Новосибирская открытая образовательная сеть




Сейчас

 

Все новости

Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Август 2015 Июль 2015 Июнь 2015 Май 2015 Апрель 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015

 

Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Август 2014 Июль 2014 Июнь 2014 Май 2014 Февраль 2014 Январь 2014

 

Декабрь 2013 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Январь 2013

 

Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Март 2012 Февраль 2012 Январь 2012

 

Декабрь 2011 Ноябрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 Июнь 2011 Май 2011 Апрель 2011 Март 2011 Февраль 2011 Январь 2011

 

Декабрь 2010 Ноябрь 2010 Октябрь 2010 Сентябрь 2010 Август 2010 Июль 2010 Июнь 2010 Май 2010 Апрель 2010 Март 2010 Февраль 2010 Январь 2010

 

Декабрь 2009 Ноябрь 2009 Октябрь 2009 Сентябрь 2009 Август 2009 Июль 2009 Июнь 2009 Май 2009 Апрель 2009 Март 2009 Февраль 2009 Январь 2009

 

Декабрь 2008 Ноябрь 2008 Октябрь 2008 Сентябрь 2008 Август 2008 Июль 2008 Июнь 2008 Май 2008 Апрель 2008 Март 2008 Февраль 2008 Январь 2008

 

Декабрь 2007 Ноябрь 2007 Октябрь 2007 Сентябрь 2007 Август 2007 Июль 2007 Июнь 2007 Май 2007 Апрель 2007 Март 2007 Февраль 2007 Январь 2007

 

Декабрь 2006 Ноябрь 2006 Октябрь 2006 Сентябрь 2006 Август 2006 Июль 2006 Июнь 2006 Май 2006 Апрель 2006 Март 2006 Февраль 2006 Январь 2006

 

Декабрь 2005 Ноябрь 2005 Октябрь 2005 Сентябрь 2005 Август 2005 Июль 2005 Июнь 2005 Май 2005 Апрель 2005 Март 2005 Февраль 2005 Январь 2005

 

Декабрь 2004 Ноябрь 2004 Октябрь 2004 Сентябрь 2004 Август 2004 Июль 2004 Июнь 2004 Май 2004 Апрель 2004 Март 2004 Февраль 2004 Январь 2004

 

Декабрь 2003 Ноябрь 2003 Октябрь 2003 Сентябрь 2003 Август 2003 Июль 2003 Июнь 2003 Май 2003 Апрель 2003 Март 2003 Февраль 2003 Январь 2003
14.10.2005

«Спасибо за понятные учебники!»

13 октября в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования прошёл информационно-методический семинар «Новое в учебно-методическом комплекте по химии. Проблемы преподавания химии и подготовки к ЕГЭ» с участием одного из авторов комплекта Нины Степановны Новошинской. На семинар приехали учителя химии общеобразовательных учреждений и методисты из Новосибирска и области. О методическом комплекте, его особенностях и основных методиках рассказала сама Нина Степановна:

— Как Вы разрабатывали этот комплект?

— Мы начали заниматься комплектом шестнадцать лет назад, а учебники идут в школах только пятый год. Так что первый успех пришёл не с учебниками, а именно с методическими разработками. У нас было много вариантов — методические разработки для общей химии в трёх-четырёх вариантах, также органической, типы задач в шести. С каждым вариантом шли какие-то улучшения, и в конечном итоге и учителя, и методисты стали советовать браться уже за учебники, и действительно, накопилось много материала. Конечно, этого я достигла, благодаря более сорокалетнему опыту работы в школе, лицее, вузе, и то, что я более тридцати лет читаю лекции на курсах повышения квалификации учителей. И в настоящее время я продолжаю читать лекции и в Москве, Подмосковье, Волгограде, Краснодаре, и по всей России. Последний курс лекций по своей методике читала в Оренбурге и в Самаре. Так что опыт и наработки продолжают накапливаться.

— Какие особенности у Вашего учебно-методического комплекта (УМК), чем он отличается от других?

— Наша особенность в том, что главная концепция нашего курса — исключить механическое заучивание, поэтому везде материал подеётся так, что ребёнок должен сам работать с таблицами, алгоритмами, которые написаны в учебнике. Давно установлено, что как бы не объяснять — усваеваемость знаний 10%, если объяснять и показывать опыты, таблицы — до 25%. А если ребёнок начинает сам разбирать, то усваеваемость резко повышается, до 90% и даже выше. Самое важное, чтобы ребёнок сам работал. И вторая наша концепция — научить детей работать с книгой. Кроме этого, так как мы исходим из того, что учебник должен соответствовать своему названию — то есть он должен учить, мы даём очень много алгоритмов — на составление уравнений, решение задач, вывод формул и так далее. Поэтому, работая с нашими учебниками, меняются сами функции учителя — он из учителя, носителя информации, превращается в консультанта. Это развивающее обучение — ребёнок учится, а учитель консультирует, помогает ему осваивать предмет. Учитель приходит в класс и говорит: сегодня мы будем составлять формулы по степени окисления. Называет тему: оксиды. И ребята начинают работать, опираясь на имеющиеся знания, пользуясь таблицами, начинают сами писать формулы.

— Из чего состоит ваш учебно-методический комплект (УМК)?

— На сегодняшний день написаны учебники для 9-11 классов. Причём в 10 и 11 классах по два учебника — один для профильного уровня, он рассчитан на три-четыре учебных часа в неделю, а второй — на общеобразовательный уровень, т. е. на два часа в неделю, и на базовый уровень непрофильных классов профильных школ — один час в неделю. К этим учебникам для всех классов есть сборники самостоятельных работ. В сборнике по двадцать пять вариантов заданий, и в конце для каждого класса дана итоговая годовая работа. Сборники работ для 10, 11 классов также двухуровневые: на общеобразовательный и на профильный уровни. Эти сборники полностью раскрывают картину по подготовке к единому государственному экзамену и вступительным экзаменам по химии.

