнить педагогические ряды. Поэтому управлением образования разработана специальная программа «Кадры», которая должна восполнить «поредевшие» ряды педагогов.

Сейчас сорок студентов обучаются в НГПУ в рамках проекта целевой контрактной подготовки, — продолжает Ирина Ивановна. — Все они были направлены в университет районными отделами образования, учатся за счет городского бюджета и после окончания будут распределены в обязательном порядке по школам города. Что касается молодых специалистов, то в прошлом году в школы города их пришло 172 человека, в этом году мы их ожидаем числом 183. Каждому из тех, кто впервые пришел работать в муниципальную школу, положено единовременное пособие в размере 2455 рублей. Будем надеяться, что они восполнят кадровый дефицит.

*******************************

А как себя чувствуют учителя? Помнит ли государство о тех, кто каждый год идет в школу не получать знания, а отдавать? Этим вопросом задалась газета «Аргументы и Факты» от 7 сентября.

Учебный год учителя встретили в активной подготовке к Всероссийской забастовке, которая должна пройти 12 октября. В последний день августа, пока родители закупали цветы и форму для детей, региональные профсоюзы работников образования и науки собрались на селекторное совещание, чтобы сформулировать свои требования. «Неблагодарные! — воскликнут чиновники, заламывая руки. — Ведь только 1 сентября мы повысили им зарплату аж на 11%!»

«До 1 января 2005 г. зарплату учителям не повышали 15 месяцев подряд, — говорит Татьяна Куприянова, зам. председателя Российского профсоюза работников образования и науки. — В начале этого года подняли на 20% (и то — под угрозой забастовки). Но вы посчитайте: по данным Росстата, за первое полугодие тарифы на жилищно-коммунальные услуги выросли на 29%, а в некоторых регионах — на 40–50%. Так что «съела» инфляция наше повышение. Сейчас больше половины зарплаты учителя идет на оплату коммунальных услуг. И сентябрьская индексация не компенсирует ему роста стоимости жизни».

Давайте оперировать цифрами. Порой сухая статистика бывает выразительнее любых слов. По данным того же Росстата, средняя зарплата в России за первое полугодие этого года была 8464 рубля. А воспитатели в детском саду получают 3966 руб., учителя в школе — 4808 руб., преподаватели в вузе — 8164 руб. Хитроумное манипулирование цифрами дало результат. Теперь зарплата учителя сравнивается с зарплатами в перерабатывающих отраслях (получается где-то 66%). А раньше сравнивалась с зарплатой в промышленности (туда входят и нефтянка, и добыча полезных ископаемых). Там в среднем получают 18 049 руб. Сколько процентов составляет зарплата учителя от зарплаты нефтяника, посчитайте сами. Как выживать?

«Учителя берут 2–2,5 ставки, внеклассные занятия, — говорит Ольга Жеркова, сельская учительница из Ульяновской области. — Знаете, какой наш распорядок дня? Подъем в 5 утра — кормить скотину, в восемь — на работу. Возвращаешься в шесть вечера — опять кормить корову, свинью, полоть на огороде… И до 12 ночи — подготовка к урокам, проверка тетрадей. И при этом учитель на селе — враг номер один. Было время, нам не платили зарплату полгода, а потом выплатили всю целиком. Так мне в доме стекла побили соседи. Говорят: «Ты нас обворовываешь, из-за тебя денег не хватает». Неудивительно, что учитель — это непрестижно. Сегодня тысяча бюджетных мест в педагогических вузах страны не заполнена.

Только 30% выпускников идут работать по профилю. Да и как идти учителем, когда первые два-три года «начинающему» дают на руки 1200 рублей? Кто же через несколько лет будет учить наших детей?

В России не исполняются не только законы, но и наказы самого президента. В Федеральном послании Путин дал установку: за 3 года увеличить зарплаты бюджетников в 1,5 раза (без учета инфляции) и приблизить их к средней зарплате по стране. Правительство это тихо саботирует. «В 2006 году запланировано три повышения, — говорит Татьяна Куприянова. — В марте — на 8%, в мае — на 4,5% и в сентябре — на 6,5%. И чиновники провозглашают, что в итоге повышение составит почти 20%. Но это же неправда! Они ничего не говорят про инфляцию. Зачем людям морочат голову? Если правительство не понимает ничего, кроме забастовок, у нас нет выхода — иначе до следующего учебного года учителя с такими зарплатами просто не доживут».

