Новосибирская открытая образовательная сеть




Сейчас

 

Все новости

Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Август 2015 Июль 2015 Июнь 2015 Май 2015 Апрель 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015

 

Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Август 2014 Июль 2014 Июнь 2014 Май 2014 Февраль 2014 Январь 2014

 

Декабрь 2013 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Январь 2013

 

Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Март 2012 Февраль 2012 Январь 2012

 

Декабрь 2011 Ноябрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 Июнь 2011 Май 2011 Апрель 2011 Март 2011 Февраль 2011 Январь 2011

 

Декабрь 2010 Ноябрь 2010 Октябрь 2010 Сентябрь 2010 Август 2010 Июль 2010 Июнь 2010 Май 2010 Апрель 2010 Март 2010 Февраль 2010 Январь 2010

 

Декабрь 2009 Ноябрь 2009 Октябрь 2009 Сентябрь 2009 Август 2009 Июль 2009 Июнь 2009 Май 2009 Апрель 2009 Март 2009 Февраль 2009 Январь 2009

 

Декабрь 2008 Ноябрь 2008 Октябрь 2008 Сентябрь 2008 Август 2008 Июль 2008 Июнь 2008 Май 2008 Апрель 2008 Март 2008 Февраль 2008 Январь 2008

 

Декабрь 2007 Ноябрь 2007 Октябрь 2007 Сентябрь 2007 Август 2007 Июль 2007 Июнь 2007 Май 2007 Апрель 2007 Март 2007 Февраль 2007 Январь 2007

 

Декабрь 2006 Ноябрь 2006 Октябрь 2006 Сентябрь 2006 Август 2006 Июль 2006 Июнь 2006 Май 2006 Апрель 2006 Март 2006 Февраль 2006 Январь 2006

 

Декабрь 2005 Ноябрь 2005 Октябрь 2005 Сентябрь 2005 Август 2005 Июль 2005 Июнь 2005 Май 2005 Апрель 2005 Март 2005 Февраль 2005 Январь 2005

 

Декабрь 2004 Ноябрь 2004 Октябрь 2004 Сентябрь 2004 Август 2004 Июль 2004 Июнь 2004 Май 2004 Апрель 2004 Март 2004 Февраль 2004 Январь 2004

 

Декабрь 2003 Ноябрь 2003 Октябрь 2003 Сентябрь 2003 Август 2003 Июль 2003 Июнь 2003 Май 2003 Апрель 2003 Март 2003 Февраль 2003 Январь 2003
22.11.2013

Обзор прессы № 470

Равнение направо
 
«Гениально!» – обычно говорим мы про какие-то творческие идеи или решения. Конечно, можно так сказать и про работу автомеханика. Но это будет означать, что и она включала в себя элемент творчества. В то же время централизованно мы развиваем в себе и детях лишь то, что умеет пусть умная и хорошая, но машина, а не то, чем отличается человек.
 
Так, например, вся система общего образования направлена на развитие левого полушария головного мозга. Это чтение, письмо, запоминание фактов, дат, имен, формул, логика и анализ.
Развитию же правого полушария не только не посвящены предметы, но и его возможности считаются вредными для ученика.
Например, фантазеры и мечтатели часто оказываются на последних партах, где им не будут мешать учителя. А учителя, в свою очередь, порой выставляют таких учеников из класса, чтобы это «витание в облаках» не мешало им вести урок. Золотые медали получают те, кто чище и правильнее может писать слова, запоминает цифры и понимает буквальное значение того, что ему расскажут на занятиях. Забывая, что переносные значения и образы не менее важны. Что способность понимать метафоры – это, прежде всего, способность понимать чужое воображение.
И даже на, казалось бы, творческих занятиях музыкой или изо обучают технике, а не восприятию в целом. А сочинения по русскому языку и литературе на самом деле не предполагают никакого сочинения. Никто не дает задание «выдумай, как ты провел лето» или «сочини про «Войну и мир». Напротив, пятерки в таких «сочинениях» ставят за правописание и анализ. А выдумка будет лишь снижать балл, и хорошо, если не до кола, поскольку считается, что раз придумал (наплёл!), то и не читал вовсе (выкрутился!).
Правое полушарие отвечает и за веру – не только в Бога, но и за доверие между людьми. Однако о каком доверии можно говорить, если вся школьная программа – это проверка, а честный ответ «не читал» влечет дисциплинарную запись в дневнике, а может быть, и вызов в школу родителей? Кстати, сам дневник и, особенно, подпись родителя, что тот его видел, также делают недоверие нормой. В то время как все отношения в обществе, включая экономические (где кредит произошел от лат. сredere – доверять) и политические, основаны на доверии и напрямую от него зависят. 
Не развиваются в школе и чувства, а также эмоции. Чувствительного и эмоционального человека называют несдержанным. Хотя что может быть более сдерживающим, чем такое чувство, как, например, ответственность.
В то же время интуиция и способность увидеть картину в целом, а не по частям – что возможно лишь вообразительным, а не логическим путем – являются решающими в любом деле. Но эти способности не считаются объективными. О них не пишут в резюме.
И дело не только в «метафизике». Физически мы также в основном устремлены в правую часть нашего тела (за которую зеркально, как мы помним, отвечает левое полушарие головного мозга). Где правая рука – основная. Где движения начинаются с правой ноги. Мир, где даже стрелки у часов идут вправо и буквы стремятся туда же.
Нам так удобнее – скажете вы. Тогда не ждите озарения, которое живет на другой стороне. И не сетуйте, что человека заменяет компьютер, не развивая при этом то, что у машины отсутствует.
 