— Расскажите, пожалуйста, подробнее о сборнике самостоятельных работ. Из чего он состоит?

— В сборниках собраны все типы школьных задач с 8 по 11 классы. Причём мы подобрали очень интересные типы задач и способы их решения. Там разбираются не только все типы задач — на электролиз, на скорость, на равновесие, на вывод формул и так далее — но и такие тонкости, которые часто встречаются на олимпиадах, на вступительных экзаменах. Приведу такой пример: задачи на избыток-недостаток в нашем сборнике разбиваются на два типа. Первый тип — избыток не реагирует с продуктом реакции, второй тип — избыток реагирует с продуктом реакции. И поэтому задача разбита на вот эти особенности. Дан тип решения задач, методика — несколько способов, и к этому типу уже даны конкретные задачи с ответами, от простых к более сложным. И в конце сборника уже комбинированные сложные задачи. Таким образом, мы учим детей решать самые простые и сложные задачи поэтапно.

— В комплект включены задания для коллективной работы учащихся?

— У нас практические работы и в 8, и в 9 классах носят элемент исследования. Например, готовим раствор с определённой массовой долей растворённого вещества. Класс разбивается на группы по четыре человека. Один человек готовит раствор с массовой долей 5%, второй — 10%, третий — 15%, и последний — 20%. Потом определяют плотность каждого раствора, составляют таблицу — плотность и соответствующая массовая доля раствора, концентрация. Учитель в это время говорит: ребята, вот точно также работали учёные и получили таблицу, которой вы пользуетесь.

Вот сегодня вы работали как учёные. То есть здесь плюс и в том, что ребята работают вместе, сравнивают результаты, и в том, что всё проходит в форме исследования — это позволяет заинтересовать учеников.

— Какие ещё Вы используете формы обучении, чтобы предмет был интересен детям?

— У нас много показано практических назначений химии, тех или иных соединений, веществ и так далее, также много практических работ жизненных. Например, в 8 классе появляется понятие pH. Было сложно ввести это понятие, потому что в 8 классе ребята ещё не знакомы с логарифмами. Мы этот момент обошли так: сказали, что реакцию раствора выражают физической величиной, которая называется водородным показателем и выставляют pH. Была такая практическая работа: первый опыт — ребята получают задание от учителя и определяют значение pH с помощью универсального индикатора, и сравнивают с учительским. Вторая работа — приготовление вытяжки из почвы, почву можно взять на клумбе около школы, например; и определить значение pH. После этой работы нам рассказывали родители: дети приходят домой, бегут на участок или к клумбам во дворе, пробуют землю, и говорят — вот, здесь земля хорошая, а здесь закислена, надо посыпать золой или известью… Они сразу находят практическое применение знаниям, а этот фактор очень влияет на интерес детей. Я считаю, что это важно, чтобы ребятам было интересно учиться, и чтобы они понимали, для чего им нужна химия.

— В каких регионах учителя работают по Вашим УМК?

— По нашей линии работает юг России — это Краснодарский край, Кабардино-Болкария, Карачаево-Черкесия, Калмыкия, часть школ в Ставропольском крае, в Воронежской области, Волгоградской области, в Подмосковье — это Раменский район, Климанск, Балашиха, Нагинск; Москва, Санкт-Петербург и многие другие.

— Какие впечатления в регионах от учебника?

— Вы знаете, абсолютно все регионы отмечают то, что у детей химия становится любимым предметом, и в 9 классе многие ребята выбирают экзамен по химии. Формируются профильные классы, и в будущем многие ребята связывают свою профессию с химией. И ваша Болотнинская школа, и несколько новосибирских школ, где учителя начали работать по этим учебникам, отмечают то же самое.

— А какие отзывы по учебникам были для вас самыми приятными?

— Начну издалека: в настоящее время по закону Министерства образования учитель имеет право выбора учебника, поэтому в министерском федеральном перечне учебников много линий. И вот тот учебник, который учителю близок, он и выбирает. Когда учитель и учебник синхронно работают на ученика, ученик начинает лучше понимать и осваивать этот предмет. Поэтому мне очень приятно, когда учителя не просто выбирают наш учебник, но и рекомендуют его друг другу и на различных педагогических семинарах, и просто в ходе совместной работы. И, конечно, также очень приятно, когда дети, где мне не приходилось бывать, часто говорят: «Спасибо вам за понятно написанные учебники!». Вот эти два момента, признание учителей-практиков и детей, — для меня самое важное и приятное.

Своё впечатление об учебно-методическом комплекте на встрече рассказала апробатор, учитель химии Криводановской средней общеобразовательной школы №23 Новосибирского района Наталья Владимировна Булатова:

— Этот учебник — синтез хорошего изложения и полноты информации. Я работала с разными учебно-методическими комплектами, но когда начала преподавать по этому, то сразу почувствовала разницу. Здесь и удобная структура — даны определения новых понятий, есть сноски с интересной информацией в каждом параграфе, прекрасно изложены алгоритмы решения задач — так, что ребёнок, если пропустил урок, то сам может разобраться в материале; даны интересные практические работы. И ученикам самим нравится учебник, они говорят: «А почему у нас раньше не было такого?». Вот это, я считаю, показатель — то, что сами дети отмечают качество.

Екатерина ФИЛАТОВА, редакция ОблЦИТ
Фотоиллюстрации автора

Назад