Новосибирская открытая образовательная сеть




Сейчас

 

Все новости

Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Август 2015 Июль 2015 Июнь 2015 Май 2015 Апрель 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015

 

Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Август 2014 Июль 2014 Июнь 2014 Май 2014 Февраль 2014 Январь 2014

 

Декабрь 2013 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Январь 2013

 

Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Март 2012 Февраль 2012 Январь 2012

 

Декабрь 2011 Ноябрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 Июнь 2011 Май 2011 Апрель 2011 Март 2011 Февраль 2011 Январь 2011

 

Декабрь 2010 Ноябрь 2010 Октябрь 2010 Сентябрь 2010 Август 2010 Июль 2010 Июнь 2010 Май 2010 Апрель 2010 Март 2010 Февраль 2010 Январь 2010

 

Декабрь 2009 Ноябрь 2009 Октябрь 2009 Сентябрь 2009 Август 2009 Июль 2009 Июнь 2009 Май 2009 Апрель 2009 Март 2009 Февраль 2009 Январь 2009

 

Декабрь 2008 Ноябрь 2008 Октябрь 2008 Сентябрь 2008 Август 2008 Июль 2008 Июнь 2008 Май 2008 Апрель 2008 Март 2008 Февраль 2008 Январь 2008

 

Декабрь 2007 Ноябрь 2007 Октябрь 2007 Сентябрь 2007 Август 2007 Июль 2007 Июнь 2007 Май 2007 Апрель 2007 Март 2007 Февраль 2007 Январь 2007

 

Декабрь 2006 Ноябрь 2006 Октябрь 2006 Сентябрь 2006 Август 2006 Июль 2006 Июнь 2006 Май 2006 Апрель 2006 Март 2006 Февраль 2006 Январь 2006

 

Декабрь 2005 Ноябрь 2005 Октябрь 2005 Сентябрь 2005 Август 2005 Июль 2005 Июнь 2005 Май 2005 Апрель 2005 Март 2005 Февраль 2005 Январь 2005

 

Декабрь 2004 Ноябрь 2004 Октябрь 2004 Сентябрь 2004 Август 2004 Июль 2004 Июнь 2004 Май 2004 Апрель 2004 Март 2004 Февраль 2004 Январь 2004

 

Декабрь 2003 Ноябрь 2003 Октябрь 2003 Сентябрь 2003 Август 2003 Июль 2003 Июнь 2003 Май 2003 Апрель 2003 Март 2003 Февраль 2003 Январь 2003
11.10.2005

А. Г. Асмолов: «Школьная семья находится в любовной депривации!»

А.А. Флек, А.Г. Асмолов, Л.Н. АнтоноваПриезд в Новосибирск заведующего кафедрой развития личности факультета психологии МГУ им. Ломоносова, доктора психологических наук, профессора, члена-корреспондента Российской Академии Образования Александра Григорьевича Асмолова почти остался незамеченным. Он был в нашем городе вместе с министром образования Правительства Московской области Л. Н. Антоновой, но за один день успел встретиться с новосибирскими коллегами и выступить перед педагогами, проходившими курсы в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования.

А.А. Флек, А.Г. АсмоловВыступление А. Г. Асмолова поразило собравшихся в НИПКиПРО своей эмоциональностью и открытостью. Он говорил о проблемах резко и образно:

— Дорогие коллеги! Важно, что сегодня проходит вот такое общение между регионами, между коллегами, работающими над одними и теми же проблемами, решающими одни и те же задачи. К сожалению, мы друг друга недостаточно знаем и чувствуем. Из фильма и выступления Лидии Николаевны Антоновой видно, что в образовании всегда начинают с формулы: «У нас кризис!». И эта формула звучит ровно столько, сколько существует само образование! Мы единственная страна, которая влюблена в свой собственный кризис. Мы с ним не можем расстаться. И когда в этой ситуации мы говорим, что школа должна выживать, то об этом начинают говорить все! Но мы должны понимать, что школа и образование в целом должны не выживать, а жить! Есть лучики удач, например, в системе образования и в программе развития Московской области, в которой я являюсь научным руководителем. Но я не могу не исполнить «Плача Ярославны», в последнее время это становится «гимном российского образования». Я обозначу риски в образовании, которые во многом компенсированы в программе развития Московской области.

Александр Григорьевич АсмоловРиск №1 — резкое, иногда недостаточно обдуманное введение профильной школы. Я часто цитирую диссертацию, которая попала мне на глаза. Я был в восторге от её названия — «Профориентация к шахтёрским профессиям в старших группах детского сада». Я хочу, чтобы вы обратили внимание на это название и поняли, до какого абсурда мы можем дойти, когда вводим что-то новое в систему образования.

Сила нашей школы была и остаётся в том, что эта школа универсального образования! В возрасте 13-ти лет знает ли человек, кем он будет и что ему выпадет в судьбе, какие профессии он освоит? Мне 56 лет, но я думаю, что ещё несколько раз поменяю профессию, буду искать себя! Нормальная черта личности человека — это поиск самого себя! И когда личность в возрасте 14-ти лет мы загоняем в узкоколейку специальных способностей и профильного обучения, мы создаём рисковую ситуацию! Поэтому после разговора с министром образования РФ и специалистами министерства образования Правительства Московской области, мои собеседники задумались над вопросом: как отступать от профильного обучения, если мы сами всем школам настойчиво его рекомендовали? Но ведь Кутузов отступил! И выиграл! Москву сдал, а Россия всё равно потом победила!