************************************

В Тульском государственном педагогическом университете (ТГПУ) появился специальный курс “Основы защиты от терроризма”, сообщает газета «Труд» от 3 сентября. Его разработчики считают, что в наши дни учитель должен не только учить и воспитывать, но и оберегать детей. Ведь от его поведения в условиях чрезвычайной ситуации во многом зависит здоровье, а то и жизнь школьников. Речь не только о терроризме - в школах нередки пожары. Именно педагоги могут подать пример выдержки и тем самым предотвратить панику.

«Курс “Основы защиты от терроризма” рассчитан на 102 часа, - рассказывает ректор педуниверситета Надежда Анатольевна Шайденко. - Студенты должны реально представлять общественную опасность терроризма, разбираться в видах терактов и способах их осуществления, правильно действовать, чтобы избежать трагических последствий». Год назад в университете на всех специальностях ввели факультатив “Защита населения и территорий в условиях чрезвычайной ситуации”. Программа разработана вместе со специалистами учебно-методического центра Главного управления по делам ГО и ЧС Тульской области. Первые практические занятия, по словам начальника Института гражданской обороны Бориса Невзорова, были посвящены аварийной эвакуации из автобуса.

Преподаватели университета готовы читать спецкурс и школьным учителям - в рамках повышения квалификации. Дело только за чиновниками от образования. Они говорят, что на “антитеррористические” курсы в бюджете нет денег. Хотя на борьбу с террором выделяются немалые средства. Между тем опыт показал, что класс во главе с обученным учителем эвакуируется в 10 раз быстрее и более дисциплинированно. Педуниверситет приступает к подготовке школьных полицейских - проект осуществляется на грант Министерства образования РФ в 1 миллион рублей. Со временем эти специалисты должны заменить в школах обычных охранников и вахтеров. В числе требований, которые предъявляются к школьному полицейскому, физическая подготовка, владение приемами, знание системы безопасности. Кроме того, он обязан пройти курсы социальной педагогики, конфликтологии, основ физиологии, медицины... В конечном счете именно он отвечает за порядок и безопасность образовательного учреждения и в случае ЧП организует эвакуацию.

Ректор Надежда Шайденко убеждена, что стране нужен специальный закон, регулирующий статус школьного полицейского и условия его подготовки. Пока лишь два десятка педагогических вузов выпускают дипломированных преподавателей ОБЖ (основы безопасности жизни). В большинстве же школ этот предмет ведут бывшие военруки. Причем учебник безнадежно устарел: уже не столь актуально учить школяра, как вести себя при ядерном взрыве, а про терроризм там нет ни слова. Поэтому в Институте гражданской обороны готовят спасателей по собственным методикам, разработанным совместно с ТГПУ. Но безопасность детей не может держаться на голом энтузиазме: противодействие терроризму должно стать системой. После Беслана все должны понимать, что российские школы - самые уязвимые мишени, им нужна особая защита.

**************************************

1 сентября – начало учебного года. Но только не в Японии. Впрочем, это не единственное отличие наших систем образования. В Стране восходящего солнца школа учит быть таким, как все, и не высовываться. Многие десятилетия этот принцип лежал в основе японского школьного образования. Однако в последние годы дискуссия между сторонниками и противниками такого подхода разгорается все сильнее. Рассказывает газета «Трибуна» от 2 сентября.

Стремление учителя к гармонии, бесконфликтности и равным возможностям порой приводит к тому, что школьники теряют стимулы для более активного проявления своих индивидуальных способностей. Обычный класс обычной японской начальной муниципальной школы. Идет урок математики. Ребятишки решают задачки. Один из них щелкает их, как орешки, оставляя своих товарищей далеко позади. Как в этой ситуации мог бы поступить «сэнсэй»? Вполне логично похвалить и предложить подумать над задачами повышенной сложности. Но нет, японский учитель тактично «тормозит» вырвавшегося вперед ученика, давая понять, что желательно подождать остальных. В Японии это называют «забиванием шляпок гвоздиков». Однако не стоит спешить укорять учителя. У него тоже есть свои аргументы.