«Аргументы и факты», «Светлана Шмелева: право на право», 20 ноября 2011 г.
 
 
Робот учит эмоциям
 
В ленфильмовской ленте 1967 года «Его звали Роберт» рассказана история антропоморфного, высокоинтеллектуального робота (блистательно сыгранного Олегом Стриженовым), созданного для космических полетов, но не вписавшегося в человеческое общество из-за своей бесчувственности. Робот – воплощение разума, антагонист эмоций… Архетип именно таков. Но сегодня появляется возможность использования роботов в абсолютно неожиданной отрасли, для психотерапии. Причем – психотерапии детей. И детей именно с нарушениями эмоционального контакта, детей-аутистов. 
 
Именно о такой возможности рассказывает «Международный журнал социальной робототехники» в статье «Почему робот? Обзор роли и пользы применения социальных роботов для лечения детей-аутистов» группы ученых из Национального университета Сингапура. То есть – парадокс: рациональный робот помогает детям с эмоциональными нарушениями…
Для начала посмотрим, что такое аутизм. Состояние психики, характеризующееся преобладанием замкнутой внутренней жизни и активным отстранением от внешнего мира. Старые энциклопедии его не знали: внимание к этому расстройству начало расти с восьмидесятых годов прошлого века. Может, не умели диагностировать, может, встречалось оно тогда реже. Только вот сейчас – стало весьма распространенным. 
Что такое аутизм – достоверно неизвестно. Ясно можно сказать одно: та нейросеть, которая и представляет собой нашу личность, скоммутировалась у аутистов не так, как у большинства. Где-то к трем годам (при условии внимательного наблюдения и качественной диагностики) выясняется, что ребенок с первых месяцев жизни не отвечает улыбкой на улыбку, обращенную к нему, меньше пытается изменением позы помочь взрослым взять его на руки, не стремится заглянуть в глаза. То есть все то, что запрограммировано в ребенке эволюцией, проходившей в обществе, где взрослые заботятся о детях, у аутистов подавлено.
Ребенок-аутист куда реже, чем большинство детей, оказывается склонен отзываться на свое имя. Не стремится к эмоциональному общению с другими людьми. Не умеет «читать» эмоции окружающих – и в результате этого оказывается не способен к невербальному общению. Даже такая простая операция, как действия по очереди с другими детьми в играх или в столовой детского сада, представляет для него проблемы. Причем логические способности – не связанные с «моделированием» эмоций и поведения окружающих – у детей-аутистов очень часто бывают не ниже, чем в среднем.
То же самое – и с владением языком. Дети-аутисты, при отсутствии у них функциональных расстройств, имеют словарный запас и навык в правописании ничуть не ниже, чем обычные, а аутисты-взрослые даже превосходят «контрольную группу». Но – с одним исключением. Образная речь, выражение эмоций и ассоциативных связей может от них ускользать… 
Почему раньше аутистов было мало? Причина – в уровне тогдашних технологий. Тому, кто не умеет координировать свои действия с другими – хотя бы черпая в очередь из общей миски щи, – мало что светило в традиционном обществе. Он негоден ни на облавной охоте, ни в строю фаланги. Да и в ватаге тянущих баржу бурлаков и артели ладящих избу плотников он работать не сможет…
А теперь технология дала человечеству столько благ, что социальные институты могут позволить и заботу о неприспособленных. Но и технология позволяет позаботиться об этих людях. Если и не излечить их, то помочь в социализации.
Еще тридцать пять лет назад отечественные исследователи отмечали формирование у детей-аутистов эмоциональной связи с… игрушками! А в фильме «Его звали Роберт» главный персонаж глядел на игрушечного «Петрушку» со словами «Он такой же, как и я, только маленький», находя подобие с куклой. И вот сингапурские исследователи в наши дни решили использовать особенности детей-аутистов для формирования у них эмоциональных и социальных навыков.
Робот обладает бесконечным временем и бесконечным терпением. Это свойство и использовали сингапурские ученые, запрограммировав «железных людей» помогать аутистам. Прежде всего, социальные роботы (Social robots) смогут много раньше диагностировать расстройство. Андроид с камерами вместо глаз способен распознавать направления взгляда младенца, делать выводы о его концентрации внимания и сообщать медикам и родителям о проявлении тревожных признаков. 
Роботы берут на себя задачу формирования у детей навыков смотреть людям в глаза, действовать с ними в очередь, бросать другим мяч, приветствовать. Это вполне успешно делают любящие родители, педагоги-подвижники. Но у родителей нет опыта, а у педагогов – времени на множащихся аутистов. 
Роботы FACE team проектировались специально для демонстрации эмоций.
Тут нет никакой мистики. Эти устройства просто смотрят на детей-аутистов, анализируют их состояние и выполняют определенные, запрограммированные с терапевтическими целями действия. Снова и снова. Не утомляясь и не раздражаясь. Пока у ребенка не сформируются окольные нейроцепи, позволяющие ему научиться бросать мячик товарищу, улыбаться в ответ на чужую улыбку и приветствовать окружающих словом и доброжелательным жестом. Робот тут оказывается ценным помощником терапевта и педагога-дефектолога. Так что технология – при использовании ее в гуманных целях – позволяет возвращать в общество тех, кого списала в расход слепая садистка эволюция…
 
«Компьютерра», «Робот работает психотерапевтом», 19 ноября 2013 г.
 

Назад