Какой выход мы предлагаем? Наряду с профильными классами, которые мы внедряем с недюжинной силой, близкой к изнасилованию, нужно вводить универсальные классы! Советская школа была сильна универсальностью. И эту универсальность наряду с профильностью никто не отменял. Поэтому подумаем о планах, связанных с универсальным компонентом, в культурологическом, в широком смысле слова «компонент».

Вузы «заболели» бакалаврами. Бакалавр — (как определяют его в Германии) материал, годный к дальнейшему его использованию. Получается диссонанс: узкая подготовка в школе и широкая подготовка в вузе! Давайте вместе подумаем: как здесь поступить?

Александр Григорьевич АсмоловРиск №2 — до сих пор продолжаются дискуссии по поводу того, сколько лет обучать ребёнка в школе: 10, 11 или 12? Нас спрашивают: когда начинать предшкольное обучение? Иногда задают гордые вопросы: а с 4-х лет можно? Вопросы, которые мы ставим в реформах образования, иногда звучат фальшиво. Надо интересоваться не возрастом, с которого начинается предшкольное обучение, а тем, какими методами, с какими учителями и в каких формах нужно и можно его проводить.

Один из моих учителей Даниил Борисович Эльконин всегда подчёркивал: обучение должно войти в жизнь ребёнка через ворота детской игры. Поэтому без игровых методов нельзя обойтись, даже если вы в 4 года даёте ему возможность мотивации к познанию и творчеству.

Мой учитель Лури пошутил однажды: «Величие учёного определяется тем, насколько он задержал развитие своей науки». На самом деле, школа Каменского — это фабрика массового ученика, придуманная в средневековый период и блестяще решающая задачи через дидактику. Но сегодня нужны вариативное образование и вариативная дидактика! Это совершенно иные пути, поэтому мы должны чётко обдумать все ситуации, касающиеся предшкольного периода, иначе мы столкнёмся с трудностями. И, наконец, во всех учебниках, по которым учили вас и в которых были осколки психологии, говорилось о кризисах развития: кризис трёхлеток, кризис семилеток, кризис бури и натиска, как говорят психологи про кризис подросткового возраста. А кто эти кризисы делает? Задумайтесь! Биология? Да, её слово имеет место. Но давайте посмотрим на кризис семилетнего возраста: ребёнок переходит из детского сада в школу, происходит разрыв пространства. Отсюда возникают новые нормативные требования, новые требования к жизни. И здесь критический период нарастает.

Когда ребёнку исполняется 12 лет, мы из начальной школы переходим в среднюю. Он был с одним учителем, а теперь у него много учителей-предметников. Он попадает в иную среду коммуникаций. Помните, на Востоке была такая форма казни, когда человека привязывали к двум кобылам и тянули в разные стороны? А мы «привязываем» ребёнка к разным предметам и тянет сразу в несколько сторон! В начальной школе у него психология развивающего обучения, а потом у него начинается традиционное предметное обучение. Конечно, в этом есть и моя вина. Ведь мы имеем столкновение стилей! Иными словами, здесь много проблем.

В связи с этим мы предлагаем обсудить вопрос о создании целевых программ и целевых проектов в образовании. Мы считаем, что нужна программа под названием «Школьная семья». Есть сложные проблемы детей учителей, управленцев, директоров школ. Уделяя огромное внимание ученикам, учитель или директор школы свою семью оставляет без должного внимания. Его семья оказывается в любовной депривации, если говорить научным языком. Но ведь ученик ходит в школу 10 лет, а учитель будут и дальше ходить на уроки… Учителю труднее идти в школу, чем ученику! Проблема школьной семьи — особая проблема. Поэтому практическая служба психологии образования крайне важна и необходима, она должна быть повёрнута к учителю! При условии, что психолог — не человек с тестом в зубах. Психолог должен быть мастером по человеческому общению. Он должен выполнять психотерапевтические функции, а не искать в школе конфликты. Если психолог — конфликтосозидатель, то он приходит в школу и спрашивает: «А где у вас в школе конфликты? Нет? Будут!» В образовании всегда много проблем. Но если есть свет в душе учителя, если есть возможность общения с коллегами, то ничто этого не заменит. Поэтому я говорю новосибирским учителям огромное спасибо за то, что вы нашли в себе толерантность и выслушали другие подходы на существующие в образовании проблемы. Обмен толерантностью может перерасти в обмен любовью. Этого вам и желаю!

На этом закончилась встреча знаменитого российского психолога с новосибирскими педагогами. После слов, особенно таких ярких и на актуальные темы, так и хочется приступить к делу, к нашему общему делу воспитания подрастающего поколения. И главное здесь не действовать в одиночку!

Анжелика ЗАСЯДЬКО, редакция ОблЦИТ
Фотоиллюстрации автора

Назад