Рассказывает учитель начальной школы (с 1 по 6-й класс) Саппоро – главного города острова Хоккайдо. «Если я начну всячески поддерживать вырвавшегося вперед математика, то это может вызвать нездоровое чувство зависти у его одноклассников. У них возникнет ощущение, что они хуже своего товарища. В результате отличник может стать «белой вороной». Как же должен поступать японский педагог, когда кто-то из его подопечных начал сильно отставать? В этом случае «сэнсэй» бросается ему на помощь, чтобы по возможности подтянуть до уровня остальных. Между школьниками не должно быть серьезного отрыва.

Но если в начальной школе одежда каждого ребенка зависит от вкуса его родителей, то уже с начала средней школы (с 7-го по 9-й класс) учащиеся обязаны носить единую форму, которая определена школой. Логика здесь такая: именно в это время в одежде школьников особенно сильно проявляется различие в уровне обеспеченности их родителей. В такой ситуации дети из малообеспеченных семей могут почувствовать себя ущемленными, что, естественно, приведет к нарушению принципа гармонии. Кстати, на уроках в подавляющем большинстве муниципальных школ у учащихся не возникает особого желания задавать вопросы: зачем, почему? Дело в том, что за двенадцать лет учебы в начальной, средней и старшей школе японец должен выучить не менее 2000 иероглифов, т. е. минимум, необходимый для поступления в университет. А посему в основе обучения лежит не аналитика, а память.

Японский учитель тысячу раз подумает, прежде чем выгнать кого-то из класса или хотя бы повысить голос. А причина в следующем. Стоит только ребенку сообщить родителям, что «учитель его обидел», разгневанные матери тут же строчат «телегу» в городской комитет народного образования, который чаще всего принимает сторону «потерпевших». А посему учителю приходится терпеливо убеждать ребенка в том, что такое хорошо и что такое плохо.

А еще детей учат заботиться о слабых, беззащитных и больных. Там же, в Саппоро, в начальной школе по соседству с обычными аудиториями находился класс, специально оборудованный для школьников-инвалидов. Его называли «Солнышко». Одна часть комнаты предназначена для занятий, а другая – для игр. Учителя сумели создать такую атмосферу, что дети из обычных классов стали ощущать потребность заходить в аудиторию к больным сверстникам поиграть или просто поговорить с ними. Именно с помощью такой атмосферы, по мнению японских врачей, психологов и педагогов, дети-инвалиды смогут почувствовать себя такими же, как все.

В Японии государство старается сделать все возможное, чтобы школьники из малообеспеченных семей не чувствовали себя изгоями. До конца средней школы, т. е. до 9-го класса (обязательное образование), образование бесплатное для всех. А школьники из семей с небольшими доходами обеспечиваются бесплатными обедами и медицинским обслуживанием.

На Хоккайдо, расположенном на севере страны, зимой на уроках физкультуры детей обучают кататься на горных лыжах. Школьники из малообеспеченных семей в специальных магазинах получают новенький комплект, состоящий из ботинок и лыж, а в средней школе их обеспечивают дотацией для покупки школьной формы. Рассказ о японской школе будет неполным без упоминания о специализированных школах, являющихся составной частью государственных педагогических университетов. Их особенность в том, что принимают туда только на основе конкурсного отбора. Существенно отличаются и методы обучения.

О содержании такого конкурса рассказывает один из руководителей специализированной школы при Хоккайдском педагогическом университете. В том году конкурс был примерно 6 человек на место. Всех шестилетних кандидатов собрали в огромном зале и разделили на группы по 4–5 человек. Каждой группе дали внушительный набор со «стройматериалом», т. е. кубиками, и предложили построить детский сад будущего. Работа закипела. За действиями маленьких строителей внимательно наблюдали педагоги и психологи. Их первая задача заключалась в том, чтобы выявить в каждой группе лидера. Наверное, именно эти детишки и победили в отборочных испытаниях? Ничего подобного. В каждой группе победил тот, кто лучше других сотрудничал с лидером. Ведь важно умение дружно и эффективно действовать в составе группы, обеспечивая гармонию и бесконфликтность. А в чем же различие методов обучения? В таких специализированных школах детей учат задавать вопросы – «почему, зачем», а также сомневаться и дискутировать.

Назад